Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Методы статистической обработки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обида как отрицательное эмоциональное состояние, перерастая в подростковом возрасте в устойчивое свойство личности - обидчивость, которая дестабилизирует взаимоотношения с социальным окружением, может быть тесно связана с проявлениями агрессивности подростков, их индивидуально -характерологическими особенностями, а также спецификой их межличностного взаимодействия, типом семейного воспитания и характером его нарушений.

Существуют индивидуально - типические проявления обиды и обидчивости в зависимости от соотношения параметров обиды, вины и направленности на себя. Условиями преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте являются: формирование эмоциональной децентрации, снижение агрессивности, развитие чувства собственного достоинства, обеспечение адекватного межличностного взаимодействия с окружающими. Компьютерные игры могут восприниматься как способ снизить агрессивность и тем самым уменьшить эмоциональное состояние обиды. Эффективным средством обучения способам преодоления обиды и обидчивости служит социально -психологический тренинг, интегративного типа, каждое направление которого отрабатывается на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

В невербальном поведении представлено сочетание индивидных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурными. Невербальное проявления явления комплексное и включает в себя невербальную коммуникацию и поступки, действия человека. Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение — это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения — это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. Выделение общих элементов, компонентов невербального поведения, определение его функций позволяют создать культурно-специфическую типологию невербального поведения [26, с. 72-95]

Таким образом невербальные проявления являются более сложным явлением. Обида как процесс протекает в двух фазах:

а) в форме первичного резкого нарастания душевного дискомфорта,

б) в форме длительного хранения негативных впечатлений и переживаний.

Обида рассматривается как отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость.


Выводы по главе 1

1. Подростковый (в западной терминологии), или юношеский (в отечественной), возраст в психологической науке характеризуется растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и необходимость подростка быстро выработать новые формы поведения. Это период бурного роста и развития, что заставляет проявлять новые качества личности и характеризуется более яркими эмоциональными состояниями. Это период начала эмансипации, попыток расширения социальных контактов, что в какой-то мере удовлетворяется через использование интернета (социальных сетей, компьютерных игр и пр.). Вступление ребенка в подростковый возраст характеризуется качественными сдвигами в развитии самосознания и изменениями в самовосприятии.

2. Интернет-аддикция – это состояние, при котором возникает сильное желание, характеризуемое как навязчивое, подключиться к Интернету, выйти в сеть, а также невозможность выйти из сети и отключиться от Интернете. Определяется она также как нехимическая зависимость. Причинами проявления интернет-зависимого поведения у подростков психологами выделяется множество факторов, начиная от взаимоотношений в семье и заканчивая особенностями личности. Интернет дает ощущение свободы от запретов общества и возможности проявить себя. К основным свойствам интернет-зависимых личностей относят: низкую произвольность и самоконтроль, отсутствие ответственности и следования социальным правилам, наличие агрессивности и раздражительности, обидчивости, гнева. Интернет-общение с одной стороны позволяет человеку проявить в форме компьютерной игры сдерживаемую агрессию, раздражение, недовольство, обиду и получить необходимую разрядку. Но с другой стороны, эмоциональное состояние не уменьшится от игры в интернете. В тоже время нельзя однозначно утверждать, что интернет-зависимость провоцирует невербальное проявление эмоциональных состояний. Вероятнее всего, эмоциональные состояния находят благоприятную почву в интернете, а возникшая зависимость является продолжением нарушений в характере личности.

3. Таким образом невербальные проявления являются более сложным явлением. Обида как процесс протекает в двух фазах: в форме первичного резкого нарастания душевного дискомфорта, в форме длительного хранения негативных впечатлений и переживаний. Обида рассматривается как отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость.


2. Организация и методы исследования

2.1. Организация исследования

Исследование влияния интернет-зависимости на невербальное проявления эмоционального состояния обиды подростка проводилось на основе психологической диагностики испытуемых в возрасте 15-17 лет и включала следующие этапы:

1. Диагностический этап: выявление уровня Интернет-зависимости, уровня агрессивных черт, включая эмоциональное состояние обиды. Полученные показатели позволят понять общее положение испытуемых в исследуемых сферах.

2. Рефлексивный этап: качественный анализ полученных результатов диагностики.

3. Завершающий этап: установление наличия или отсутствия влияния Интернет-зависимости на невербальное проявление обиды.

При проведении исследования нами использовались следующие методики:

  1. Тест на интернет-аддикцию (зависимое поведение) для подростков (в модификации Коныгиной И.А.) (Никитина, Ю. Егоров, 2005 год);
  2. Опросник состояния агрессии у подростков и старшеклассников (Баса – Дарки) в адаптации Рогова Е.И.;

Выбор методик обусловлен необходимостью выявления факта наличия или отсутствия Интернет-зависимости у подростков и раскрытия невербального проявления обиды у зависимых от интернета испытуемых и испытуемых-независимых. Важно провести сравнительную линию между интернет-зависимыми и людьми с отсутствием такого рода зависимости на предмет определения уровня их невербального проявления обиды.

