Файл: Эффективность менеджмента организации (Теоретические основы исследования эффективности управления предприятием).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования эффективности управления предприятием
1.1. Понятие эффективности управления
1.2. Подходы к оценке эффективности управления
Глава 2. Анализ эффективности управления ООО «Оранж»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка эффективности управления предприятием
2.3. Проблемы в управлении предприятием
Глава 3. Пути повышения эффективности управления ООО «Оранж»
Глава 2. Анализ эффективности управления ООО «Оранж»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Компания «Оранж» работает на российском рынке продуктов питания и занимает ключевые позиции по дистрибуции продуктов из Европы, Азии и России. Основной ассортимент Компании составляют молочные и кисломолочные продукты, фруктовые желе, а также мясные деликатесы и бакалейные продукты высокого качества. Компания работает в сетевом, розничном и региональном каналах сбыта. С 2012 г. в Компании открылось новое направление продаж — HoReCa. Основной рынок сбыта — Москва и Московская область.
Миссия Компании — Мы предлагаем на российском рынке высококачественные продукты питания, внося тем самым свой вклад в здоровье российских Потребителей.
Основа успеха Компании — продуманная модель ведения бизнеса, основанная на собственном опыте, собственном оборотном капитале, передовых технологиях управления и учета, а также профессионализме сотрудников.
Количество магазинов на прямых контрактах (Москва и Московская область) — 616. Сетевой канал сбыта — 332 (категории А, В и В+). Розничный канал сбыта — 284 (категория А, В и В+). Количество региональных субдистрибьюторов — 14. Численность штатных сотрудников — 72 человека.
Численность сотрудников в отделе продаж — 38 человек.
Ассортимент компании — 322 SKU; 109 SKU — импортный ассортимент; 213 SKU — ассортимент российских производителей.
Склад расположен в черте города Москва на расстоянии 2 км от МКАД. Единовременно на складе могут разгружаться и загружаться 3 грузовика. Склад 3-х ярусный, общей площадью 500 кв.м. Территория склада разделена на две зоны: холодный склад — 434 кв.м, с температурным режимом от +2C до +6C; морозильный склад — 46 кв.м, с температурным режимом от −25C до −18C.
В таблице 1 представлен анализ прибыли предприятия в 2015-2017 гг.
Таблица 1
Динамика показателей формирования прибыли предприятия
за 2015-2017 гг. (тыс.руб.)[21]
Показатели |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонения 2016 года от 2015 года |
Отклонения 2017 года от 2016 года |
||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
||||
Выручка |
40720 |
50330 |
58320 |
9610 |
23,58 |
7990 |
15,88 |
Себестоимость продаж |
38120 |
42440 |
42740 |
4320 |
11,34 |
300 |
0,69 |
Валовая прибыль |
2600 |
7890 |
15580 |
5290 |
203,23 |
7690 |
97,68 |
Управленческие расходы |
550 |
270 |
660 |
-280 |
-51,62 |
390 |
144,40 |
Прибыль от продаж |
2050 |
7620 |
14920 |
5570 |
272,27 |
7300 |
96,03 |
Прочие расходы |
60 |
20 |
20 |
-40 |
-63,33 |
- |
- |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
1990 |
7600 |
14900 |
5610 |
282,62 |
7300 |
96,26 |
Налог на прибыль |
398 |
1520 |
2980 |
1122 |
281,91 |
1460 |
96,05 |
Чистая прибыль |
1592 |
6080 |
11920 |
4488 |
281,91 |
5840 |
96,05 |
Показатели в таблице 1 свидетельствуют, что выручка от продажи товаров, услуг увеличивалась на протяжении всего исследуемого периода: в 2017 г. составила 58 320 тыс.руб. против 50 330 тыс.руб. в 2016 г. Показатель выручки увеличился в 2017 г. относительно показателя 2016 г. на 15,88 %. Темп роста полной себестоимости товаров, услуг отставал от темпа роста выручки. Это позитивным образом сказалось на показателе валовой прибыли, которая в 2016 г. возросла относительно 2015 г. на 203,23 %, а в 2017 г. увеличилась еще на 97,68 % (относительно уровня 2016 г.).
На величину прибыли от продаж 2017 г. оказал влияние существенный рост управленческих расходов, которые в 2017 г. на 390 тыс.руб., или на 144,40 % выше, чем в 2016 г.
Прибыль от продаж в 2017 г. составила 14 920 тыс.руб., что более, чем в 7 раз превышает показатель 2015 г. и на 96,03 % выше, чем в 2016 г. Прочие доходы и расходы в течение исследуемого периода не оказывали существенного влияния на финансовый результат предприятия. В 2017 г., с учетом выплаченных налогов и обязательных платежей в бюджет, финансово-хозяйственная деятельность предприятия – прибыльная.
Чистая прибыль в 2017 г. существенно (на 96,28 %) выше, чем в 2016 г.
2.2. Оценка эффективности управления предприятием
Для оценки эффективности управления предприятием, во-первых, проведем анализ показателей рентабельности, как наиболее значимых показателей эффективности.
В таблице 2 проведен расчет показателей рентабельности.
