Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Понятие организационной структуры управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-третьих, структурирование целевой программы должна обеспечить удобство выдачи заданий на выполнение определенных работ, а также удобство контроля и учета выполнения этих задач.

В-четвертых, уровень детализации структурных элементов целевой программы должен обеспечивать возможность разносить программные мероприятия и работы по позициям традиционных планов, заказов или нарядов на выполнение работ.

2.2 Типы структуры организационного управления

Построение организационной структуры отражает потребности и условия деятельности предприятия и может принимать различные организационные формы: линейную, дивизиональную, матричную, сетевую, а также их комбинации.

Различают несколько типов организационных структур управления. Самой простой является линейная, ее используют на небольших предприятиях с несложной технологией и организацией производства. Между элементами линейной организационной структуры управления существуют только одноканальные взаимодействия. Другими словами, на предприятии каждый подчиненный имеет только одного линейного руководителя, который выполняет одновременно административные и все другие управленческие функции в соответствующем подразделении. К преимуществам линейной организационной структуры управления относятся четкость взаимоотношений, оперативность и непротиворечивость управленческих решений и надежный контроль. Недостаток этой организационной структуры состоит в том, что руководитель помимо основных координирующих функций должен отвлекаться на выполнение дополнительных работ с кадрами, по учету, контролю качества и т.п..

Линейно-функциональная организационная структура управления призвана помочь линейному руководителю в решении указанных дополнительных производственных задач. Для этого при линейном руководстве создается функциональная служба, которая принимает соответствующие управленческие решения, но непосредственно не отдает распоряжений, т.е. имеет лишь совещательные права. [7, с. 166]

Преимущество линейно-функциональной организационной структуры управления состоит в возможности для линейного руководства сконцентрироваться на текущих производственных делах. К недостаткам относятся увеличение управленческих расходов на содержание штабов и снижение оперативности в процессе принятия управленческих решений. Однако такая структура распространена и эффективно действует в массовом производстве, где технологические изменения незначительные, а объемы производимой продукции большие.


Функциональная организационная структура управления также предполагает наличие штабов, но их персонал имеет права принятия решений и управления. При такой организационной структуре управления каждое производственное подразделение может одновременно получать распоряжение от нескольких руководителей функциональных подразделений предприятия. Преимущество такой структуры состоит в том, что обеспечивают адекватное и компетентное руководство по каждой проблеме, возникающей на предприятии. К недостаткам относится противоречивость, а иногда и несогласованность решений, снижение оперативности в реализации управленческого решения.

Дивизиональная организационная структура управления строится не по функциональному признаку, а по принципу группирования производственных подразделений. Наличие этой формы организационной структуры связано с процессом укрупнения предприятий в случае диверсификации, комбинирования производства, создание корпораций и конгломератов. На этих предприятиях распределение управленческого труда углубляется так, что высшие звенья управления занимаются лишь общими вопросами - финансовыми, юридическими, кадровыми, а остаток своих функций делегируют руководителям производственных подразделений, которые, в свою очередь, имеют собственную структуру управления.

Матричная структура управления предусматривает наряду с линейными руководителями и штабами создание временных проектных групп, которые формируются из специалистов определенных функциональных подразделений. Временная работа связана, как правило, с разработкой новых видов продукции. После завершения этих работ специалисты возвращаются к своим функциональным подразделам.

2.3 Рациональность организационных структур

При проектировании организационной структуры управления необходимо обеспечить соблюдение ряда требований, предъявляемых к организационной структуре, а именно: ясность, экономичность, устойчивость, динамичность, рациональность, оперативность.

В целях всемерной интенсификации общественного производства, ускоренного развития производительных сил и максимального использования имеющегося научно-технического потенциала и социально-экономических возможностей все большее значение приобретает формирование рациональной системы управления народным хозяйством, адекватной уровню развития производства и характеру решаемых задач.


Рациональная система управления должна строиться на принципе максимальной эффективности производства и экономичности управления.

Общие принципы построения рациональных систем управления определяются методами управления, принципами организации промышленных предприятий и основными условиями.

Данные принципы в создании рациональных систем управления производственными процессами не в полной мере используются на практике, из-за чего эффективное функционирование системы управления не обеспечивается на должном уровне.

Условиями рациональной структуры управления являются:

  • соответствие звеньев управления его функциям;
  • возможно меньшее количество ступеней (звеньев) в иерархии управления;
  • сосредоточение на каждой ступени необходимых функций управления;
  • концентрация функциональных звеньев в функциональных узлах, например, все экономические службы объединяются под руководством главного экономиста или финансового директора;
  • четкое выделение участия каждого функционального звена в едином процессе управления, исключение дублирования функций. [6, с. 181]

Для рационального построения организационных структур управления следует соблюдать ряд принципов, сформированных теорией и практикой управления:

  1. Целевой принцип - должна быть четкая связь между целями управления и структурой органов управления, каждая цель должна иметь своего «хозяина» в организационной структуре.
  2. Полнота охвата функций - все необходимые функции должны быть распределены в аппарате управления и включены в должностные инструкции и положения о функциональных отделах.
  3. Обеспечение минимально необходимого числа уровней управления.
  4. Создание условий эффективного использования вычислительной техники.
  5. Соблюдение норм управляемости.
  6. Минимизация расходов на управление.
  7. Создание оптимального уровня централизации с учетом развития самостоятельности подразделений.
  8. Правильность распределения функций и ответственности.
  9. Подчиненность функциональных подразделений, осуществляющих смежные функции одному руководителю.
  10. Единство распорядительств.