2.2. Описание выборки исследования

Общее количество испытуемых – 40 человек в возрасте 15-17 лет. Первая группа – 14 человек без аддикции. Вторая группа – 8 человек в группе риска. Третья группа – 18 человек с аддикцией. Гендерные различия в данной работе не учитываются.

2.3. Методы и методики исследования

В ходе эмпирического исследования для сбора первичных данных использовался метод тестирования с помощью следующих конкретных методик:


Характеристика методик:

  1. Тест на интернет-аддикцию (зависимое поведение) для подростков (в модификации Коныгиной И.А.) (Никитина, Ю. Егоров, 2005 год). Испытуемым предлагается ответить на 27 вопросов, выбирая из нескольких вариантов наиболее подходящий. Уровни распределены следующим образом: от 5 до 10 баллов – испытуемый не показывает признаков аддикции (зависимого поведения); от 10 до 15 баллов – испытуемый входит в группу риска по аддикции; от 15 баллов и более – испытуемый имеет зависимое поведение.
  2. Опросник состояния агрессии у подростков и старшеклассников (Баса – Дарки) в адаптации Рогова Е.И. Данный опросник был выбран, так как включает в себя такие характеристики как невербальное проявление агрессии, обиду и раздражительность. Испытуемым предлагается ответить на 75 вопросов, ответив утвердительно или отрицательно. Подсчет осуществляется по 8 шкалам (физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, склонность к раздражению, обида, чувство вины, подозрительность). Далее баллы суммируются по отдельным шкалам и выявляется индекс агрессивности (как прямой, так и косвенной) и индекс враждебности.

2.4. Методы статистической обработки

В исследовании применялись методы математической обработки данных. Использовались относительные величины (вычисление процентных долей) и метод корреляционного анализа. Получение первичных данных (индекс, дифференциал, балл) выполнялось по предложенным авторами методик формулам. Эти результаты помещены в приложении. Для выявления достоверных различий применялся сравнительный анализ (критерий Манна –Уитни).

Выводы по главе 2

    1. В исследовании выявлялось влияния интернет-зависимости на невербальное проявление обиды у подростков.
    2. Испытуемые были разделены на 3 группы – люди с интернет аддикцией, находящиеся в группе риска и свободные от зависимости – с ними было проведено тестирование по 2-м методикам.
    3. Полученные результаты сравнивались между собой: данные тестов каждой группы были прокоррелированы на предмет выявления взаимосвязи между интернет-зависимостью и уровнем невербального проявления обиды.


3. Эмпирическое исследование невербального проявления обиды у подростков с интернет-аддикцией

3.1. Анализ результатов психологической диагностики интернет-зависимости у подростков

В исследовании приняло участие 40 человек. Из них 17 (42,5%) девушки 23 (52,5%)юноши. Распределение выборки по половым различиям можно увидеть на рисунке 1.

Рис.1 Интернет-зависимость по гендерному признаку

В процессе анкетирования все испытуемые были разделены на три группы: группу без зависимости, группу риска и группу зависимых. По результатам теста на интернет-аддикцию Егорова А.Ю. в первую группу вошли респонденты, набравшие до 10 баллов, что соответствует норме. В группе 14 человек. В группу риска были отнесены8 человек, получившие в результате теста от 10 до 14 баллов, что соответствует риску развития интернет-зависимости. В группе зависимых оказалось 18 человек, набравших от 15 баллов, что соответствует аддикции. Процентное соотношение основной выборки, по выраженности зависимости можно увидеть на рисунке 2.

Рис. 2. Процентное распределение основной выборки по выраженности интернет-зависимости.

3.2. Анализ результатов психологической диагностики обиды подростков и Интернет-зависимости

Для изучения агрессивных черт личности была использована методика Баса-Дарки. В результате проведенных исследований валидность данного теста проверена на 483 испытуемых. Внутришкальные коэффициенты корреляции превышают 0,35 и значимы на 5%-ном уровне. При проведении исследования использовался опросник Баса-Дарки. Они предложили разделение понятий агрессия и враждебность. В тесте выделяется два индекса: агрессивности и враждебности. Индекс враждебности показывает, насколько высока реакция негативная на различные жизненные обстоятельства, на поведение окружающих и слова и поступки. Также проводится исследование еще трех показателей: раздражения, негативизма и вины. Сравнение данных, полученных при проведении методики, представлено в таблице 1.