Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости - региональный гендерный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из приведенной дефиниции социальной защиты безработных, и принимая во внимание ее соотношение со смежными понятиями, представляется возможным определить понятие «механизм финансового обеспечения социальной защиты безработных - как совокупность экономических, финансовых, социо-культурных и правовых средств и способов, направленных на преодоление негативных экономических и социальных тенденций с целью достижения оптимального уровня социальной защищенности. Организационно-правовые способы осуществления социальной защиты, формы защиты и порядок их предоставления, круг лиц, а также меры контроля за осуществлением социальной защиты.

Современные ученые считают, что социальное обеспечение есть часть социальной защиты. «Частью социальной защиты является социальное обеспечение», К. Н. Гусов также пишет: «совершенно очевидно, что понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого». [13]

Каждое из приведенных выше определений содержит какие-либо сущностные признаки явления социального обеспечения, отражающие его некоторые особенности.

Основные признаки, содержащиеся в каждой трактовке:

1) социальное обеспечение осуществляется государством из специальных фондов (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования);

2) оно направлено на поддержание полноценного социального статуса гражданина в тяжелых жизненных обстоятельствах.

1.2 Формы и источники финансового обеспечения социальной политики в сфере занятости

Формы социальной защиты безработных, как и сама социальная защита именно данной категории населения, ни в законодательстве, ни в научных источниках практически не исследовались. Однако, анализ этой проблемы и необходимость ее решения в реалиях сегодняшнего дня, дает нам право утверждать о возможности выведения формы социальной защиты безработных на основании форм социальной защиты населения в целом. Прежде чем говорить о социальной защите безработных необходимо выяснить, что подразумевают под собой понятия «форма» и «форма социальной защиты».


В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» «форма социальной услуги» трактуется как характер конкретных действий социальной службы при оказании социальной помощи клиенту.[34]

Статья 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» форму социальной защиты инвалидов определяет так: «Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов…». [34]

Норд-Аверян О.А. полагает, что главными в системе социальной защиты являются следующие элементы: «Сложившиеся в обществе трудовые отношения, формы организации трудовой деятельности, характер общественного устройства, степень развития производительных сил. Именно эти элементы определяют формы функционирования системы социальной защиты населения».[23]

К. Н. Гусов предлагает следующее определение формы социального обеспечения и приводит признаки их классификации: «Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления (недопустимо путать с денежной и неденежной формами предоставления социального обеспечения). [13]

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;

4) систему органов, осуществляющих социальное обеспечение». [13]

Понятие «социальное обеспечение» уже понятия «социальная защита». Это обуславливает то, что формы социальной защиты представляют собой более разветвленную систему. Сложность и многомерность понятия социальной защиты предопределяют многообразие ее форм, а также многообразие научных взглядов, иногда противоречивых, на содержание и классификацию форм. В комментарии к Конституции Российской Федерации предлагаются следующие формы социальной защиты населения:

1) законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

2) регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование;

3) социальное вспомоществование;

4) социальные услуги; целевые социальные программы.


М. И. Лепихов в своей работе «Право и социальная защита населения в России» предлагает следующие основные организационно-правовые формы социальной защиты населения:

1) обязательное социальное страхование;

2) обязательное государственное страхование;

3) социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из бюджета;

4) государственная социальная помощь.

Приведенные классификации представляют собой неполные и несколько искаженные структуры социального обеспечения, а не социальной защиты. [16]

Более полная структура форм социальной защиты предложена Нечаев А.С.:

1) социальные гарантии;

2) социальное страхование;

3) социальная помощь;

4) социальная поддержка;

5) социальные компенсации;

6) социальное обеспечение. [24]

Однако приведенная выше классификация, также является неудачной, поскольку автор понимает под формами социальной защиты социальное страхование, социальную помощь и социальную поддержку, тогда как все перечисленные компоненты являются составляющими социального обеспечения и не могут выступать в роли самостоятельных форм социальной защиты, как понятия более широкого, чем социальное обеспечение.

И.Г. Тарент рассматривает следующие формы социальной защиты населения:

1) государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты;

2) социальные пособия (пособия по социальному страхованию и пособия по социальной помощи);

3) Социальное обслуживание». [30]

Рассмотрев и проанализировав различные точки зрения на понятие «форма социальной защиты» и классификации форм социальной защиты, выявив в них позитивные стороны, а также некоторые упущения, предлагается авторское определение понятия «форма социальной защиты»: «Форма социальной защиты - это внешнее воплощение правоотношений в области социальной защиты.

Анализ изученных определений социальной защиты, а также рассмотрение форм социальной защиты, в зависимости от круга защищаемых лиц, дали возможность вывести следующие формы социальной защиты безработных:

1) социальное страхование, социальную помощь, социальную поддержку, социальное обслуживание;

2) деятельность компетентных государственных органов по разработке и принятию определенных правовых норм, закрепляющих различные виды социального обеспечения, предоставляемого различным категориям населения;

3) деятельность компетентных государственных органов по разработке и принятию определенных правовых норм, регулирующих деятельность государственных и муниципальных органов, общественных объединений по осуществлению всего комплекса мер по социальному обеспечению населения;


4) общественные отношения, регулируемые нормами права, закрепляющими меры контроля за деятельностью государственных, муниципальных органов и общественных объединений в сфере социального обеспечения;

5) общественные отношения, регулируемые нормами права, закрепляющими меры по предупреждению возникновения и (или) минимизации негативного воздействия обстоятельств, при которых создается потребность в мерах социального обеспечения у различных категорий населения. [13]

Все приведенные формы социальной защиты распространяют свое действие так же и на безработных, поскольку они являются гражданами государства.

К источникам финансового обеспечения социальной защиты безработных можно отнести:

- средства федерального бюджета (на федеральном уровне реализуется государственная программа «Содействие занятости населения»).

- средства бюджетов субъектов Российской Федерации. В сфере содействия занятости населения финансирование пособий по безработице осуществляется из средств федерального бюджета, передаваемых целевым образом в бюджеты субъектов Российской Федерации. В то же время такие мероприятия, как психологическая поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональное переобучение, организация общественных работ, осуществляются за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- средства местных бюджетов;

- на уровне предприятий и организаций могут использоваться, как правило, следующие формы финансирования корпоративных социальных программ: частное финансирование (самофинансирование), государственное финансирование в рамках целевых программ, смешанное финансирование в рамках государственно-частного партнерства;

- на уровне благотворителей и благотворительных организаций осуществляется, как правило, финансирование со стороны физических и юридических лиц. По нашему мнению, благотворительные фонды следует активно включать в систему государственного и муниципального финансирования безработных.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. [4]

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.


В соответствии со статьёй 3 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. [4]

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах. [4]

Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется:

- в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;

- во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. [4]

Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации») в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется: