Файл: Налог как цена услуг государств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Фискальная функция характеризуется финансированием государственных расходов. С помощью фискальной функции осуществляется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и являются необходимыми для исполнения собственных функций: оборонных, социальных, природоохранных и др. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.[11]

2. Регулирующая функция обуславливается государственным регулированием экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, которая была избрана правительством. Посредством налогов власть воздействует на общественное воспроизводство, то есть на все процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы, происходящие в обществе.

3. Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с такими категориями как цены, доходы, проценты, динамика курсов акций и т.д. Налоги выступают в качестве важнейшего инструмента распределения и перераспределения национального дохода, а также доходов юридических и физических лиц. В рамках распределительной функции происходит распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

4. Стимулирующая функция налоговой системы - это одна из важнейших, но и самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция приобретает специфические формы и элементы налогового механизма, которые проявляются через систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и других инструментов налогового механизма и государственной налоговой политики в целом.

5. Контрольная функция налогов является определенного рода защитной функцией: она направлена на обеспечение воспроизводства налоговых отношений государства и предприятий, а также осуществление и повышение эффективности силы государственной власти. В отсутствии контрольной функции прочие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

С помощью контрольной функции, которая опирается на закон и право, возможна эффективная реализация только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти может привести к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И в обратном порядке, ослабление контрольной функции налогов приводит к ослаблению государственной власти или способствует данному ослаблению. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Таким образом, если контрольная функция налогов ослаблена, то соответственно снижается эффективность налоговой системы в целом.


6.Социальная функция выражается в поддержании социального равновесия с помощью изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп и сглаживания неравенства между ними.

Социальная функция налогов определяется, в первую очередь, механизмами налоговых льгот и налоговых ставок, которые включены во внутренний механизм действия налога (НДС, налог на прибыль и т.д.).

Само материальное содержание налогов в качестве денежных ресурсов, которые централизуются государством и изымаются из воспроизводственного процесса, определяет возможность обращения на непроизводственные цели. В российских условиях социальная функция налоговой системы бюджета обладает огромным значением в силу обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Она восполняет социальные затраты, которые финансируются государством за счет налогов: бесплатное образование, здравоохранение и т.п.

При этом функции налогов непосредственно взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, то есть осуществление фискальной функции, формирует материальную возможность для реализации регулирующей функции налогов. Вместе с тем, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, создает возможность для получения повышенного количества средств государством.

С помощью налогов можно поощрять или сдерживать конкретные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие определенных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сохранять баланс между платежеспособным спросом и предложением и регулировать количество денег в обращении. В частности, предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или каким-либо предприятиям стимулирует их экономический подъем и активизирует развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство получает возможность контроля движения цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство обладает возможностью решения серьезных, а порой стратегических задач. Например, не облагая налогами часть прибыли, которая идет на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, которая идет на благотворительную деятельность, государство стимулирует предприятия к решению различных социальных проблем.

Необходимо отметить, что в зарубежной литературе налоги обуславливаются следующими функциями:


- финансированием расходов государства;

- перераспределением доходов государства в пользу беднейших граждан;

- внеэкономическим регулированием производства с целью повышения его эффективности.[12]

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что налоги являются обязательными платежами, которые взимает государство с юридических и частных лиц в свою пользу. При этом именно налоги рассматриваются как основной доход государства. Вместе с тем, налоги имеют характерные признаки и выполняют определенные функции.

2. НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ЦЕНЫ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

2.1 Государственное регулирование экономики с помощью налогов

В мировой практике выделяется три основные формы налоговой политики. Они никогда не встречаются в чистом виде, но состоят в определенных соотношениях друг с другом.

В первую очередь, это выраженная фискальная политика, или политика максимальных налогов. Это, в сущности, тот случай, при котором государство стремится при помощи метода высоких налогов на подоходную часть бюджета к обеспечению превышения доходов над расходами. Данная политика, зачастую не достигает собственных целей. При этомпосле ее проведения могут наступить достаточно серьезные последствия. Так, можно наблюдать замедление расширенного воспроизводства либо полный возврат к простому воспроизводству. Население, в свою очередь, оказывает довольно пассивное сопротивление этому курсу, что приводит к массовому уклонению от уплаты налогов. Соответственно, уклонение от уплаты налогов со стороны населенияобуславливает активный рост теневой экономики, что пагубно сказывается на экономической ситуации в стране.[13]

В такой ситуации можно говорить о преувеличении роли фискальной функции налогов в сравнении с остальными функциями.

