Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости - региональный гендерный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность данного исследования определяется тем, что мировой экономический кризис привел к обострению многих национальных проблем, к числу которых относятся и проблемы в области финансового обеспечения социальной защиты безработных. На рынке труда оказались многочисленные группы незанятых квалифицированных рабочих, специалистов и остро встала проблема безработицы. В настоящее время содействие занятости, в том числе, созданию новых рабочих мест, в особенности, для уязвимых категорий населения, остается приоритетной задачей для всех государств.

В период мирового кризиса многие страны, в том числе и Россия, приняли программы, которые направлены на снижение безработицы и повышение защиты безработных. По данным Росстата 2015 года в России было 4,435 млн. безработных граждан, что составляет долю в 5,8% от числа экономически активного населения. За 2015 год безработных россиян стало на 10,7% больше. Росстат также отмечал, что лишь 0,9 млн. человек были зарегистрированы в учреждениях службы занятости в качестве безработных, и 0,8 млн. человек из них получали пособие по безработице.[33]

По прогнозам данная негативная тенденция сохранится и в дальнейшем, и к 2018 г. число лиц, ищущих работу, вырастет на 13 млн. человек. По словам директора Международной организации труда Гая Райдера в ближайшее время ожидать скорейшего сокращения безработицы не следует, требуется срочный пересмотр политики государств в сфере занятости. Это подтверждает вывод о том, что кризис сегодня переживает новую волну.[33]

Вместе с тем, многие проблемы, касающиеся эффективности расходования общественных финансовых ресурсов, выделяемых государством на реализацию мер по поддержке безработных, остаются нерешенными. Низкий размер значительного количества пособий и компенсаций, обусловленный рамками расходов бюджетной системы страны, недостаточный уровень взаимодействия всех социальных институтов не дают должного демографического, социального и бюджетного эффекта.

Особую актуальность эти вопросы приобретают на федеральном уровне, что обусловлено социальной направленностью современной бюджетной политики, ростом «нагрузки» не только на федеральный бюджет, но и бюджеты субъектов РФ.

Выбор темы данного исследования обусловлен необходимостью выявления складывающихся тенденций в развитии системы финансового обеспечения безработных и разработки рекомендаций по оценке и совершенствованию мер государственного воздействия на процессы расширенного воспроизводства населения.


Целью данного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию государственной социальной политики в сфере занятости.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты государственной социальной политики в сфере занятости;

- проанализировать организацию финансового обеспечения государственной социальной политики в сфере занятости;

- разработать рекомендаций по совершенствованию государственной социальной политики в сфере занятости.

Объектом курсового исследования являются формы и источники государственной социальной политики в сфере занятости.

Предметом курсового исследования являются финансовые отношения, опосредующие государственную социальную политику в сфере занятости.

Теоретическую основу составили труды отечественных специалистов, посвященные проблемам государственной социальной политики в целом и финансовой поддержки безработных в частности в условиях рыночной экономики.

1 Понятие и формы государственной социальной политики в сфере занятости - региональный гендерный аспект

1.1 Понятие и сущность социальной политики в сфере занятости

В современной отечественной научной литературе понятие «социальная защита» используется достаточно широко, поэтому важен теоретический анализ и уяснение сущности категории «социальная защита», так как на практике порой невозможно ответить на вопросы: кто нуждается в защите и подлежит ей, кто является объектом и субъектом защиты и как происходит взаимодействие между ними, от кого и как нужно защищать, имеет ли наше общество возможность обеспечить в современных условиях социальную защиту всего населения или только отдельных лиц.

Однако прежде чем говорить о социальной защите безработных необходимо сформулировать определение данного понятия, чтобы в дальнейшем в рамках данной работы толковать его однозначно, отграничивая от других смежных понятий.


Нормальное функционирование и развитие любого общества невозможны без сформированной и действенной системы социальной защиты, гарантированной каждому человеку при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств. Такие обстоятельства нередко не зависят от воли человека, и преодолеть их самостоятельно он не может. В данном случае только государство способно оказать необходимую помощь и защиту нуждающемуся.

В ст.7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство, в том числе и посредством осуществления социальной защиты и социального обеспечения, регулирует всю систему общественных отношений, в целях соблюдения конституционных прав и свобод человека. [1]

Определение «социальной защиты», не имеет официального закрепления. Данный термин можно встретить только в научной литературе и учебниках по научной дисциплине «Социальная защита». Это приводит к тому, что понятие «социальная защита» часто смешивают с другими, например, с «социальным обеспечением».

