Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Методы статистической обработки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным Ю.В. Масловой в группу риска появления интернет-зависимости попадают те подростки, которые столкнулись с директивным стилем воспитания, особенно со стороны матерей. Чаще всего у них формируется пассивная агрессия. В юношеском возрасте желание нарушить запреты и проявить уже открытую агрессию возрастает, что может проявиться и в чрезмерном увлечении онлайн играми и социальными сетями. [22, с.25] Многие авторы отмечают, что отношения в семье между подростком и родителями, а также накопленные за детские годы негативные воспоминания являются факторами формирования аддиктивного поведения. И как следствие таких отношений интернет-зависимость связана с психо-эмоциональными проблемами подростка. Отстраненность от реальных контактов с окружающими людьми, погруженность в виртуальный мир, как попытка эмансипации, а с другой попытка найти новых друзей и убежать от одиночества, заложниками которого они стали в своих семьях. В этот период при влиянии интернет-зависимости подростки становятся более раздражительными, чаще выражают вербальную агрессию и даже склонны к вспышкам ярости и гнева, обиды. Подростки, склонные к данному виду аддикции, испытывают трудности самоконтроля и саморегуляции, что также являются последствие гиперопекающего воспитания, а это в свою очередь вызывает новые конфликты, что и проявляться в эмоциональных состояниях обиды, злости. Психологическими характеристиками, которые информируют о том, что подросток может попасть в группу зависимых – это низкая нормативность поведения, низкий социальный интеллект, а также высокий уровень интроверсии [12, с.25]

Таким образом, не сам интернет обладает некими особыми свойствами, которые заманивают людей, а человек, склонный к аддикции, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Но дополняют эту точку зрения тем, что существует определенная взаимообусловленность факторов. Чем старше становится ребенок переходя в юношеский возраст, тем больше меняется роль компьютера и интернета в его жизни. Для подростка – это возможность получения полезной информации, а также расширение своей среды общения. С одной стороны, есть личностные характеристики и особенности, которые будут способствовать попаданию в зависимость от интернета, а с другой, интернет-зависимость будет способствовать раскрытию определенных эмоциональных состояний. [39, с.114-115].

Анализ связи компьютерных игр и эмоций, которые в результате возникают, выявил, что в ходе игры возникают негативные эмоции. Юноша может переживать страх, злость, гнев, но это результат эмпатии со своим героем, отождествление с ним. Это особенно ярко проявляется в тех играх, где подросток может изменить статус своего персонажа, выиграть или проиграть деньги, оказаться «спасителем» своего клана или подвести других игроков. Но все же важная роль здесь отводится не игре, а восприятию игры, а самое главное самого себя. Если уровень притязаний высокий и игровые достижения важны, то и проигрыш будет значить очень много, вызывая недовольство собой и как следствие агрессивное поведение. Следовательно, наблюдается определенная взаимообусловленность: желание разрядиться от агрессии способствует формированию зависимости от игры, но с другой стороны игра влияет на эмоции и поведение игрока, но при учете многих факторов, а не только уровня агрессивности. При этом завышенные ожидания по отношению к себе и ощущение своей грандиозности и последующий проигрыш приведу вероятнее к вспышке агрессии, но вряд ли преобладающие нарциссические черты позволят еще раз сыграть. Так как проигрыш – это как следствие чувство несостоятельности и стыда, что тяжело переживается нарциссической личности.


