Файл: Учет основных средств (Организация бухгалтерского учета основных средств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Капитальный ремонт зданий и сооружений - ремонт, при котором производится смена изношенных конструкций или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.

Ремонт основных средств производится за счет себестоимости продукции, работ, услуг. Ремонт объектов основных средств непроизводственной сферы осуществляется за счет дохода организации, целевого финансирования, других источников.

Ремонт основных средств может проводиться хозяйственным и подрядным способом. В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляется ведомость дефектов, в которой указываются необходимые характеристики ОС, работы, подлежащие выполнению, сроки ремонта, нормы времени на работы, сметная стоимость ремонта в разрезе статей [23, с. 50-51].

При хозяйственном способе организация осуществляет ремонт своими силами и расходы по ремонту отражаются в бухгалтерском учете этой организации. Бухгалтерией на основании ведомости дефектов и наряда-заказа выписываются документы на получение со склада необходимых запасных частей и материалов, рабочие наряды для проведения ремонта основных средств.

В нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности предлагаются различные способы отнесения расходов по капитальному ремонту на себестоимость продукции, работ, услуг.

Целесообразно использовать способ, предполагающий образование ремонтного фонда (оценочного обязательства), который создается ежемесячно с отнесением средств на счет 96 "Резервы предстоящих расходов", субсчет "Оценочное обязательство на ремонт". Образование оценочного обязательства в учете организации отражается проводкой:

Д-т сч. 44 "Расходы на продажу"

К-т сч. 96 "Резервы предстоящих расходов".

Затем фактические расходы на ремонт основных средств списываются за счет сформированного оценочного обязательства на ремонт:

Д-т сч. 96 "Резервы предстоящих расходов"

К-т сч. 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.

В конце года на счете 96 остаются суммы непогашенных оценочных обязательств, которые либо относятся на доходы, либо переносятся на следующий год, если ремонт не завершен [25, с. 87].

Использование этого способа является наиболее приемлемым, так как позволяет равномерно распределять расходы по календарным месяцам.

Расходы на капитальный ремонт ОС, осуществляемый подрядным способом, отражаются в бухгалтерском учете подрядчика. Работы производятся на основании договора подряда. По окончании ремонта объект принимается на основании акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. N ОС-3), который составляется в двух экземплярах. Акт подписывается работником структурного подразделения организации, уполномоченного на приемку основных средств, и представителем организации, производившей работы, и передается в бухгалтерию организации. Затем акт подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств вносятся необходимые изменения в характеристику объекта. Первый экземпляр акта остается у организации-заказчика, второй - передается организации, проводившей работы по восстановлению ОС [25,с. 89].


Согласно гл. 25 НК РФ (ст. 260) расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и включаются в размере фактических расходов в затраты на производство или расходы на продажу в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

3.3 Инвентаризация как форма фактического контроля за сохранностью основных средств

Инвентаризация (от лат. inventarium– опись) – главный способ осуществления контроля, позволяющий обеспечить сохранность имущества, его техническое состояние и как следствие – достоверность информации, отражаемой в бухгалтерской финансовой отчетности [16, c. 216].

Инвентаризация имущества и обязательств являясь одним из методов бухгалтерского учета, есть ни что иное как сверка фактического наличия имущества с даннымирегистров бухгалтерского учета на определенную дату. [17, с. 8]

Инвентаризацию проводят все фирмы независимо от форм собственности, вида деятельности и структуры, ее главными целями считаются:

- анализ полноты и правильности отражения имущества в регистрах бухгалтерского учета;

- сверкадействительного наличияимущества и проверка их сохранности,

- оценкакачественных характеристикактивов и порядкаих хранения,

- доведениестоимостиактивовдо оценки соответствующейтребованиям законодательства и локальным нормативам и соответствующимэкономическим показателям,

– обнаружение несвоевременного или неполного отражения хозяйственных операций в учете, а также причин осуществления операций, несоответствующихтребованиямотечественного законодательства и внутренних положений и положений компании, если такие операции отражались в проверяемом периоде.

Основные средства этоважнейшая часть любойкомпании и от полноты и правильности учета объектов зависят важные показатели результатов деятельности компании, такие как финансовая устойчивость, эффективность работы и конкурентоспособность на рынке.

Инвентаризация это ряд действий выполненных в определенной последовательности. Эти действия осуществляются специально созданной в компании комиссией по проверке и документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств компании с целью обеспечить достоверность данных учета и отчетности [17, с. 230].


По степени охвата имущества и обязательств проверкой существует три вида инвентаризации:

1. Частичная инвентаризация   осуществляется проверка конкретного вида активов и обязательств, например, проводится инвентаризация только МПЗ или только основных средств и др.