В современной научной литературе можно встретить толкования данного понятия, в которых, зачастую, прослеживается противоречивость при выявлении признаков, которые позволили бы отграничить социальную защиту от других явлений общественной жизни. Множество явлений в жизни общества именуются социальными, которые различные по своей сути, а часто и по значимости.

Общий признак данных явлений – понятие «социальное», то есть общественное, характеризующее конкретное явление через призму определенных общественных отношений. Особым видом таких общественных отношений является социальная защита.

«Сочетание двух понятий – «социальная» и «защита» – означает соблюдение и защиту прав и интересов индивида, гарантии их соблюдения и защиты со стороны всего общества.

А также гарантии предоставления необходимой помощи конкретным категориям населения в случае наступления определенных, установленных самим обществом, жизненных обстоятельств».

При этом человек не в силах самостоятельно их преодолеть и ему требуется поддержка извне. Особенность заключается в том, что такие обстоятельства часто препятствуют реализации основных социальных прав человека, таких как право на достойный уровень жизни, право на благоприятную окружающую среду и т.д. Этим определяется важность раскрытия сути понятия «социальная защита».


Никонов Д.А., Стремоухов А. В. пишут, что: «В широком, общеправовом, смысле социальную защиту можно определить как систему общественных отношений по созданию условий для нормальной жизнедеятельности человека, для осуществления его права на материальное и духовное благосостояние: провозглашение основных прав и свобод человека, создание и поддержание достойного уровня жизни, формирование расходов на социальные программы, совершенствование трудовых отношений, развитие образования, здравоохранения, жилищное строительство и т. д. [21]

По мнению Павлюченко В.Г., социальную защиту населения следует рассматривать как одно из внешних проявлений социального государства и как основной элемент его содержания. Социальную защиту он рассматривает как систему различных государственных мер в отношении граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. «Социальная защита населения, пишет он, – это гарантированная система экономических, правовых и организационных мер государства в отношении как нетрудоспособных, так и трудоспособных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть, направленная на их социальное обеспечение, оказание социальной помощи и поддержки в соответствии с социальными стандартами, отвечающими уровню достойной жизни человека, в различных формах и в порядке, установленных законодательством». [27]

Недостатком приведённого определения следует считать то, что в него как равные по объёму включены такие понятия, как: «социальное обеспечение», «оказание социальной помощи» и «поддержка». Второе и третье понятие входят в социальное обеспечение как его элементы.

Некоторые авторы отождествляют социальную защиту с понятием социальной политики.

Так, М.И. Лепихов приводит следующее определение: «Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств». [16]

По мнению К. Н. Гусова, под социальной защитой в широком смысле слова понимается: «Система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. В узком же смысле слова, социальную защиту следует рассматривать как конкретную социальную политику государства, стремящегося правовыми методами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем категориям населения, которые находятся в наиболее сложном материальном положении и не способны улучшить его без поддержки извне». [13]


В данном случае К. Н. Гусов рассматривает социальную защиту в двух аспектах. Приведенная трактовка понятия в широком смысле скорее относится к понятию социальной защищенности, нежели к социальной защите. В узком же смысле отождествление социальной защиты и всей социальной политики государства приводит к искажению их сути и, как следствие, неправильному пониманию принципов, функций и задач каждой из них. [13]

Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. дают такое определение социальной защиты: «Социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека». [22]

Соотношение социальной защиты и социальной политики государства может проиллюстрировать определение И.Г. Тарент. [30]

Под социальной защитой он понимает: «Деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важных социальных прав, в том числе права на достойный уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности». Из данного определения следует, что социальная защита, это не политика государства в социальной сфере, а деятельность компетентных органов, направленная на достижение целей и задач такой политики.

В результате под социальной защитой в широком смысле исследователи понимают деятельность, которая направлена на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для самоопределения и самореализации человека в жизни.

В более узком понимании социальная защита представляет собой поддержку и оказание помощи людям в случае возникновения страховых рисков. Исходя из этого определения в рамках узкого подхода, основными инструментами социальной защиты выступают инструменты социального обеспечения: социальное страхование, государственное пенсионное обеспечение, социальная поддержка, помощь и обслуживание, в то время как в рамках широкого подхода социальная защита включает в себя другие сферы системы жизнеобеспечения.

Анализ понятия «социальная защита» человека, позволил выделить толкования понятия социальная защита безработных.

Социальная защита безработных – это регламентированная и регулируемая деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, по реализации законодательно закрепленных мер экономического, социального характера в целях преодоления ими трудной жизненной ситуации и скорейшей социальной адаптации.