Э.Фромм выделяет три типа игровых ориентаций в юношеском возрасте, которые непосредственно соотносятся с мерами ориентиров в жизни - биофилический, нарциссический и инцестуально-симбиотическим. Для биофиллического типа характерно переживание положительных эмоций, отсутствие желания повторять одну и ту же игру. Для инцестуального типа характерны и необходимы взаимоотношения, которые складываются во время игры. В процессе игры такой подросток будет испытывать множество эмоций, в том числе страх. Это происходит из-за того, что подросток испытывает страх разрыва симбиотических связей, которые являются довольно частными для онлайн игры с ролевым взаимодействием. Для третьего типа характерно испытывать эмоции негативные, что связано с ощущение недовольства собой, а это в свою очередь вызывает гнев, обиду и иные эмоции. Такая ориентация на игру связана с уровнем желаний и фантазиями о достижениях, но когда их не происходит возникает аффект неадекватности, который сопровождается целым рядом переживаний. Таким образом, Э.Фромм пришел к выводу, что в результате использования компьютерных игр как способа разрядки и «отработки» жизненных ситуаций, наоборот, происходит возрастание негативных аффектов. И комплекс таких переживаний как страх, характерный для второго типа и чувство превосходства над соперником, агрессия, недовольство собой и страх, характерных для этих двух типов ориентации на игру, обуславливают персеверацию игровых ситуаций в обыденной жизни и в сновидениях, что и является причиной возникновения зависимости (аддикции) [26, с.365]

Игровая деятельность по-прежнему остается важной частью развития личности. Сообщество обращает особое внимание на то, что дети и подростки гораздо меньше времени проводят на улице, играя в дворовые игры. Сейчас возросло увлечение компьютерными играми. Помимо влияние на здоровье, обостряются черты личности, эмоциональные состояния. Это происходит из-за того, что заядлые игроки чрезмерно вживаются в роль своего героя не отличая реальности от мира интернета. Также уход в онлайн игры помогает скрыться на время от трудностей внешнего мира и снять с себя ответственность за их решение. Именно поэтому, когда времяпрепровождение в сети нарушается другими людьми это вызывает раздражение, злость и вспышки гнева, обиду из-за непонимания других людей. [39, C.114]

На сегодняшний день большая обеспокоенность родителей состоит в том, что все же компьютерные игры делают детей куда более агрессивными, чем на самом деле они есть. В теоретических подходах выделяется две противоположные точки зрения - теория социального научения, которая утверждает, что игры содержащие модели агрессивного поведения влияют на враждебность ребенка, повышая ее, что подобные модели будут воспроизводиться ими в реальности. Согласно же психоаналитическим теориям, наоборот, компьютерные игры дают возможность отреагировать вытесняемые ребенком агрессивные импульсы, выразить чувства гнева, злости, проявление которых не одобряется окружающими. В этом случае игра может иметь эффект катарсиса, быть средством «самотерапии» для ребенка. [14,С. 81]. На взгляд авторов данной работы отметим, что теория социального научения и повышения враждебности может быть приниматься, но скорее для детского периода, но не для юношеского возраста, где самоконтроль и нравственность находятся на более высоком уровне.


Компьютерные игры очень хорошо имитируют реальность, а неоспоримым приоритетом у современных подростков пользуются агрессивные игры, содержащие сцены насилия. Но сцены насилия окружают их не только в компьютерных играх, но и в социальных сетях, где показаны самые разные видеоролики, а также по телевизору. Исследования западных ученых подтверждают тот факт, что чем чаще человек видит сцены насилия, тем меньше он будет восприимчив к нему в реальной жизни. Однако, это не подтверждает того факта, что сам он станет более агрессивным. Как отмечает ряд авторов, постоянное наблюдение агрессии может изменить индивидуальный образ реальности. Это означает, что люди, часто наблюдающие насилие, склонны ожидать и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним. В рамках теории социального научения существуют данные, которые свидетельствуют о том, что переживания, вызываемые наблюдением агрессии и насилия (а в компьютерных играх подросток не просто наблюдатель, но и участник агрессивных действий), ведут к возбуждению агрессии, повышению ее уровня.Для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей, т.к. большинство аддиктов - люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Выход из виртуальной реальности болезнен для зависимого подростка - он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения. К проблеме высокой тревожности у подростков, имеющих компьютерную игровую зависимость, может быть два подхода: высокая тревожность как причина зависимости от компьютерных игр и высокая тревожность как следствие этой зависимости. Наиболее вероятно предположить, что верно и первое, и второе: являясь одной из причин зависимости, и без того высокая тревожность усиливается под влиянием длительного и регулярного нахождения в виртуальной реальности. Рост уровня тревожности отражает усиление дезадаптации личности, что в целом опровергает представления некоторых исследователей компьютерных игр об их благотворном влиянии на уровень адаптации. Настроение у зависимых подростков повышается, когда они находятся в игре. В то же самое время для них характерно вытеснение неприятных мыслей о реальности, о том, что они поступают плохо, приятными ощущениями от удовлетворения потребности в игре, что ведет к уменьшению чувства вины. [14, С. 82.]


