Файл: Преступления против порядка управления (общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эффективная, отвечающая современным требованиям деятельность органов власти и местного самоуправления является залогом соблюдения прав и интересов граждан, успешного решения задач, стоящих перед обществом. Государство, наделяя своих представителей большими правами по сравнению с обычными гражданами, предъявляет к ним и более высокие требования, вплоть до привлечения в случаях нарушения законов к уголовной ответственности. Но в тоже время и при выполнении должностными лицами своих служебных обязанностей они обеспечиваются усиленной охраной, в том числе и применением к лицам, препятствующим такой деятельности, суровых мер ответственности. Все это определяет важность и актуальность теоретического исследования выбранной темы.

Преступления против порядка управления составляют одну из наименее изученных групп общественно опасных деяний. Анализу, как правило, подвергаются однородные составы, а не вся гл. 32 УК РФ[1], что не способствует системности восприятия науки и законодательства. На протяжении длительного периода времени отсутствует четкое понимание природы и объекта преступлений против порядка управления. Соответствующие части уголовного закона рассматриваются как резервный накопитель для составов с неопределенным статусом.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие связи с преступлениями против порядка управления.

Предмет исследования – нормы права, регулирующие преступления против порядка управления.

Цель исследования – провести анализ и совершенствование преступлений против порядка управления.

Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понимание преступлений против порядка управления.
  2. Определить классификацию преступлений против порядка управления.
  3. Выяснить применение насилия в отношении представителя власти.
  4. Проанализировать проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ст. ст. 297, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Методологическую основу курсовой работы составляют методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-юридический метод, историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и некоторые другие.


Нормативную правовую базу курсовой работы составили Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) и другие нормативно-правовые акты.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких авторов, как Боровиков В.Б., Иванов Н.Г., Капинус О.С., Кибальник А.Г., Наумов А.В., Примов Д.Р., Рябченко О.Н., Смердов А.А. и других авторов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы преступлений против порядка управления

1.1. Понимание преступлений против порядка управления

Преступления против порядка управления - это предусмотренные нормами гл. 32 УК РФ общественно опасные деяния, виновно совершенные против порядка управления.

Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение нормальной деятельности органов власти и местного самоуправления, сосредоточены в гл. 32 УК РФ. Устанавливая суровые меры ответственности за посягательства на порядок управления, законодатель тем самым стремится обеспечить властным отношениям, складывающимся между управляющими субъектами (должностными лицами, органами управления) и управляемыми (гражданами и организациями), режим наибольшего благоприятствования в целях их нормальной реализации[2].

Объектом рассматриваемой группы преступлений является нормальная деятельность органов власти и местного самоуправления, понимаемая как складывающиеся между органами управления и гражданами отношения по поводу осуществления первыми - распорядительных, административных функций и подчиненности, обязательности исполнения и дисциплины - вторыми. Посягательства на порядок управления не только нарушают нормальную деятельность органов власти и управления, но и подрывают авторитет власти и ее представителей в глазах населения. К тому же подобного рода деяния нередко ставят под угрозу причинения вреда личную безопасность представителей власти, их жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также соответствующие блага их близких[3].


С объективной стороны преступления против порядка управления характеризуются активной формой поведения, о чем свидетельствуют используемые законодателем термины: "посягательство", "применение насилия", "разглашение сведений", "приобретение", "подделка" и т.д.

По законодательной конструкции преступления против порядка управления описываются в нормах закона как формальные составы преступлений: оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ), незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ), уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ) и другие, так и материальные составы: похищение или повреждение документов, штампов, печатей, самоуправство и др.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется только умышленной формой вины. Для некоторых преступлений обязательным признаком является специальная цель: посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа и др.

Субъектом преступления может быть только частное лицо, достигшее 16-летнего возраста. В случае совершения преступления, предусмотренного гл. 32 УК, должностным лицом ответственность последнего наступает по статьям о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления[4].

Прежде всего, надо сказать, что в отечественной уголовно-правовой доктрине предложено несколько определений преступлений против порядка управления, однако разница между ними несущественна и носит преимущественно терминологический характер.

Исходя из смысла положений уголовного закона, в целом преступление против порядка управления можно определить как виновно совершенное общественно опасное деяние, посягающее на установленный порядок государственного управления, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Отметим, что в гл. 32 УК РФ собраны довольно разнородные составы преступлений, что отрицательно сказывается на их теоретическом понимании и (что гораздо важнее) на единообразном применении норм об этих преступлениях. Позволим себе остановиться на тех трудностях в понимании некоторых преступлений против порядка управления и их системы, которые, на мой взгляд, имеют принципиальное значение.