Большое значение имеет на современном этапе, рациональная система управления, организации труда и производства.

К культуре труда на производстве относится, прежде всего, рациональная система управления, организация труда и производства. Большое значение имеет и:

  • использование эффективных экономических методов руководства производством;
  • уровень охраны труда и техники безопасности;
  • создание оптимальных санитарно-гигиенических условий;
  • озеленение территории предприятия, а также производственных, служебных и других помещений;
  • важная роль принадлежит и производственной эстетике.

В настоящее время существуют различные виды организационных структур управления, однако, до сих пор не существует такой рациональной структуры, которая в одинаковой степени подходила бы для всех типов организаций. Рациональная организационная структура предприятия не должна допускать дублирования одних и тех же функций на различных уровнях принятия того или иного решения.

Заключение

Организационная структура управления предприятием - взаимосвязи, которые существуют между подразделениями предприятия и его работниками. Она определяет способ и формы объединения людей для достижения общих производственных и социальных целей. Организационная структура это некий скелет, на который накладываются другие структуры. Поэтому разработать структуру значит создать организацию.

При выборе организационной структуры организации необходимо учитывать множество факторов, оценивать различные варианты организационной структуры, их эффективность, возможность использования для конкретного предприятия. Именно поэтому, в практике часто используют комбинированные организационные структуры, соединяющие в себе два и более ориентаций в одной организационной структуре - функциональную, товарную, региональную, сегментную.

В результате сочетания нескольких структурных систем можно достичь максимальной отдачи, которую дает каждая структура отдельно. В то же время необходимо учитывать все те слабые стороны, которые присущи отдельным подструктурам, включенным в единую комбинированную структуру организации международной маркетинговой деятельности предприятия.

Производственное, научно-техническое и социально-экономическое единство входящих в состав комплекса подразделений достигается при органическом сочетании оптимальных форм организации производства и рациональной системы управления, обеспечивающей эффективное руководство комплексом как единым целым. При этом выбор того или иного варианта производственной структуры комплекса с учетом материально-вещественных факторов производства предопределяется возможностью оптимальной увязки производственно-технологической и организационной структуры управления данного комплекса, что в конечном счете позволяет оптимизировать организационную структуру системы в целом и организационную структуру управления в частности.

Не существует, да и не может существовать, единой типовой схемы управления всеми предприятиями. Специфические условия производства вызывают необходимость установления в каждом отдельном случае такой организационной структуры, которая наиболее целесообразна с учетом особенностей деятельности данного предприятия; поэтому среди целого ряда задач, возлагаемых на директора предприятия, в уставе предприятия записана и задача установления рациональной системы управления производством. Тем не менее, принципы построения аппарата и основные органы управления на большинстве предприятий одинаковы.


Понятие оптимальной организационной структуры системы управления воспринимается по-разному в зависимости от конкретных условий развития, то есть, в одних условиях организационная структура считается оптимальной, а в других - нет. Однако существует единственный критерий оптимальности организационной структуры управления - структура системы управления может считаться оптимальной, если функционирование системы управления позволяет достигать главной цели экономического и социального развития лучшим образом, то есть в установленные сроки и с минимальными затратами финансовых, трудовых и материально-технических , а также других ресурсов.

Список использованных источников

  1. Авдулова, Т. Менеджмент. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 208 с.
  2. Басовский, Л. Е. Менеджмент: учеб. пособие. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 215 с.
  3. Бухалков, М. И. Организация производства и управление предприятием: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 506 c.
  4. Гапоненко, А. Л., Панкрухин, А. П. Стратегическое управление:. – М.: Омега-Л, 2014. - 472 с.
  5. Дорофеев, В. Д. Менеджмент: учеб. Пособие. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 439 с.
  6. Кравченко, К., Мешалкин, В. Управление крупной компанией [. - М.: Академический Проект, 2013. – 352 с.
  7. Макаров, В. Менеджмент : учеб. пособие. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 256 с.
  8. Новицкий, Н. И., Пашуто, В. П. Организация производства и управление предприятием. – Минск: БГУ, 2014. - 417 с.
  9. Старобинский, Э. К. Основы менеджмента. - М.:Юнити, 2014. – 367 с.
  10. Уткин, Э. А. Курс менеджмента. - М.:Зеркало, 2013. – 399 с.

Приложение 1

Рисунок . 1- Классификация методов управления