Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Понятие организационной структуры управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность курсовой работы. В условиях развития рыночных отношений все большее значение приобретает формирование эффективной системы менеджмента, исследования сущности и взаимосвязей ее элементов, анализ факторов, влияющих на результативность ее функционирования. Важное место среди всех составляющих элементов, как показывают исследования, занимает организационная структура управления предприятием, рациональность построения которой определяет успешность его функционирования. Данное обстоятельство определило актуальность курсовой работы.

Степень разработанности темы. В научной литературе по проблемам формирования системы менеджмента мало внимания уделено сущности и взаимодействия ее составляющих, а также освещению места и значения организационной структуры управления в системе менеджмента предприятия. Возникает необходимость исследовать взаимосвязь между составляющими системы менеджмента и отразить роль организационной структуры управления в процессе ее функционирования.

Целью курсовой работы является исследование менеджмента как системы организационно-целевого управления предприятием.

Задачи курсовой работы:

  • Дать определение сущности организационной структуры управления;
  • Определить цели и задачи и функции управления;
  • Выявить факторы, влияющие на совершенствование методов управления;
  • Дать характеристику программно-целевого управления;
  • Рассмотреть типы структуры организационного управления;
  • Определить рациональность организационных структур.

Объектом исследования курсовой работы являются организационные структуры управления предприятий в современных условиях хозяйствования.

Предметом исследования курсовой работы являются теоретические аспекты формирования организационной структуры управления.

Теоретическую основу курсовой работы составили научные и учебные материалы таких экономистов, как Кравченко К., Мешалкин В., Новицкий Н., Пашуто В., Бухалков М., Новицкий Н., Пашуто В.

Методы исследования. При изучении темы исследования были использованы методы анализа и синтеза, группировки и обобщения.

Практическая значимость. Данная работа имеет немаловажное практическое значение, так как, изучение эффективного взаимодействия всех элементов организационной структуры управления системы даст возможность предприятию успешно функционировать и развиваться на определенном рынке.


Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1 Характеристика менеджмента как организационно-целевой структуры управления

1.1 Понятие организационной структуры управления

Организационная структура управления занимает одно из ключевых мест в системе менеджмента. Она является важной составляющей формирования функции менеджмента – организация производства, а также одним из факторов внутренней среды организации.

Организация является составным элементом системы менеджмента, который обеспечивает координацию действий всей системы и достижения соответствия функционирования ее частей. Основная цель - это создание эффективной связи между всеми составляющими этой системы.[6, с. 166]

Организация основывается на трех категориях: полномочия, ответственность, делегирования. Через функцию организации создается организационная структура управления. Этот процесс предусматривает закрепление обязанностей, ответственности, задачи, функции за определенными руководителями подразделений и их качественное выполнение.

Организационная структура управления отражает взаимосвязи между различными подразделениями, полномочия, ответственность и иерархическую пирамиду между работниками, отражает взаимозависимость между всеми ее составляющими. Организационная структура управления является неотъемлемой составляющей как процесса менеджмента, так и формирование самого предприятия.

В практической деятельности предприятие самостоятельно выбирает и формирует организационную структуру управления, которая должна осуществляться на основе системного и ситуационного анализа и в соответствии с такими критериями, как:

  • жизненный цикл предприятия, его размер и тип;
  • характер производства;
  • тип технологии, культуры и управленческой реакции;
  • характер власти;
  • стратегии предприятия. [3, с. 217]

Критерии эффективности организационной структуры управления должны согласовываться со стратегией развития предприятия, сравнивать качественные и количественные параметры системы управления, учитывая специфику субъекта хозяйствования.


Значимость организационной структуры управления заключается в:

  • обеспечении координации и выполнении всех функций менеджмента;
  • определении прав, обязанностей, ответственности на всех управленческих уровнях, от которой, собственно, зависит ее эффективная деятельность;
  • процветания и выживания на рынке;
  • она помогает определить поведение работников, то есть стиль, качество труда, согласованность в коллективе.

Организационная структура управления, как составляющая менеджмента, тесно связана с методами менеджмента. В частности, можно выделить методы прямого воздействия, которые непосредственно влияют на управляемую систему с помощью приказов, указаний, инструкций, положений. По характеру воздействия выделяют экономические, технологические, социально-психологические, и методы административного воздействия. Технологические методы предусматривают использование организационных документов, через которые влияют на работников, определяя технологию осуществление производственно-хозяйственных процессов. В частности, в технологических документах отмечают выполняемую работу, которую формируют менеджеры среднего уровня управления, что отражено в организационной структуре управления.

Следующая группа методов - это административные, благодаря которым влияют на деятельность организации в целом и на отдельных ее работников. С помощью этих методов руководители высшего уровня управления в организационной структуре управления ставят задачу перед работником низшего уровня.

Организационная структура управления предприятием должна формироваться так, чтобы обеспечивать возможность принятия необходимых управленческих решений на каждом ее уровне. Принимая управленческие решения, необходимо учесть факторы влияния, новизну, динамику, сферу деятельности предприятия.

