Файл: Налог как цена услуг государств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В числе первых обычно находятся богатые страны, при уровне среднедушевых валовых доходов порядка 25-30 тыс. дол. и налоговые сборы составляют в них довольно существенные суммы: в Дании – около 17 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии - около 15 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-33%), в Норвегии – примерно 14 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии - в диапазоне 11-12 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП соответственно- 40%, 45%. 46.5%, 47%).

В странах, которые занимают последние места относительно уравнения среднедушевых доходов, размеры налоговых сборов, в свою очередь, удерживаются на значительно более низком уровне: в Южной Корее - лишь 2,5 тыс. дол. приходится на душу населения (доля налогов в ВВП-22%), в Турции - около 600 дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-22%), в Мексике - менее 500 дол. (доля налогов в ВВП-16%).[20]

Необходимо отметить, что зачастую осуществляемая Правительством налоговая политика характеризуется стремлением, в первую очередь, за счет усиления налогового бремени предприятий и населения решить проблему, связанную с наполнением бюджета. Но подобные меры могут принести успех лишь в очень ограниченном временном промежутке (и толькопри условии реально развитого рынка). В целом же такая направленность налоговой стратегии не может рассматриваться как действительно перспективная.

В подобных условиях высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предпринимателей стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив при этом всю сумму налогов в цену товара. В итоге цена производителя (которая включает в себя его издержки, налоги и минимальную прибыль, остающуюся после уплаты налогов) зачастую превышает ту, которую готов заплатить за его продукцию покупатель. Снижение же продажной цены угрожает производителюбанкротством. В результате этого может наблюдаться падение производства и связанные с этим негативные последствия. При этом происходит совершенно неоправданный перелив капитала в область посредничества и торговли. Помимо этого, в качестве следствия увеличения ставок и массы изымаемых государством налогов практически всегда можно наблюдать усиление инфляционных тенденций.[21]

В это же время государство стремится максимально пополнить казну, делая это при помощи всех доступных для него способами, включая и силовыеметоды. Со своей стороны, налогоплательщик пытается защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнет был минимальным и не губил интереса к предпринимательству. Это приводит к тому, что экономические проблемы перерастают в гражданское недовольство, что опасно для всех сфер жизни общества.[22]


Таким образом, опыт стран, имеющих многовековую налоговую историю, говорит, что налогами может изыматься не более 40% доходов налогоплательщика. Только в этом случае государственная система налогообложения может быть эффективной, а пополнение бюджета осуществляться без вреда для населения.

2.3Особенности современной системы налогообложения в России

Налоговая система России имеет ряд особенностей. Учитывая, что принципы и механизмы налогообложения при социалистическом строе были несколько иные, налоговую систему России можно назвать молодой и развивающейся. Как все новое, налоговая система развивается путем проб и ошибок. Отсюда вытекает некоторые колебания курса развития, свою роль вносит и нестабильность в экономике и политических процессах, происходящих в стране и в мире.

Необдуманность, а также недостаточно глубокие проработка и научное обоснование отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) на практике приводят к постоянному внесению поправок, «отдельные главы Кодекса, не успев как следует «поработать», тут же переписываются практически заново».[23] Из-за этого появляются ошибки в расчете суммы налогов, появляются лазейки для обжалования и возврата «излишни» начисленных сумм, этому способствует и то, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Еще одной особенностью налоговой системы России является то, что основную долю налоговых поступлений составляют не подоходный налог, как в большинстве развитых стран, а налоги с бизнеса. Несмотря на то, что определенная часть экономистов считают данный подход экономически неоправданным, тем не менее, по мнению автора, это является частью социальной направленности налоговой политики государства. Нечасто встречаются те, кто, например, считает низким подоходный налог в размере 13% от заработной платы. Отчасти это является наследием социалистического режима, когда через систему подоходного налогообложения изымалось в разные годы не более 6-7 % дохода[24], а в перспективе планировалась вообще уйти от практики изымания подоходного налога с заработной платы и построить первое в мире государство без налогов.