1. В специальной литературе острый характер приобрела дискуссия относительно понимания видового и непосредственного объектов этих преступлений, поскольку именно они, как правило, кладутся в основу классификации самих преступлений против порядка управления. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой видовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 32 УК РФ, выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальную законную управленческую деятельность органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления[5].


На основе такого определения видового (у ряда авторов - группового) объекта в доктрине обычно предлагается говорить о существовании трех видов (групп) преступлений против порядка управления:

а) посягательства на субъектов управленческой деятельности (в западной уголовно-правовой доктрине данного рода посягательства изучаются в русле нападений на полицейских либо в целом на представителей власти);

б) посягательства на предметы управленческой деятельности;

в) посягательства на содержание управленческой деятельности[6].

Исходя из того обстоятельства, что объектом преступления необходимо признавать не только общественные отношения, но и общественные интересы, полагаем, что основным непосредственным объектом преступлений против порядка управления являются общественные отношения и интересы, связанные с обеспечением конкретных видов государственного управления, на которые направлено преступное посягательство. При этом под государственным управлением следует понимать специальный вид государственной деятельности, заключающийся в информационном, организационном, регулятивном, охранительном воздействии субъектов управления на личностное, коллективное и общественное поведение. Такой вид государственной деятельности, как обеспечение порядка управления, должен основываться на силе государственного принуждения и сам по себе выражаться в форме государственно-властных отношений.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов является расположение в гл. 32 УК РФ ст. 313, 314, 314.1 и 321.

По мнению ряда авторов, преступления, нарушающие порядок исполнения наказания и процессуального принуждения в виде изоляции от общества, не относятся к числу преступлений против порядка управления[7].

Основным непосредственным объектом таких преступлений предлагается считать общественные отношения и интересы, связанные с правомерной деятельностью органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и ареста, а также меры процессуального принуждения в виде задержания и заключения под стражу. Кроме того, данные преступления совершаются лицами, на которых возлагается определенная правовая обязанность по отбыванию наказания, нахождению под мерой пресечения или административным надзором либо по принудительному лечению.

Соответственно, в литературе высказаны идеи об объединении указанных преступлений в самостоятельную главу «Преступления против порядка исполнения уголовного наказания», а также о переносе перечисленных статей УК РФ в гл. 31 УК РФ «Преступления против правосудия»[8].


Таким образом, мы пришли к выводу, что преступления против порядка управления представляют собой совершаемые частными лицами умышленные общественно опасные деяния, причиняющие вред или ставящие под угрозу причинения вреда нормальную деятельность органов власти и самоуправления.

1.2. Классификация преступлений против порядка управления

Защита государственной власти от преступных посягательств традиционно относится к числу к числу основных целей уголовного законодательства и уголовной политики. В России институт преступлений против государственной власти устанавливался в качестве защиты государственно-правового строя законодательными актами XV-XVI вв., что было обусловлено упрочнением государственной власти и организацией централизованного государственного аппарата.

Для классификации преступлений против порядка управления применяются различные критерии. Отметим, что использование даже одного и того же критерия для классификации преступлений против порядка управления выявляет различные модели группирования.

Анализ научных позиций показал, что большинства исследователей в качестве основания классификации применяют непосредственный объект посягательства, групповой объект, а также предмет преступления. Применяя непосредственный объект преступления в качестве классификационного критерия, Филиппов П.А. выделяет следующие виды преступлений против порядка управления.

Во-первых, посягающие на представителей власти и иных лиц в связи с управленческой деятельностью государственных органов (ст. 317-321 УК РФ).

Во-вторых, посягающие на неприкосновенность государственной границы РФ (ст. 322, 323 УК РФ).

В-третьих, посягающие на порядок обращения официальных документов и государственных наград (ст. 3240327 УК РФ).

Четвертую группу составляют посягательства на порядок призыва на военную и альтернативную службу (ст. 328 УК РФ).

К пятой группе относятся посягательства на авторитет государственных символов РФ (ст. 329 УК РФ).

Шестую группу составляют посягательства на порядок осуществления оспариваемых прав (ст. 330 УК РФ)[9].

Используя тот же критерий, Рябченко О.Н. выделяет три группы преступлений против порядка управления.

Первую группу составляют преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата и органов местного самоуправления. Ее составляют составы преступлений, предусмотренные ст. 317, 318, 319, 320, 321, 329 УК РФ.