Во-вторых, это налоговая политика экономического развития. В этом случае государство стремится к постоянному снижению налогов, оставляя большую часть финансовых ресурсов в распоряжении хозяйствующих субъектов. На первый взгляд может показаться, что именно к такой политике нужно стремиться и именно она будет по-настоящему полезной для населения и бизнеса. Но она может иметь не менее тяжкие последствия, чем налоговая политика, рассмотренная выше. Эти последствия могут быть связаны с сокращением социальных государственных программ по причине нехватки средств у правительства, а также снижением уровня жизни работников различных бюджетных организаций, в том числе врачей, учителей и т.д.


Третья форма- это оптимальная налоговая политика. Ее проведение требует детального научного анализа и осмысления экономической ситуации, прогнозирования последствий любых налоговых изменений, комплексности принятия решений. Для успеха налоговой политики нужно исследовать прошлое, знать опыт зарубежных развитых стран, применять его, при обязательном соотношении со специфическими особенностями национальной экономики.[14]

В процессе проведения налоговой политики могут разойтись фискальные интересы государственных органов и налогоплательщиков. Налоговая политика должна учитывать, как интересы бюджета, так и интересы населения. Их примирение вполне возможно. Все население отдельного государства заинтересовано в устойчивом развитии экономики при обеспечении высоких темпов, а также в развитии расширенного воспроизводства на основе новейших передовых технологий. Вопрос состоит в оптимальном соотношении финансирования народнохозяйственных отраслей и «прозрачности» доходов и расходов государственного бюджета.

В рыночной экономике функционируют и активно взаимодействуют друг с другом три основных специфических рынка. Это рынок товаров и услуг, или товарный рынок; рынок труда и рынок финансовых ресурсов, включающий в себя рынок ценных бумаг. Цену на рынке формирует соотношение спроса и предложения. На рынке труда ценой является заработная плата наемного работника.[15]

Юридические лица (хозяйствующие субъекты) выступают в одно и то же время в качестве потребителей и производителей - на товарном рынке, эмитентов и инвесторов - на финансовом рынке, работодателей - на рынке труда. Граждане выступают в качестве продавцов своей рабочей силы на рынке труда (трудоспособная часть населения), потребителей - на товарном рынке, инвесторов - на финансовом рынке.

Рыночные модели разных стран значительно отличаются друг от друга. Можно выделить две основные модели рыночной экономики: либеральная модель и модель социально ориентированного рынка.[16]

Либеральная модель основана на незначительном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь и социальные процессы. Действует минимум предприятий государственного сектора, обеспечивается максимальная свобода хозяйствующим субъектам, государство принимает минимальное участие в решении социальных проблем, заботясь о беднейших слоях населения, регулирование носит монетарный характер и ограничивается преимущественно макроэкономикой. Либеральная модель действует в США, Канаде, близки к ней системы Англии и Франции.


Надо отметить, что многое из сказанного о либеральной модели относится скорее к Прошлому из перечисленных стран. В настоящее время они двигаются в сторону второй модели.[17]

Социально ориентированная модель отличается более высокой степенью государственного регулирования экономики. Здесь значителен государственный сектор, предпринимательская деятельность подвержена регламентации, государство гарантирует определенный уровень удовлетворения потребностей населения (а не только его низших слоев) в жилье, услугах здравоохранения, образования и культуры, заботиться о занятости трудоспособной его части. Подобная модель функционирует в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции, Норвегии. Близка к ней и система Японии.[18]

Вполне понятно, что либеральная и социально ориентированная модели рынка требуют наличия у государства различных финансовых ресурсов. И налоги в странах со второй моделью, конечно, должны быть выше. Так что понятие «высокие» или «низкие» налоги - это не абсолютное, а относительное представление. Величина налогов должна соответствовать поставленным государством перед собой задачами.

2.2 Роль налогов в формировании доходов государства

Налоги выступают в качестве основного финансового ресурса государства, эффективное управление которым можно считать главной задачей государственного управления в целом. При условии, что государство существует для обеспечения благоденствия населения, то государственная власть может выбрать одну из двух стратегических линий: либо взимать высокие налоги и, соответственно, принимать на себя высокую ответственность за благоденствие его граждан, или взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане самостоятельно должны заботиться о собственном благоденствии, не надеясь на государственную поддержку. Разные государства различноформируют собственную финансовую систему.[19]

Например, некоторые считают возможным изымать в виде налогов (в том числе все виды налогов и обязательных платежей, включая взносы по соцстраху) до 50% всех доходов общества исходя из концепции более высокой эффективности использования финансовых средств под контролем государственных структур, чем в руках частных лиц. Другие не разделяют данного убеждения и ограничивают налоговые сборы с населения лишь 25-30% от ВВП.