1.3. Эмоциональное состояние обиды и ее невербальные проявления

Эмоциональная сфера тот феномен, изучению которого сейчас уделяется большое количество внимания. явление сложное, многогранное. В содержание эмоциональной сфера входят как эмоциональные состояния, включая эмоции, аффекты, настроение, так и устойчивые чувства, постоянное переживание которых перерастает в черты характера личности.

Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции могут появиться так же и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме. Раздражение рецепторов внешнего и внутреннего порядка передается по центростремительным нервам в ЦНС, в подкорковые и корковые отделы мозга. Оттуда по центробежным нервным проводникам нервные импульсы идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются не вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторного учащения сокращений сердца при неожиданных раздражителях или рефлекторное торможение дыхания и т.д. [16, с.56]

Большую роль в активации эмоциональных реакций играет ретикулярная формация ствола мозга. По данным исследователей, ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирующей наше поведение. В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамических стереотипов. Легкость формирования динамического стереотипа связывается с положительными эмоциями, с переживаниями удовольствия. Трудность образования динамического стереотипа, с его ломкой и переделкой, связана с отрицательными эмоциями. [16, с.59]

В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяется характер и сложность эмоциональных переживаний, а так же появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями. Поэтому так важно рассмотреть вопрос невербального проявления эмоциональных состояний и связи с таким типом поведения как интернет-зависимость.


Принято выделять позитивные переживания: счастье, радость и т.д.; и негативные - зависть, грусть, отчаяние, ревность, обида и т.д. Они либо стимулируют активность, либо наоборот, подавляют и разрушают ее. В них выражается оценка индивидом своего взаимодействия со средой. [12, С. 35]

Среди многообразных, негативных переживаний особое место занимает обида. С одной стороны, сигнализируя о нарушении социального контакта, она стимулирует человека на его восстановление, являясь позитивным регулятором при социальном взаимодействии. С другой стороны, частые обиды могут способствовать уходу в себя, в свои переживания, закрепляясь, перерастать в обидчивость как свойство личности и черту характера вплоть до патологических ее проявлений. Интернет, социальные сети и игры дают возможность уйти от реальности, в какой-то мере замкнуться на своих эмоциях. [13, С. 79]

Данная тема актуальна для исследования, так как имеет практическую значимость. Обида - реакция, которая сообщает о нарушении социальной коммуникации. Проявление- это поступок, действие как выражение, обнаружение каких-нибудь внутренних состояний, качеств, свойств. Таким образом, к невербальным проявлениям эмоциональных состояний мы будем относить не только средства невербальной коммуникации (позы, мимику, жесты и т.д.), но также поступки и действия. В невербальном проявлении эмоциональное состояние обиды может проявляться в уходе в интернет-игру или чрезмерное времяпрепровождение в социальных сетях.

В тоже время подростки не всегда умеют выражать свои эмоции верно, так как не всегда способны их осознать и выявить связь между невербальным поведения и эмоциональным состоянием. Многие нуждаются в специальной помощи в преодолении данного эмоционального переживания. Обидчивость, становясь чертой характера, способствует формированию соответствующего типа личности, нарушает его адаптационные возможности, нарушает социальные контакты и эффективность взаимодействия.

Особую значимость приобретает изучение проблемы обиды и обидчивости на различных этапах развития человека. Изучение обиды и обидчивости имеют конкретные закономерности, факторы и условия проявления, но остаются вне конкретного экспериментального анализа. Особую значимость, данная проблема приобретает в подростковом возрасте. Это обусловлено тем, что подростковый возраст сам по себе является переходным, критическим. Именно в этот период акцентированными становятся раздражительность, обида.