Таким образом, под организационной структурой управления следует понимать совокупность элементов, которые формируются на каждом предприятии в соответствии с его целями и задачами, отражая при этом взаимосвязи между подразделениями, их иерархическое построение, способствуя координационной деятельности предприятия. В системе менеджмента организационную структуру управления целесообразно рассматривать с двух аспектов:

  • как результат реализации функции организации;
  • как фактор внутренней среды организации.

Организационная структура управления является неотъемлемым элементом системы менеджмента, которая должна способствовать достижению целей предприятия путем установления прав, ответственности каждой структурной единицы по выполнению поставленных перед ней задач, рационального разделения труда между различными уровнями управления.


Рациональной следует считать такую организационную структуру управления, которая способствует взаимодействию предприятия с внешней средой, продуктивном распределения задач работников и удовлетворению потребностей потребителей.

1.2 Цели и задачи и функции управления

Вся дельность предприятия представляет собой сложную единую систему, состоящую из сети подчинённых подсистем, связанных с изготовлением продукции и предоставлением услуг.

Основная цель организации управлении производством состоит в том, чтобы добиться рационального функционирования производственных подразделений в результате руководства «сверху» путем создания адаптивных информационных систем, использования сложного набора оптимизационных моделей и количественных методов, способных быстро обнаружить и предложить вариант ликвидации любого незапланированного отклонения на любом этапе производственно-сбытового цикла. [9, с. 204]

Основные задачи производственного управления:

  • управление развитием предприятия - расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет выпуска более качественных изделий, т.е. улучшение их качественных и потребительских характеристик, применения усовершенствованных технологий изготовления продукции, автоматизации производства;
  • повышение конкурентоспособности продукции;
  • обеспечение более эффективного использования оборудования, имеющихся производственных площадей;
  • систематический контроль технического состояния оборудования, обеспечения его технического обслуживания и ремонта;
  • обеспечение повышения производительности труда основного и вспомогательного персонала;
  • снижение всех видов производственных затрат;
  • оптимальное планирование, четкий учет и нормирование основных технологических операций;
  • управления технологической подготовкой производства продукции;
  • оперативное диспетчерское регулирование всех материальных потоков и технологических операций начиная от складов с сырьем, материалами, полуфабрикатами и заканчивая процессами сбора, контроля готовой продукции и ее выходом из производственных цехов на склад готовой продукции.

Основные задачи организационного управления:

  • выбор формы организации управления предприятием и производством;
  • определение отношений и связей между структурными подразделениями предприятия;
  • определение функций каждого элемента структуры для поддержания нормальной деятельности предприятия;
  • распределение основных функций управления между управленческими подразделениями и отдельными работниками предприятия;
  • обеспечение необходимой скоординированности действий подразделений предприятия;
  • подбор, расстановка и обучение кадров;
  • осуществление контроля за качеством и эффективностью работы подразделений управления предприятием;
  • формирование механизма отношений с другими организациями, поставщиками сырья, материалов, комплектующих, с потребителями продукции, источниками финансирования.

Основные задачи экономического управления:

  • выявление влияния основных экономических показателей - объема выпуска продукции, постоянных и переменных затрат, цены, прибыли на обеспечение безубыточности, прибыльности предприятия, его самоокупаемости и самофинансирования развития производства;
  • обоснование целесообразности объемов производства, соотношение постоянных и переменных затрат в себестоимости каждого вида продукции;
  • обоснование рациональной для предприятия формы организации производства;
  • выбор целесообразного варианта оснащения предприятия машинами и оборудованием;
  • обоснование эффективности инвестиционных проектов по реконструкции предприятия, модернизации оборудования и обновления производимой продукции;
  • поиск имеющихся резервов повышения экономической эффективности производства;
  • разработка путей улучшения качества продукции;
  • обоснование и дальнейшее развитие нормативной базы предприятия - материальных, финансовых и трудовых затрат на изготовление единицы производимой продукции;
  • обоснование ценообразования производимой предприятием продукции;
  • систематический анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия с определением показателей рентабельности производства и оборачиваемости капитала;
  • анализ использования материальных ресурсов, разработка предложений по снижению материалоемкости, энергоемкости производимой продукции, затрат на материальные ресурсы;
  • планирование распределения прибыли по фондам накопления и потребления, разработка перспективного, текущего и оперативного планов деятельности предприятия;
  • организация учета и контроля экономико-производственной деятельности по отдельным видам продукции и по предприятию в целом.

В управлении предприятием выделяют следующие основные функции:

  • планирование - определение цели деятельности предприятия;
  • организация - определение и распределение среди исполнителей отдельных задач, полномочий и ответственности;
  • мотивация - создание условий, при которых исполнители смогут и захотят выполнять предлагаемую им работу лучше;
  • анализ и контроль - измерения и сравнения результатов намеченной деятельности с запланированными показателями; корректировки деятельности в случае выявленных отклонений от плана.

Основным требованием к управлению производством является его приспособленность к новым условиям производственно-технологического цикла: