Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Понятие организационной структуры управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • к фондоемким и гибким производствам;
  • быстро принимаемым решениям;
  • большой роли человеческого фактора в производстве;
  • улучшению качества продукции;
  • сокращению производственных затрат;
  • лучшему использованию производственных площадей;
  • росту сферы услуг и обслуживания выпускаемой продукции. [5, с. 321]

Разработка налей и задач должна основываться на анализе современного положения предприятия и тех перспектив, которые могут открыться для него в будущем. Для достижения намеченных целей необходимо осуществление широкого комплекса технических, технологических, организационно-управленческих мероприятий; разработка принципов инвестиционной и технической политики для фирмы в целом.

1.3 Факторы, влияющие на совершенствование методов управления

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. Успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления. (Приложение А)

На совершенствование методов управления оказывает влияние множество факторов.

В разных условиях на организационную структуру управления действует система взаимосвязанных и взаимозависимых факторов:

  • человеческий фактор;
  • информационный фактор;
  • фактор средств труда;
  • группа системных факторов.

Человеческий фактор представляет собой действие интеллектуальных, физических и духовных сил, проявляющихся в профессиональной и духовных сферах деятельности персонала, в готовности воспринимать и использовать подходы к совершенствованию методов деятельности.

Несмотря на большое количество литературы, посвященной изучению человеческого фактора, нет четких рекомендаций по его учету в управленческой практике.


В основном и теоретики, и практики согласились, что человека надо мотивировать, побудить к деятельности. Изучаются модели мотивации, разработанные во многих развитых странах, делаются попытки применять их на новом человеческом материале, в новых условиях. С одной стороны - это хорошо, достижения передового опыта используются, с другой стороны, зная, насколько отличаются системы управления персоналом в каждой отбельной стране.

Менеджер, в процессе управления должен ставить общую задачу – максимально обеспечить совпадение целей каждого отдельного человека, группы, с целями организации.

Процесс управления организацией для персонала, в первую очередь, связан с переработкой информации, циркулирующей в каналах системы управления.

Менеджеру информация необходима для принятия решения. При этом решение должно быть своевременно и обоснованно. Это требует соответствующей характеристики информации: количества и качества информации, полноты, своевременности, достоверности, точности, плотности и ценности.

Исследование практики привело к выводам о необходимости управления потоками информации. Для учета действия информационного фактора следует привести трудоемкость, ритмичность и интенсивность труда персонала управления, характеристики потоков информации в соответствии с выполняемыми функциями управления органами управления. Необходимый уровень информационного обеспечения при этом должен соответствовать структуре и цели управления.

Успешно это можно реализовать программно-целевым подходом к организации информационного обеспечения.

Под фактором средств труда понимаются причины, побуждающие совершенствовать методы руководства при внедрении новой техники, механизации и автоматизации процесса управления. [1, с. 114]

Из года в год усложняется процесс управления тем, что создаются более совершенные образцы средств механизации и автоматизации рабочих мест, передачи, приема и обработки, хранения информации, выполнения расчетов. Это естественно приводит к необходимости совершенствовать приемы, способы и методы работы управленческого персонала.

Сущность системного воздействия факторов объясняется положениями теории систем. Как отдельные элементы, объединенные в систему, придают ей новые качества, так и система факторов, действующих на персонал, приносит новые характеристики, влияя на используемые им методы. К системным факторам, как правило относят: фактор соответствия систем и научной организации труда.


Необходимость согласования двух подсистем - управляющей и управляемой - объясняется требованиями законов управления. Любая организация, как бы она ни была совершенна в момент своего создания или кульминации своей деятельности, как бы она хорошо не соответствовала своей первоначальной задаче, однажды потребует коренной перестройки. При этом, чем сложнее система, тем больше шансов в процессе ее развития столкнуться с кризисной ситуацией, с необходимостью перестройки организации.

В странах с развитой рыночной экономикой является обычным делом через 2-4 года, в зависимости от размеров фирмы, перестраивать организационную структуру в соответствии с окружающей средой и изменением ее целей.

Перестраивая организацию, менеджеры приводят в соответствие управляющую систему с управляемой. Соответствие должно быть:

  • методологическое - учет требований закономерностей управления;
  • организационное - проявляется через организационные связи, закрепленные организационной формой;
  • функциональное - проявляется через взаимосвязь целей, функций и методов управления;
  • социально-психологическое - проявляется в единстве цели организации и каждого исполнителя;
  • информационно-технологическое - проявляется в соответствии количественными и качественными характеристиками;
  • правовое - проявляется во взаимодействии всего персонала, достигается определением каждому его прав и ответственности. [8, с. 251]

Требования соответствия систем приводят к тому, что методы управления и труда должны соответствовать существующей системе управления. Менеджер, который решил ввести новые, более совершенные приемы, способы, методы управления, должен создать соответствующий механизм управления, перестроить всю систему управления.