3.    Полная инвентаризация   охватывает все имущество и обязательствакомпании. Осуществляется в конце года перед составлением годовой финансовой отчетности, а также при полной документальной ревизии, которая проводится по решениюконтролирующих органов.

4.    Выборочная инвентаризация   охватывает только отдельные подразделения или конкретных материально ответственных лиц.

Инвентаризация представляет собой важный способ определения соответствия фактического наличия активов показателям регистров бухгалтерского учета, она выполняет функцию контроля за сохранностью имущества и правильностью исполнения финансовых обязательств.

Порядок проведения юридическими лицами инвентаризации имущества и обязательств установлен в методических указаниях [5]

Инвентаризацию проводят при помощи специально сформированной комиссии каждый год перед составлением бухгалтерской финансовой отчетности, а также перед заменой МОЛ, включая главного бухгалтера и директора компании на основании приказа по форме ИНВ-22.

Этапы проведения инвентаризации основных средств

1.     Диагностика состояния учета основных средств; проверка регистров аналитического учета, инвентарных карточек, книг, описей, техдокументации

2.     Подготовка инвентаризационных описей;

3.     Оценкафактического наличия / отсутствия основных средств, соответствие нанесенных инвентарных номеров (проверка соответствия данным инвентарных карточек); обнаружение техники не подлежащих восстановлению, дальнейшая эксплуатация которых нецелесообразна.

4.     Сопоставлениеданных инвентаризационных описей с данными в регистров бухгалтерского учета. Обнаружение излишков, недостач в количественном и суммовом выражении.

5.     Окончательное оформление первичных документов, по отражению результатов инвентаризации (описей); составление сличительных ведомостей;

6.     Отражение на счетах бухгалтерского учета излишков, списание недостач (с выявлением виновных лиц и отнесением либо на этих лиц либо списанием на расходы предприятия), корректировка пересортиц, внесение исправительных записей в регистры.


Результаты Общество отражает в отчетности месяца, в котором она проводилась. Результаты ежегодной инвентаризации должны быть отражены в годовой отчетности.

Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:

Таблица 22–Отражение в учете результатов инвентаризации

Операция

Проводка

Дебет

Кредит

Оприходованы, выявленные в результате инвентаризации, излишки ОС

01

91

Корреспонденция счетов при выявлении недостач

Списан недостающий объект ОС по первоначальной стоимости

01-субсчет «Выбытие (списание основных средств)»

01

Списана амортизация по недостающему ОС

02

01-субсчет «Выбытие (списание основных средств)»

Отражение в учете недостачи ОС по остаточной стоимости

94

01-субсчет «Выбытие (списание основных средств)»

Отнесение недостачи на виновных лиц

Отражена задолженность виновного лица по возмещению ущерба от недостачи ОС

73-2

94

Отражена разница между взысканной суммой с виновного лица и остаточной стоимостью недостающего объекта ОС

73-2

98

Признан доход в размере разницы

98

91-1

Списание недостачи при отсутствии виновных лиц

Списана недостача за счет компании (если не установлено виновное лицо или суд отказал в удовлетворении иска

91-2

94

По результатам инвентаризации основных средств Обществом расхождений между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета не выявлено.

Заключение

Учёт основных средств – очень важное направления в бухгалтерском учёте. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе становления и развития рыночных отношений, поскольку именно основные фонды являются основой хозяйственной деятельности любой организации.

С основными средствами, как объектом учета, связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Можно утверждать, что основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом учета.


Основные средства играют огромную роль в процессе труда, в своей совокупности они образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощность предприятия. На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические свойства; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего использования.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.

В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учёта основных средств, что требует от бухгалтеров больших знаний для оптимизации учёта. Сегодня появляется всё больше и больше фирм, занимающихся разработкой и распространением интегрированных программ автоматизации бухгалтерского учёта в целом, и основных средств в частности, что позволяет избавиться от многих трудностей учёта основных средств.

Одним из важных путей совершенствования бухгалтерского учета является введение дополнительного контроля со стороны руководства предприятия. Просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в данной области позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств сотрудниками предприятия.

Нужно ввести анализ эффективности использования основных средств по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на своем предприятии.

Целью настоящей работы было изучение вопросов учета основных средств. В ходе написания решены следующие задачи:

  • рассмотрено понятие основных средств, основные подходы к их классификации и оценке;
  • проведен анализ особенностей начисления амортизации основных средств в бухгалтерском учете;
  • изучены особенности проведения переоценки и инвентаризации основных средств.