Больше всего нареканий специалистов и налогоплательщиков вызывает налог на добавленную стоимость (НДС), который с января 2019 года был увеличен с 18% до 20%, точнее несовершенство методов его исчисления. «Множественные вычеты, возможность манипуляций с «входным» НДС заканчиваются постоянными попытками контролирующих органов ввести ограничительные положения в налоговое законодательство».[25] Вместе с тем, вносимые многочисленные поправки до сих пор не помогли в решение назревших проблем администрирования данного налога. Несмотря на все принимаемые меры, поступления в бюджет по НДС на порядок ниже, чем это вытекает из созданной налоговой базы.

В числе других, многие ученые отмечают такие особенности как:

- общий высокий уровень налогового бремени;

- неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам;

- сложность и методическая неотработаность законодательных норм и правил исчисления налогов;

- низкая эффективность штрафных санкций;

- необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета;

- отсутствие качественного оперативного обмена информации между государственными органами (паспортными столами, миграционными службами, ГИБДД), а также между территориальными налоговыми инспекциями.

В сегодняшней динамично меняющейся экономической среде, время постоянно диктует новые условия. Наметившиеся в последние годы снижение темпов роста производства, международные санкции, изменение курса рубля, увеличение ключевой ставки ЦБ, вносят новые правила в экономику. Все это, конечно же, затрагивает и налоговую сферу. «В силу глубокой интеграции налоговой системы в экономические процессы страны любые перемены «извне» прямо или косвенно отражаются на динамике налоговых поступлений. Поэтому крайне важно планомерно и системно совершенствовать инструменты налогового администрирования и выстраивать деятельность ФНС России так, чтобы она была способна в кратчайшие сроки адаптироваться к меняющимся условиям».[26]

В последнее время широко обсуждается введение института налогового консультирования. Ректор Финансового университета М.А. Эскиндаров[27] отмечает назревшую необходимость данного шага, и особо подчеркивает, что работа профессиональных налоговых консультантов принесет пользу и налогоплательщикам, и государству.

Глава ФНС М.В. Мишустин[28] считает, что физическим лицам и представителям малого бизнеса самостоятельно вести расчеты с бюджетом сложнее, чем крупным компаниям, это становится причиной возникновения у них дополнительных налоговых рисков в связи с недостаточным уровнем знаний в области налогообложения. Большинству налогоплательщиков необходима профессиональная помощь специалистов, которые помогут им заполнить налоговую декларацию, подготовить необходимый пакет документов, подтверждающий льготы, и решить другие практические вопросы налогового администрирования. Гражданам нужна профессиональная, доступная помощь. Если в России появится большой выбор квалифицированных консультантов с их жестким отбором в реестр, то для граждан, бизнеса, налоговых органов это будет большим подспорьем.


В 2015 году Совет Федерации одобрил законопроект, передающий ФНС полномочия правительства РФ по предоставлению отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов на срок от одного года до трех лет.[29]

Очевидно, что все принимаемые правительством Российской Федерации меры подтверждают, что «в критических условиях активность налоговой политики возрастает вместе с повышением роли единой государственной социально-экономической политики».[30]

Таким образом, налоговая система, являясь составной частью экономики России, имеет сложную структуру, но при этом её элементы все более тесно переплетаются, размывая четкие границы. В ближайшей перспективе работа по ее совершенствованию должна быть направлена на гармонизацию отношений в налоговой сфере. Необходимо также отметить, что государственная политика России должна быть направлена на то, чтобы использовать инструменты налоговой системы таким образом, чтобы улучшать благосостояние народа и обеспечить стабильный рост национальной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств.

Признаки налогов характеризуются:

-императивно-обязательным характером;

-индивидуальной безвозмездностью;

-денежной формой;

- публичным и нецелевым характером.

В современной научной литературе выделяются следующие функции налогов:

- фискальная;

- регулирующая;

- распределительная;

- стимулирующая;

- контрольная;

- социальная.

В мировой практике выделяется три основные формы налоговой политики:

- выраженная фискальная политика или политика максимальных налогов;

- налоговая политика экономического развития;

- оптимальная налоговая политика.