Более того, менеджер, приходя в любую организацию, попадает в поле сложившихся отношений. Он должен соблюдать писаные и неписаные законы. Он должен учитывать законы функционирования объекта управления и окружающей среды.

Глава 2 Виды организационных структур управления

2.1 Программно-целевое управление и факторы его использования

Ключевыми результатами деятельности организации считаются конкретные цели, поддающихся измерению, достижение которых можно определить различными технико-экономическими показателями. К ним относятся:


  • ключевые результаты коммерческой деятельности;
  • ключевые результаты функциональной деятельности;
  • результаты поддержки ключевых результатов деятельности.

Три основные стадии: определение результатов, ситуационный анализ и контроль за результатами - предусматривают использование планового подхода при установке целей, определение ожидаемых результатов на всех уровнях - от организации в целом отдельный исполнителя. [2, с. 99]

Управление по результатам развило положение о том, что определение результатов приводит к знанию задач каждым исполнителем, а это, в свою очередь, повышает мотивационный потенциал рабочих, позволяет на этой основе действительно обеспечить достижение результатов всей организацией. Именно включение каждого работника в процесс обеспечения достижения результатов и является определяющим достижением подхода, который рассматривается. Это было доказано многочисленными исследованиями. Цели, которые ставятся перед собой, определяют желаемые и возможные направления деятельности, направляют на достижение пусть и немногочисленных, но важных результатов.

Программно-целевой метод управления инновационной деятельностью имеет ряд преимуществ перед другими методами.

Во-первых, программы более последовательно, в отличии от других методов планирования реализуют требования системного подхода. Они позволяют перестроить управление с преимущественно реактивного, когда проблемы решаются в момент их возникновения, на преимущественно предупреждающий уровень управления - когда принимаются меры по эффективному хозяйствованию заблаговременно, что позволяет вообще исключить возможность появления некоторых проблем.

В этом главное преимущество программно-целевого управления, поскольку в существующей практике многие предприятия не формируют четко отдельных целей, не прорабатывают перспективу и живут интересами настоящего момента. Между тем многие современные трудности возникают только потому, что их не предусматривали заблаговременно.

Проработка перспективы позволяет правильно распределить усилия коллектива во времени, даже пойти на какие-то временные потери благодаря будущей устойчивой и эффективной работе. Ясное видение перспектив способствует мобилизации людей, активизирует их творческий потенциал, позволяет сделать решительный рывок, прорыв или крутой поворот в развитии производства.

Во-вторых, программно-целевое планирование активизирует аналитическую работу на предприятии. Этот факт дает эффект. Источником эффекта служит то обстоятельство, что над перспективными вопросами и анализом современного состояния совместно думают, обмениваются мнениями, спорят и производят решения представители подразделений и служб, которые в традиционной деятельности, как правило, контактируют крайне мало. Происходит согласование интересов, укрепляется дух коллективизма, что в целом способствует формированию на предприятии коллектива единомышленников, направленных на решение важных общественно значимых проблем.


В-третьих, программно-целевой метод повышает демократизм управления. При традиционных условиях в случае возникновения между структурами проблема их решения замыкается на уровне первого руководителя. В результате руководители высшего звена оказываются перегруженными большим количеством межфункциональных задач. Применение программных структур позволяет привлечь к решению таких проблем большое количество специалистов, привлечь их на строгой методической основе с четкой фиксацией правил работы с широким использованием коллективных форм принятия решений. Положительные результаты такой технологии работ заключаются не только в активизации коллективного разума, но и в повышении чувства причастности людей к решению важных задач, что делает осмысленной и исполнительскую работу.

В-четвертых, программно-целевой подход позволяет постепенно изменить на предприятии стиль управления, обогатив его современными приемами. В частности, появляется возможность делегировать часть полномочий от верхних уровней управления на нижней с четкой персонификацией ответственности. Это позволяет руководителям высшего звена больше времени уделять вопросам качества выпускаемой продукции, работе с кадрами, проблемам социального развития коллектива. В практике управления могут получить распространение четкие регламенты и управленческие технологии, может быть усилен аналитический аспект работы руководителей, полнее может использоваться вычислительная и информационная техника.

Во-п пятых, эффективность программно-целевого метода проявляется в сфере производства. С помощью данного метода реализуются нововведения, которые способствуют повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению качества и потребительских свойств продукции, сокращению сроков производства образцов новой продукции, улучшению социально-психологической обстановки в коллективе, закреплению положительных тенденций и созданию прогрессивных традиций.

Целевая программа – это, прежде всего план действий, совокупность мероприятий и работ по достижению определенной цели. С этих позиций относительно структуры целевой программы и ее оформления ставятся определенные требования. [4, с. 218]

Во-первых, для удобства восприятия, а также удобства сопоставления различных целевых программ целесообразно установить единый набор структурных уровней и элементов целевой программы.

Во-вторых, структура целевой программы должна соответствовать структуре создаваемых на предприятии временных органов программного управления.