Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости - региональный гендерный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из мероприятий активной политики занятости, позволяющим в короткие сроки обеспечить временную занятость граждан, остается организация общественных работ. Востребованность данной услуги продолжает оставаться высокой, особенно в сельской местности. В 2015 году численность граждан, приступивших к оплачиваемым общественным работам, составила 2262 человека или 119% от государственного задания при плане – 1902 человека. С обеспечением материальной поддержки трудоустроен 1951 безработный гражданин. [25]

В 2015 году на организацию общественных работ заключено 926 договоров с работодателями, при этом средств работодателей привлечено по отношению к предыдущему году больше - 13845,8 тысячи рублей против 12355,5 тысячи рублей в 2014 году. Необходимо отметить, что в 2015 году в рамках государственной программы «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда Оренбургской области на 2014-2020 годы» в целях снижения напряженности на рынке труда были организованы оплачиваемые общественные работы в городе Бузулуке.

Преимущественным правом при направлении на общественные работы пользовались безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости более полугода, не получающие пособие по безработице, длительно неработающие. Основным критерием оценки эффективности государственной услуги по организации общественных работ является показатель закрепляемости граждан на рабочих местах после завершения общественных работ. В 2015 году закрепляемость граждан на рабочих местах в целом по области составила 23% (в 2014 году - 20,9%). [25]

В целом динамика приведенных данных свидетельствует о стабильности уровня доступности услуги по организации общественных работ и повышении ее качества в части увеличения доли закрепляемости граждан после завершения общественных работ. Среди видов общественных работ наиболее распространёнными являются направления деятельности, имеющие социальную значимость для населения и развития муниципальных образований.

В 2015 году продолжена реализация мероприятий по содействию занятости несовершеннолетних граждан. Мероприятия финансировались всеми муниципальными районами области. В течение года за счет местных бюджетов на заработную плату подростков израсходовано 4838,8 тысячи рублей в рамках реализации различных муниципальных программ. Из областного бюджета Оренбургской области на реализацию мероприятия выделено 1973,6 тысячи рублей. [25]

Контрольный показатель государственного задания перевыполнен в полтора раза. Материальную поддержку получили 2760 человек при плане в 1800. В 2015 году усилия органов службы занятости были направлены на активное привлечение работодателей всех форм собственности к созданию временных рабочих мест для подростков. Органы службы занятости населения заключили договоры о совместной деятельности с 294 работодателями (в 2014 году - с 263 работодателями). За счет собственных средств работодателей создано1615 рабочих мест (в 2014 году - 1384 рабочих места). Следует отметить, что в 2015 году за счет местных бюджетов создано рабочих мест для трудоустройства подростков в два раза больше - 62,5% или 2681. Перед органами службы занятости поставлена задача по поиску новых подходов в организации рабочих мест для подростков. В 2014 году примером стал опыт города Орск, где два предприятия с вредными и опасными условиями труда выделили спонсорскую помощь для трудоустройства подростков в бюджетные учреждения города. [25]


Таким образом, Правительством Российской Федерации и на уровне Оренбургской области поставлена задача по снижению в 2016 году не менее чем на 30% показателя численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность. Для Оренбургской области установлен контрольный показатель - 56 тысяч человек. В результате проведенной работы по информации муниципальных комиссий (рабочих групп) по решению задач по снижению неформальной занятости населения выявлено 46255 случаев неоформленных с работниками трудовых отношений, что составляет 82,6% от контрольного показателя. С 44788 работниками оформлены трудовые договоры, что составляет 80,0% от контрольного показателя. Правительством Оренбургской области проводится ежемесячный мониторинг состояния задолженности по выплате заработной платы в хозяйствующих субъектах области. Осуществляется взаимодействие с контрольно-надзорными органами области. Ежемесячно проводятся заседания Межведомственной рабочей группы по принятию мер, направленных на сокращение задолженности по заработной плате в хозяйствующих субъектах, на которых заслушиваются отчеты руководителей организаций о принимаемых мерах по ликвидации задолженности.

2.3 Проблемы и пути совершенствования финансового обеспечения социальной защиты безработных

Проведенный в настоящей работе анализ позволяет определить следующие проблемы и негативные тенденции в области финансирования социальной защиты безработных:

- низкие уровни заработных плат значительной части работающих граждан; - сохранение широкомасштабной бедности и изменение ее профиля в сторону трудоспособной части общества. Одной из наиболее острых проблем в социально-трудовой сфере является задержка выплаты заработной платы.

- низкое качество и несвоевременность предоставления подавляющего объема социальных услуг населению;

- концентрация средств в руках государства и как следствие громоздкие механизмы взаиморасчетов и дублирующие друг друга органы;

- при формировании системы прогнозирования потребности в кадрах предприятий и организаций региона необходимо менять подходы к подготовке персонала, переходить от количественных характеристик трудовых ресурсов к качественным, в том числе через повышение квалификации работников, необходимо искать дополнительные возможности по увеличению экономически активного населения;


- тенденция сокращения финансирования из федерального бюджета для обеспечения реализации мероприятий активной политики занятости;

- повышения эффективности и качества предоставления государственных услуг в разрезе мероприятий государственной программы «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда» как на федеральном, так и на региональном уровнях. [32]

Выход из создавшегося положения состоит не только в совершенствовании важнейших систем социальной защиты безработных, но и в совершенствовании прочих социальных сфер, таких, как сфера труда, здравоохранения, образования и, конечно, в совершенствовании налоговой системы как основы любой системы социального обеспечения.

