Файл: Учет основных средств (Организация бухгалтерского учета основных средств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Документом четвертого уровня системы нормативного регулирования является учетная политика организации. Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» под учетной политикой понимают совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, определяемых самой организацией на основе предусмотренных требований и особенностей деятельности. Ее необходимость обусловлена тем, что в нормативных до­кументах иногда отсутствуют способы ведения бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной деятельности либо допускаются варианты решения вопросов, а требуется выбрать один. Кроме того, в учетной политике следует предусмотреть оптимальное сочетание системы бухгалтерского учета с аналитическими регистрами налогового учета, разрабатываемыми организацией самостоятельно [14, с.95].

Учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Обязательными элементами учетной политики являются:

1) разработанный организацией рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2) формы первичных учетных документов, при­меняемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

4) методы оценки активов и обязательств;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета [15, с. 36-37].

Реестры нормативных документов, регламентирующих учет и аудит основных средств представлены в таблицах 1, 2

Таблица 1

Реестр законодательных актов

№п/п

Наименование документа

Кем и когда утвержден

Что устанавливает

1

Федеральный закон от 06.12.2011N 402-ФЗ  "О бухгалтерском учете

Принят

Государственной Думой

22 ноября 2011 года

Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для предприятий

2

Гражданский кодекс РФ (части I и II) от 30.11.94 г. № 51-ФЗ и от 26.01.96 г. № 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014)

Принят ГД ФС РФ 21.10.1994

Определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав.

3

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ 

(ред. от 04.10.2014) 

Принят ГД ФС РФ 19.07.2000

Регламентирует порядок учета и налогообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций.

4

Федеральные правила (стандартов) аудиторской деятельности

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011)

Устанавливает единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации

5

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н(ред. от 24.12.2010)

Определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности


Таблица 2

Реестр нормативных актов

№п/п

Наименование документа

Кем и когда утвержден

Что устанавливает

1

ПБУ 1/2008 Учетная политика организации»

Утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н,

правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций

2

ПБУ 6/01, "Учет основных средств"

Утверждено Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;

правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации.

,

3

ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Утверждено Приказом Минфина России от 6.05.99 г. № 33н

правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций

4

ПБУ 9/99, «Доходы организации»

Утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н

правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций

5

Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49

порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов

6

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

Утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов

7

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств

утверждены Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010)

определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01

8

Учетная политика организации

Приказом директора

способы ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии


1.3 Первичные бухгалтерские документы учета основных средств

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.

С этого времени формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

Однако организации вправе использовать уже существующие унифицированные формы [10], закрепив свое право в учетной политике.

Классификация основных средств по видам применяется как основа для их аналитического учета, который ведется в инвентарных карточках (формы № ОС-6, № ОС-6а). Указанные унифицированные формы заполняются на основании актов о приеме-передаче основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б), технических паспортов и других документов на приобретение, перемещение или списание основных средств.

Прием-передача объектов между организациями для включения в состав основных средств, если организация – получатель или выбытия, если организация – сдатчик оформляется общими документами – актами:

- по форме № ОС-1 – для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);

- по форме № ОС-1а – для зданий и сооружений;

- по форме № ОС-1б – для групп объектов основных средств.

Соответствующий акт, составленный в количестве не менее двух экземпляров, подписывается членами комиссии, главным бухгалтером, материальноответственным лицом, утверждается руководителями организации-получателя и организации-сдатчика. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту основных средств [20, с.110-112].

Данные приема и исключения объекта из состава основных средств на предприятии вносятся в инвентарную карточку учета объектов основных средств:

- по форме № ОС-6 – для одного объекта основных средств;

- по форме № ОС-6а – для группы однородных объектов.

Документ составляется бухгалтером по учету основных средств на следующий день после ввода объекта в эксплуатацию.

Списание объектов основных средств оформляется актом одной из форм № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-4б. При этом форма № ОС-4 применяется в общем случае, форма № ОС-4а – для списания автотранспортных средств, № ОС-4б – для группы однородных объектов.

Соответствующий акт, составленный в количестве не менее двух экземпляров, подписывается членами комиссии, главным бухгалтером, материальноответственным лицом, утверждается руководителями организации-получателя и организации-сдатчика. Ответственным является главный механик. Один экземпляр предоставляется бухгалтеру, второй – лицу, ответственному за сохранность основных средств [19, с. 18]


2 Организация бухгалтерского учета основных средств

2.1 Синтетический и аналитический учет поступления основных средств

Синтетический учет основных средств ведется в денежной оценке. Для этого используются балансовые счета: 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 02 "Амортизация основных средств", 91 "Прочие доходы и расходы", а также забалансовые счета (при необходимости) - 001 "Арендованные основные средства", 011 "Основные средства, сданные в аренду", 010 "Износ основных средств" [9].

Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется в инвентарных карточках по ф. N ОС-6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов, которым присваивается инвентарный номер. Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации: актов (накладных) приемки-передачи (ф. N ОС-1), актов на списание основных средств (ф. N N ОС-4, ОС-4а), технических паспортов и других документов. В инвентарные карточки не следует вносить все показатели технической документации. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств [13, с. 100].

Инвентарные карточки (индивидуальные и групповые) составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации. Если в результате реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, частичной ликвидации и переоценки объекта ОС произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.

Основные средства учитываются на счете 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости. Источниками приобретения основных средств являются:

- собственные (доходы организации, включая вклады учредителей в уставный капитал, дарение, безвозмездное поступление от юридических и физических лиц и субсидии правительственного органа);


- заемные (кредиты, займы и кредиторская задолженность).

При поступлении в организацию основных средств, приобретенных за плату, составляются проводки, основные из которых представлены в таблице 3.

Таблица 3 -Записи на счетах бухгалтерского учета операций поступления основных средств

Хозяйственная

операция

Документ-

основание

Номер счета

Дебет

Кредит

1

2

3

4

Получены

приобретенные объекты

основных средств

Накладная,

счет-фактура

Счет 08 "Вложения

во внеоборотные

активы", субсчет

08-4

"Приобретение

объектов основных

средств"

Счет 60 "Расчеты

с поставщиками и

подрядчиками"

Отражен НДС по

стоимости

приобретенных

основных средств

Накладная,

счет-фактура

Счет 19 "Налог

на добавленную

стоимость по

приобретенным

ценностям",

субсчет 19-1

"НДС при

приобретении

основных средств"

Счет 60 "Расчеты

с поставщиками и

подрядчиками"

Отражена стоимость

работ и услуг

сторонних организаций

по доставке,

установке основных

средств и т.п.

Акт о

выполненных

работах

(оказанных

услугах)

Счет 08 "Вложения

во внеоборотные

активы", субсчет

08-4

"Приобретение

объектов основных

средств"

Счет 60 "Расчеты

с поставщиками и

подрядчиками"

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

Отражен НДС по

стоимости работ и

услуг сторонних

организаций

Акт о

выполненных

работах

(оказанных

услугах), счет-

фактура

Счет 19 "Налог

на добавленную

стоимость по

приобретенным

ценностям",

субсчет 19-1

"НДС при

приобретении

основных средств"

Счет 60 "Расчеты

с поставщиками и

подрядчиками"

Отражены суммы,

уплачиваемые

организациям за

информационные и

консультационные

услуги, связанные с

приобретением

основных средств

Акт об

оказанных

услугах

Счет 08 "Вложения

во внеоборотные

активы", субсчет

08-4

"Приобретение

объектов основных

средств"

Счет 60 "Расчеты

с поставщиками и

подрядчиками"

Отражены

государственные

пошлины и другие

аналогичные платежи,

произведенные в

связи с приобретением

(получением) прав на

объект основных

средств

Документы об

уплате -

квитанции,

платежные

поручения и

т.д.

Счет 08 "Вложения

во внеоборотные

активы", субсчет

08-4

"Приобретение

объектов основных

средств"

Счет 60 "Расчеты

с поставщиками и

подрядчиками"

Оплачены расчетные

документы поставщиков

и иных организаций,

чьи работы и услуги

использовались при

приобретении основных

средств

Выписка банка

из расчетного

счета,

платежное

поручение

Счет 60 "Расчеты

с поставщиками и

подрядчиками"

Счет 51

"Расчетные

счета", счет 52

"Валютные счета",

счет 55

"Специальные

счета в банках"

Выданы наличные

деньги для

приобретения объектов

основных средств

Расходный

кассовый ордер

Счет 71 "Расчеты

с подотчетными

лицами"

Счет 50 "Касса"

Начислена амортизация

объектов основных

средств и объектов

нематериальных

активов, используемых

при приобретении

объектов основных

средств

Расчет

амортизации

основных

средств, расчет

амортизации

нематериальных

активов

Счет 08 "Вложения

во внеоборотные

активы", субсчет

08-4

"Приобретение

объектов основных

средств"

Счет 02

"Амортизация

основных

средств", счет

05 "Амортизация

нематериальных

активов"

Списана стоимость

материалов,

использованных при

приобретении объектов

основных средств

Акт о списании

материалов

Счет 08 "Вложения

во внеоборотные

активы", субсчет

08-4

"Приобретение

объектов основных

средств"

Счет 10

"Материалы", счет

15 "Заготовление

и приобретение

материальных

ценностей", счет

16 "Отклонение в

стоимости

материальных

ценностей"