Таблица 2
Динамика показателей рентабельности предприятия[22]
Показатели |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Откл. 2016/ 2015 |
Откл. 2017/ 2016 |
Рентабельность продаж, % |
5,02 |
15,11 |
25,59 |
10,09 |
10,48 |
Рентабельность капитала предприятия, % |
4,95 |
17,13 |
24,70 |
12,18 |
7,57 |
Рентабельность внеоборотных активов, % |
87,96 |
345,45 |
1254,74 |
257,49 |
909,29 |
Рентабельность собственного капитала, % |
69,22 |
234,75 |
241,79 |
165,53 |
7,04 |
На основании данных, представленных в таблице 2, сделаем вывод, что в течение 2017 г. показатели рентабельности существенно возросли по сравнению с уровнем 2015-2016 гг. Рентабельность продаж в 2017 г. возросла на 10,48 пункта относительно уровня 2016 г., тогда на каждый рубль выручки от продаж в 2017 г. получено на 0,1048 руб. больше, чем в 2017 г. Это обусловлено, как уже было указано выше, тем, что выручка от продаж росла большими темпами, чем себестоимость проданных товаров. Рентабельность всего капитала – в 2017 г. на 7,57 пункта выше, чем в 2016 г. Рентабельность внеоборотных активов в 2017 г. возросла относительно уровня 2016 г. более, чем в 3,6 раза. Это обусловлено тем, что предприятие вывело из оборота (продало) неиспользуемое торговое оборудование. Рентабельность собственного капитала в 2017 г. возросла на 7,04 пункта. Таким образом, с каждого рубля собственных средств предприятия в 2017 г. получено прибыли на 0,0704 руб. больше, чем в 2016 г.
Далее оценим работу предприятия с покупателями. Для того чтобы оценить качество обслуживания проанализируем показатели, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Анализ показателей оценки качества обслуживания покупателей[23]
Группа показателей |
Оценка показателей |
Влияние претензионных показателей |
Отклонения |
|
абс. |
% |
|||
Пространственные показатели |
||||
Отдалённость офиса |
8 |
0 |
8 |
100 |
Информационная ознакомленность |
7 |
3 |
4 |
57 |
Размещение |
9 |
3 |
6 |
89 |
Профессиональные показатели |
||||
Компетентность |
8 |
1 |
7 |
87,5 |
Корректность |
6 |
2 |
4 |
67 |
Доброжелательность |
9 |
1 |
8 |
89 |
Время, занимаемое на выполнения заявки |
9 |
1 |
8 |
89 |
Количество обслуженных клиентов |
7 |
2 |
5 |
72 |
По данным таблицы 3, оценив профессиональные и информационные показатели по 10-бальной шкале, учитывая претензионные показатели можно выделить показатели, на которые следует уделить внимание руководству предприятия:
- уровень корректности при обслуживании потребителей менеджерами – консультантами выполняется на 67%, хотя это один из весомых показателей при оказании услуги, так как между менеджерами и покупателями происходит прямой контакт. И качество оказания услуги будет зависеть от того, как менеджер – консультант сможет четко рассказать про товар, дать рекомендации. При этом соблюдая корректность в общении;
- количество обслуживаемых человек (визитов). Качество оказания услуг также непосредственно связано с быстротой работы менеджера – консультанта, быстрое реагирование на запросы потребителей. При этом занимая не большое время, чтобы успеть обслужить максимально возможное количество человек. При этом, чтобы покупатели, в ожидании, чувствовали себя ущербно, иначе это может повлиять на качество в целом (негативная оценка).
Остальные показатели находятся на довольно высоком уровне, но их необходимо совершенствовать, так как организация должна стремиться к максимальному результату в 100%.
Способность к ликвидации конфликтов 86%, по данному показателю необходимо чтобы процент превышал 97%, так как сотрудник должен немедленно отреагировать на сложившуюся конфликтную ситуацию и быстро и корректно устранить ее, чтобы покупатель остался доволен.
Однако, в процессе проведенного исследования нами выявлено, что в компании нарушаются сроки поставки товаров. Срыв поставок – одна из причин того, что ООО «Оранж» теряет постоянных покупателей. Из данных таблицы 4 видно, что в 2017 г. было потеряно 130 постоянных покупателей, что составило 15,63 % от общего числа покупателей и на 3,63 пункта выше показателя 2016 г.
Таблица 4
Данные о «потерянных» покупателях в 2015-2017 гг. [24]
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение 2016/2015 |
Отклонение 2017/2016 |
Всего постоянных покупателей, ед. |
721 |
825 |
832 |
104 |
7 |
Потеря постоянных покупателей, ед. |
103 |
99 |
130 |
-4 |
31 |
Удельный вес потерянных покупателей, % |
14,29 |
12,00 |
15,63 |
-2,29 |
3,63 |
Рассмотрим эффективность управления сбытом по функциям управления.
- Функция организации.
За организацию процесса сбыта в ООО «Оранж» отвечает заместитель директора по продажам, который:
-
- осуществляет поиск покупателей, ориентируясь на объемы закупок и своевременность оплаты отпущенных товаров;
- развивает отношения с покупателями, изучает возможность и целесообразность установления прямых долгосрочных связей по поставкам товаров;
- контролирует преддоговорную документацию;
- проводит переговоры с покупателями с целью размещения заказов и согласования условий и сроков поставок;
- заключает договоры с покупателями;
- контролирует доставку товаров покупателям в соответствии с предусмотренными в договорах условиями и сроками;
- контролирует претензии к покупателям при нарушении ими договорных обязательств, контролирует составление расчетов по этим претензиям, согласовывает с покупателями изменения условий заключенных договоров;
- периодически оценивает условия действующих договоров на предмет качества исполнения обязательств покупателями для принятия решений по изменению схем работы с покупателями.