По данным Росстат, уровень безработицы в России на конец 2015 года составил 5,3% экономически активного населения, а уровень занятости населения составил 65,2%. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе. Конкретно в Кемеровской области количество экономически активного населения составило 1409,5 тыс.чел., из низ занятые - 1312,4 чел., а безработные - 91,7 чел. Уровень экономической активности населения равен 67,9%, где 63,2% - уровень занятости, а 6,9% - уровень безработицы. Прогнозы на 2016 год неутешительны, уровень занятости станет ниже, а число безработных увеличится. [32]

Одной из задач исследования был анализ финансового обеспечения социальной защиты безработных в России. На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации особенную тревогу вызывают следующие проблемы: увеличение безработицы среди молодежи в возрасте до 25 лет; рост обращающихся в службу занятости среди женщин и снижение среди мужчин; превышение уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с городскими; более половины населения стали безработными от независящих от них обстоятельств (массовые увольнения и сокращения); высокий уровень застойной безработицы. [33]

Не исключено, что население плохо информировано о территориальном расположении центров занятости. Возможности центров занятости по трудоустройству ограничены, так как подавляющее большинство работодателей не прибегают к услугам центров занятости при поиске рабочей силы, да и сами безработные предпочитают обращаться за помощью к родственникам и друзьям.

Изучая проблему можно отметить, что безработица имеет не только отрицательные черты, но и положительные. При умеренном темпе она представляет собой резерв незанятой рабочей силы, повышает дисциплину труда и может содействовать оптимизации структуры занятости по половозрастному признаку. А при переходе через определенный процентный барьер она приобретает негативные черты как для работников или людей, ищущих работу, так и для самих работодателей. Однако если сохранять уровень безработицы в допустимых рамках, то она может с пользой повлиять на население в целом. [34]


Таким образом, для решения проблемы финансового обеспечения безработицы необходимо срочно усилить работу по созданию и сохранению рабочих мест путем оказания службой занятости финансовой помощи субъектам хозяйствования, выделение безработным более весомых ссуд и субсидий на организацию самостоятельной занятости; оказывать содействие занятости особых категорий граждан, сталкивающихся с наибольшими трудностями при трудоустройстве, повысить качество обучения, расширить перечень конкурентоспособных на рынке труда профессий и специальностей для подготовки специалистов из числа безработных по заказу нанимателей под гарантированные рабочие места. Назрела настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования законодательства по усилению социальной защиты безработных и, в частности, увеличению размеров пособий и стипендий безработным, проходящим профессиональное обучение по направлениям службы занятости.

В 2016 году для решения обозначенных проблем ставятся следующие задачи:

- разработка и реализация комплекса мер, направленных на снижение задолженности по заработной плате и легализации трудовых отношений;

- дальнейшее совершенствование социального партнерства на уровне области, муниципалитета и конкретного предприятия, в том числе активизация работы по заключению отраслевых тарифных соглашений с установлением в них максимально возможного увеличения минимальной заработной платы;

- разработка и внесение изменений в отраслевые трёхсторонние соглашения и коллективные договоры по установлению порядка, размеров и условий предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

В целях сохранения стабильной ситуации на рынке труда и в сфере трудовых отношений в 2016 году приоритетными направлениями деятельности в России являются:

1) Продолжение реализации государственной программы «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда» в России и на уровне регионов. Меры государственной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренные программой, в 2016 году будут сохранены.

2) Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения.

3) Продолжение реализации государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2020 годы», что способствует повышению трудовой мобильности за счет привлечения квалифицированных специалистов из-за рубежа.


4) Реализация миграционной политики на территории региона, что позволит решить задачи по привлечению трудовых ресурсов, снижению миграционной убыли населения, повышению трудовой мобильности граждан, обеспечению региона необходимыми кадрами, содействию развитию внутренней миграции.

5) Разработка и утверждение региональной программы повышения трудовой мобильности граждан в соответствии с типовой структурой и методическими рекомендациями, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

6) Модернизации существующей службы занятости. Ее деятельность будет направлена в первую очередь на регулирование рынка труда, развитие трудовых ресурсов, в частности, на реализацию миграционной политики, повышение трудовой мобильности граждан.

7) Переход на применение принципа нуждаемости в области финансового обеспечения социальной защиты безработных в наибольшей степени соответствует принципу социальной справедливости, а уточнение состава мер социальной поддержки и условий предоставления способствует формированию более эффективной, открытой и понятной системы социальной поддержки в целом и, следовательно, эффективности бюджетных расходов. Проведенная Минфином России инвентаризация мер социальной поддержки граждан показала, что в Российской Федерации в подавляющем большинстве эти меры оказываются гражданам по категориальному принципу, без учета уровня дохода получателей. [39]

По своему целевому назначению данные меры, возможно разделить на:

1) меры, предоставляемые гражданам за особые заслуги, в соответствии с их социальным, общественным статусом;

2) меры по социально-демографическим характеристикам;

3) меры, предоставляемые в связи с особыми условиями труда (службы);

4) меры компенсационного характера.

В связи с этим предлагается осуществлять предоставление ряда социальных выплат с учетом уровня дохода соответствующих получателей.

Предлагается рассмотреть возможность предоставления отдельных социальных выплат на федеральном уровне льготным категориям граждан с учетом получаемого ими среднемесячного подушевого дохода. [34]

Так, в частности, предлагается рассмотреть возможность применения критерия нуждаемости в отношении:

- социальных пособий, носящих компенсационный характер (меры социальной поддержки лицам подвергшимся воздействию радиации, ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан (безработным);

- пособия по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.