Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Основные налоговые вычеты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из данных в таблице видно, что за данный промежуток времени возросло количество транспортных средств на 5 %, вместе с этим возрос
и взимаемый налог – на 9,5 %.

На начало 2018 года в личной собственности граждан России было
44 792 тыс. автомашин. В 2017 году совокупные продажи выросли
до 1 млн 596 личных автомашин, рост численности транспорта у населения за последние десять лет достиг 36,8%. Темпы наращивания количества транспорта следует учитывать при решении задач развития городской инфраструктуры, безопасности дорожного движения, хранения и утилизации автомашин и других транспортных средств, увеличения протяженности, расширения и повышения качества дорог, создания и функционирования ремонтно-сервисных служб и экологической защиты среды.

Следовательно, транспортный налог является одним из региональных налогов, формирующих основу дорожного фонда. Налогообложение транспортных средств регулируется в России статьей 28 Налогового Кодекса РФ. Для совершенствования системы налогообложения транспортных средств необходимо учитывать интересы государства, регионов, налогоплательщиков, общества и состояние экологии. В качестве вариантов совершенствования транспортного налога эксперты предлагают изменение состава, структуры и основы для расчета, пересмотр шкалы ставок в сторону дифференциации, прогрессивности и эффективности, вообще отмену транспортного налога или включение его в налог на имущество, превращение в экологический налог, включение транспортного налога
в акцизы на бензин, моторные масла и дизельное топливо, объединение экологического, транспортного и дорожного налогов, повышение степени влияния налоговых выплат и сборов на уровень выбросов и нивелирование экологических угроз, развитие дорожной сети, повышение уровня и качества обслуживания транспортными услугами населения, формирование экологически безопасной и комфортной среды обитания. [25, с. 33]

2.3. Проблемы налогообложения физических лиц

 НДФЛ – высокопродуктивный и перспективный вид налога, так как его неуплата собственно невозможна. Методы исчисления данного налога ясны для всего населения, налоговые ставки закреплены законодательно, объекты налогообложения конкретно определены, а налоговая база определяется четко. Все вышеперечисленное определяет налог на доходы физических лиц довольно простым для налогообложения, но для России он представляет собой предмет актуальных полемик и споров.


Основные проблемы налогообложения, связанные с налогом на доходы физических лиц:

1. Низкий уровень доходов населения нашей страны и высокие налоговые ставки провоцируют сокрытие гражданами своих доходов,
а особенно так называемые заработные платы «в конвертах». Данная ситуация влияет не только на снижение доходов бюджета, но и доходов внебюджетных фондов, так как отчисления в них так же будут снижены. Особый пик данная проблема достигает в период кризиса в экономике, когда заработная плата населения значительно снижается вплоть до прожиточного минимума.

2. Неэффективность системы контроля налоговых органов
за чрезмерными доходами физических лиц порождает снижение налоговых поступлений в бюджет государства. Налоговые органы России на данный момент не могут обеспечить полную собираемость налогов, что приводит
к выполнению плана поступлений в бюджет не за счет высоких доходов обеспеченных слоев населения, а за счет оплаты труда бюджетников, военных, служащих административных органов.

3. В налоговом контроле мало применены информационные технологии с целью увеличения эффективности системы налогообложения.

4. В российской практике имеет место ситуация массового укрывательства от налогов при сдаче в аренду собственного имущества,
а также незарегистрированной частной практики по образовательной деятельности.

5. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц является одной из актуальных в нашем государстве. На протяжении нескольких последних лет оживленно ведется полемика о справедливости действующих ставок по НДФЛ. В данное время в Российской Федерации принята 13 %-ная плоская ставка. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 2013 году был рассмотрен законопроект о введении прогрессивной ставки налогообложения, но законопроект не набрал достаточное количество голосов. [17, с. 96-96]

Основным и актуальным недостатком является тот факт,
что в настоящее время допускаются ошибки при расчете кадастровой стоимости. Сложность ситуации состоит в том, что кадастровая стоимость объекта недвижимости зачастую оказывается выше рыночной стоимости.
По мнению экспертов, были случаи, когда кадастровая стоимость квартиры оценивалась в три раза дороже. В результате владельцы имущества были вынуждены оспаривать свои интересы в суде, что свою очередь требует дополнительного времени и финансовых затрат.

Завышение кадастровой стоимости имущества связано не только
с техническими ошибками при расчете, но и со спецификой налоговой системы.


Подводя итоги по данному вопросу, хотелось бы отметить
и то, что проблема оценки кадастровой стоимости имущества оказалась настолько нашумевшей громко, что дошла до Президента РФ. Правительство России намерено задействовать искусственный интеллект для расчета налогов, взимаемых с населения. С помощью искусственного интеллекта будет решаться проблема с налогом на имущество – его людям приходится платить исходя из кадастровой стоимости, которая зачастую оказывается значительно выше рыночной. [10, с. 6]

Реформирование транспортного налога в Российской Федерации
на современном этапе, можно реализовать в данных направлениях:

а) отменить транспортный налог и ввести взамен транспортного налога «экологический транспортный налог», поскольку действующие реальные ставки транспортного налога не отражают реальный уровень воздействия транспортных средств на экологию. Предлагается исчислять экологический транспортный налог по объему вредных выбросов углекислого газа при эксплуатации транспортного средства, налоговая база, исчисляемая
по объему вредных выбросов углекислого газа в атмосферу, будет стимулировать владельцев транспортных средств приобретать более экологически чистый транспорт;

б) ввести дифференцированный подход к исчислению транспортного налога: в крупных городах с высокой концентрацией автомобилей
и повышенной загазованностью вводить повышающий коэффициент
к транспортному налогу, дополнительные средства направить на решение экологических вопросов. В небольших поселениях, где актуальным остается качество дорог, коэффициент следует снизить.

в) переход к расчету транспортного налога исходя из километража пробега. Расчет предполагается вести на основе данных GPS – трека автомобиля в зависимости от категории дороги, характеристик автомобиля
и его владельца. Отслеживание же информации о том, сколько проехала
та или иная машина при помощи спутниковой системы требует решения вопроса вмешательства в частную жизнь граждан;

г) установление сроков уплаты транспортного налога в течение налогового периода для физических лиц. Поскольку отчетные периоды
по транспортному налогу предусмотрены только для налогоплательщиков – юридических лиц, то налогоплательщики – физические лица оплачивают транспортный налог только по окончании налогового периода.

Отметим, что поскольку транспортный налог является основой финансирования дорожной отрасли, правительству России следует мотивировать налогоплательщиков на добросовестную уплату данного налогового сбора. За основу следует принимать принцип дифференциации налогового бремени в зависимости от уровня развития региона
и платежеспособности населения и замену транспортного налога акцизами на бензин, привязанными к фактическим объемам расходуемого топлива.
[11, с. 71]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы были достигнуты следующие поставленные ранее задачи:

1) рассмотреть экономическое содержание и основные элементы налогообложения доходов физических лиц;

2) изучить ставки и льготы, применяемые налогообложении физических лиц;

3) выделить основные налоговые вычеты;

4) провести анализ поступлений налога на доходы физических лиц
за 2016-2018 гг.;

5) провести анализ поступлений налога на имущество и транспортного налога за 2016-2018 гг.

6) выявить проблемы налогообложения физических лиц.

Налог на доходы физических лиц – это индивидуальный обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц для целей финансово-экономического обеспечения деятельности государства.
Так как окончательным плательщиком этого налога признается получившее доход физическое лицо, этот налог является прямым. Источник налога специальным образом определенный доход налогоплательщика, отображенный в денежной форме.

Налог на имущество физических лиц в соответствии со статьями
12 и 399 НК РФ является доходной части местного бюджета, он устанавливается налоговым кодеком, а также муниципальными нормативно-правовыми актами. Объектом налогообложения является любое недвижимое имущество физического лица за исключением общего имущества многоквартирного дома.

Транспортный налог предназначен для возмещения вредного влияния транспортных средств на дорожные покрытия и окружающую среду.
Он регламентируется как 28 главой Налогового Кодекса Российской̆ Федерации (при федеральных расчетах), так и законодательными актами, принимаемыми в каждом отдельном регионе (при региональных расчетах). Принятые регионами законодательные акты влияют на ставку налога, порядок и сроки оплаты.

Законодательно утверждены пять основных видов налоговых вычетов,
в зависимости от сферы применения и категорий налогоплательщиков:

– стандартные налоговые вычеты – в отношении отдельных групп граждан и детей;

– социальные налоговые вычеты – в отношении расходов
на образование, лечение и страхование;

– инвестиционные налоговые вычеты – уменьшают доход от ценных бумаг при расчёте налога;

– имущественные налоговые вычеты – применяются при продаже
и покупке недвижимости;

– профессиональные налоговые вычеты – могут использоваться отдельными категориями ИП и физических лиц.

Сумма начисленного дохода за анализируемый период времени увеличилась на 15 %, что говорит о росте реальных доходов населения
и является положительной тенденцией для экономики государства.
Также делаем вывод, что сумма удержанного налога увеличилась
на 12 % в связи с ростом доходов. А вот сумма налоговых вычетов осталась без изменений.


За анализируемый период времени выросла кадастровая стоимость облагаемых налогом на имущество физических лиц строений на 6 %, вследствие чего возросла и сумма взимаемого имущественного налога – на 9 %. Также возросло количество транспортных средств на 5 %, вместе с этим возрос и взимаемый налог – на 9,5 %.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система

2. Приказ ФНС России от 22.06.2018 № ММВ-7-1/114@ «Об утверждении форм статистической налоговой отчётности по налогу на доходы физических лиц» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система

3. Приказ ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система

4. Правовой режим налога на доходы физических лиц: учебно-методическое пособие / сост. Н.Ю. Соловьева [Электронный ресурс] // Воронежский государственный университет. - URL: https://docplayer.ru/28699721-Pravovoy-rezhim-naloga-na-dohody-fizicheskih-lic-uchebno-metodicheskoe-posobie.html

5. Ахметова Г.Р. Налог на доходы физических лиц на современном этапе: способы совершенствования и реформирования системы / Г.Р. Ахметова, О.К. Зуева // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития (Материалы XI Международной заочной научной конференции). – 2017. – С. 170-172.

6. Беликов Е.Г. Налогообложение имущества физических лиц в свете введения в действие главы 32 НК РФ // Налоги. - 2017. - N 6. – 40 с.

7. Волков В.Ю. К вопросу о возмещении налога на доходы физических лиц // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. – 2016. – С. 300-303.

8. Гущина И.В. Система вычетов по налогу на доходы физических лиц // Современные тенденции в социально-экономических и гуманитарных науках: теория и практика. – 2017. – С. 92-98.

9. Дубровская Т.Н. Особенности налогообложения имущества физических лиц с 1 января 2015 год // Научный Вестник Воронежского ГАСУ. Серия: Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (13). - С. 114-120