При этом налоги выступают в качестве основного финансового ресурса государства, эффективное управление которым можно считать главной задачей государственного управления в целом. Это означает, что налоги есть цена за услуги, предоставляемые государством в отношении граждан и организаций. И чем эта цена будет объективнее, тем эффективнее будет налоговая политика государства.


Налоговая система России, в свою очередь,обладает некоторыми особенностями. Первая особенность – это ее «молодость» и характер развития. Второй особенностью налоговой системы России является то, что основную долю налоговых поступлений составляют не подоходный налог, как в большинстве развитых стран, а налоги с бизнеса.

При этом можно отметить и другие особенности российской налоговой системы:

- общий высокий уровень налогового бремени;

- неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам;

- сложность и методическая отсутствие четкой отработанности законодательных норм и правил исчисления налогов;

- низкая эффективность штрафных санкций;

- необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета;

- отсутствие качественного оперативного обмена информации между государственными органами, а также между территориальными налоговыми инспекциями.

Наряду с этим, социальное обеспечение и граждан в России оставляет желать лучшего. Соответственно, на основе вышеизложенного можно говорить о том, что на данный момент в российском государстве отсутствует необходимый баланс собираемых налогов и оказываемых государственных услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) Об основах налоговой системы в Российской Федерации (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004) // Российская газета, № 56, 10.03.1992.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.

Специальная литература

  1. Аксенов С. Налоги и налогообложение: учебник / Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И.; Региональный финансово-экономический институт. - Курск, 2010.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.
  3. Васильева О. Основы западной налоговой политики // Финансы и кредит. – 2010. - № 3.
  4. Горский И.В. К проблеме налоговой нагрузки в России // Экономика. Налоги. Право. - 2015. - № 1.
  5. Захарова Л. Бизнесу дадут отсрочку // Российская Бизнес-газета. – 2015. - № 988.
  6. Зрелов А.П. Налоговое право. Краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2013.
  7. Клейменова М.О. Налоговое право: Учебное пособие. - М: «Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2013.
  8. Косаренко Н.Н. Налоговое право. - М.: НИБ, 2016.
  9. Косаренко Н.Н. Налоговое право. - М.: НИБ, 2016.
  10. Мандрощенко О.В. Налоговые аспекты инвестиционной деятельности организации / О.В. Мандрощенко / Доклады и выступления участников 13-го семинара Управление эффективностью и результативностью (июль 2013г.) // Эффективное антикризисное управлений. – 2013. – № 3
  11. Мишустин М.В. Материалы научно-практической конференции «Роль налогового консультанта во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками» // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - № 3.
  12. Мишустин М.В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - № 4.
  13. Налоги и налогообложение / Под ред. М. В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2007.- 496 с.
  14. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для сред. проф. учеб. заведений/ О. В. Скворцов, Н. О. Скворцова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 456с.
  15. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016.
  16. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров: углубленный курс – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Юрайт, 2012.
  17. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: МЦФЭР, 2005.- 350 с.
  18. Пепеляев С.Г. Налоговое право. М.: Издательский дом ФБК-Пресс, 2017.
  19. Пушкарева В.М. Госбюджет. Налоги. - Орехово-Зуево, 2007.
  20. Романов О. Налоговая политика // Экономика и политика. – 2013. - № 2.
  21. Русаков И. Г. Налоги и налогообложение. - М.: Высшая школа, 2008.- 259 с.
  22. Сомова Е. А. Налоговая система. – СПб: Речь, 2014.- 205 с.
  23. Филиппов К. Что такое налоги? // Финансы и кредит. – 2011. - № 5.
  24. Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник.- М.: Инфра-М, 2012.- 130 с.
  25. Черник Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бака-лавриата. М.: Изда¬тельствоЮрайт, 2016.
  26. Эскиндаров М.А. Материалы научно-практической конференции «Роль налогового консультанта во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками» // Экономика. Налоги. Право. 2014. - №3.
  27. Яшин С. А. Налоги и налогообложение: учеб. Пособие. Тула: НОО ВПО НП, 2017.