Файл: Налог как цена услуг государств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Налоги - это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента появления государства. Развитие и изменение форм государственного устройства постоянно сопровождаются процессом преобразования налоговой системы. В рамках современного цивилизованного общества налоги являются основной формой доходов государства. Кроме этой сугубо финансовой функции налоговый механизм применяется с целью экономического влияния государства на общественное производство, а также его динамику и структуру, и состояние научно-технического прогресса.

Роль налогов в жизни государства трудно переоценить. Налоги являются тем, за счет чего и существует сам институт государства. Именно за счет налогов содержится весь государственный аппарат, законодательные и контролирующие органы, образование и здравоохранение, осуществляется обеспечение обороноспособности страны. Они делают возможным увеличение масштабовпроизводства, расширение специализации и экономического содержания внутреннего рынка страны, получение дополнительных доходов за счет развития новых производств при помощи инвестиций из государственного бюджета, улучшение уровня жизни граждан конкретной страны. Для выполнения подобных задач и формируетсялюбая государственная налоговая система.

В сущности, государство с одной стороны взимает налоги со всех граждан и предприятий, а с другой – формирует и поддерживает различные социальные программы, которые можно рассматривать как услуги, оказываемые государством субъектам налогообложения. Вопрос о необходимом балансе данных двух категорий и обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования: изучить налоги как цены на услуги государства.

Объект исследования: налоги и налоговая система.

Предмет исследования: соотношение налоговых сборов и услуг, оказываемых государством в отношении субъектов налогообложения.

Задачи исследования:

- раскрыть понятие и сущность налогов;

- определить признаки, виды и функции налогов;

- рассмотреть особенности государственного регулирования экономики с помощью налогов;

- определить роль налогов в формировании доходов государства;

- исследовать особенности современной системы налогообложения в России.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация.


Структура работы: настоящее исследование включает в себя введение, две главы основной части, заключение и список литературы.

1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВ КАК ФИНАНСОВОЙ КАТЕГОРИИ

1.1 Понятие и сущность налогов

Понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений. Без точного определения этого термина невозможно правильно установить финансовую или иные виды ответственности налогоплательщика.

Категория «налог» в российском законодательстве проделала сложную эволюцию от «широкого» понимания к «дифференцированному». До принятия НК РФ все обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием «налоговая система». В литературе налог определялся как всякий общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц[1].

Согласно ст. 2 Закона РСФСР «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[2] (утратил силу) под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Далее законодатель указывал: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Включение «других платежей» в сферу налогово-правового регулирования не оставляло сомнения в их налоговом характере с точки зрения законодателя. Примечательно, что в тексте Закона РСФСР «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» все перечисленные платежи охватывались понятием «налог», используемым как обобщающая категория.

Таким образом, действовавшее до Налогового Кодекса РФ[3] налоговое законодательство подразумевало под налоговыми платежами практически всю совокупность бюджетных доходов. С принятием НК РФ и БК РФ[4] налоги и сборы как правовые категории были нормативно отграничены от неналоговых платежей. В частности, БК РФ закрепил в ст. 41 «Виды доходов бюджетов» положение о том, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.[5]


При этом Бюджетный кодекс РФ отнес к налоговым доходам все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Как видим, термином «налоговые доходы» охватываются два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы.

Ещё до принятия НК РФ в Постановлении КС РФ от 11.11.97 № 16-П[6] налог было определен как основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности. Согласно ст. 8 НК РФ налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Известно, что еще Фома Аквинский определял налог как дозволенную законом форму грабежа.[7] Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков - физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства. Определение налога как основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти впервые сформулировал КС РФ. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом, по мнению КС РФ, взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Налоги есть форма перераспределения национального дохода, налоги связаны с наличием различных форм собственности. Уплата налогов всегда означает переход части средств из собственности отдельных плательщиков в собственность государства. В этом состоит одно из существенных отличий налогового права от гражданского, которое согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ основывается на признании неприкосновенности собственности. Согласно п. 5 ст. 3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.[8]


Таким образом, на сегодняшний день, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

1.2 Признаки и виды налогов

В рамках настоящего параграфа перейдём к рассмотрению сущностных характеристик налога как правовой категории. Наилучшим образом сущность может быть раскрыта через признаки рассматриваемой категории.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый Кодекс РФ в статье 3 устанавливает следующее: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

При этом особенное значение имеют признаки налогов, которые характеризуются:

-императивно-обязательным характером;

-индивидуальной безвозмездностью;

-денежной формой;

- публичным и нецелевым характером.

1. Императивно-обязательный характер. Уплата налога – это конституционно-правовая обязанность, а не благотворительный взнос. Налогоплательщик не имеет права отказываться от исполнения налоговой обязанности. Именно этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления.

2. Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства по совершению в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретных действий.

3) Денежный характер. Исторически потребности государств и других участников правоотношений в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в форме натурального обмена.

НК РФ определяет налог в качестве исключительно денежного платежа, который взимается с организаций и физических лиц. При этом уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средством платежа является валюта РФ. Как исключение в соответствии с п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.


4. Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи выступают в качестве безусловного атрибута государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют основную часть доходных источников государства и муниципальных образований, которые достигают 90%. Их функциональное назначение обуславливается финансовым обеспечением реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть обеспечением нормальной жизнедеятельности общества. При этом можно отметить, что целью налоговых платежей является обеспечение расходов публичной власти.[9]

Рассмотрим классификацию налогов. Один из вариантов классификации налогов, предусматривающий рассмотрение совокупности налогов по четырем основаниям, представлен ниже.

1. По способу взимания различают:

-прямые налоги, взимаемые непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелецимущества (дохода);

-косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательнымплательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они подразделяются:

-на федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;

-на региональные налоги, элементы которых в соответствии с законодательством страны устанавливаются законодательными органами субъектов РФ;

- на местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым наместном уровне.

3. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

-налоги, взимаемые с физических лиц;

-налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

-смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

4. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

-закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

-регулирующие налоги -разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.[10]

1.3 Функции налогов

В современной научной литературе выделяются следующие функции налогов: