Файл: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прекращается выплата страховой пенсии по старости исключительно при наличии оснований, предусмотренных 25 статьей Федерального закона «О страховых пенсиях». Такими основаниями являются:

- смерть или объявление в судебном порядке пенсионера умершим. Выплаты прекращаются с начала календарного месяца, идущего после месяца, в котором лицо скончалось либо состоявшееся судебное решение об объявлении умершим пенсионера обрело юридическую силу. Если в решении суда фигурирует конкретная дата смерти, то выплаты прекращаются, по общему правилу, в месяц, наступивший за месяцем признанной судом даты смерти лица.

- истечение полугодового срока приостановки пенсионных выплат, в случае если получатель пенсии в указанный период не обратился за возобновлением начисления и выплаты пенсии. Прекращение выплат начинается также с начала очередного календарного месяца после окончания срока приостановки, кроме ситуаций, когда приостановка была вызвана окончанием срока действия документов, легализующих проживание лица без гражданства или иностранного пенсионера в РФ.

- утрата пенсионером прав на получение пенсии. Выплаты прекращают производиться также с начала очередного календарного месяца, после выявления факта отсутствия у пенсионера прав на получение пенсии.

- волеизъявление пенсионера. Последний может подать заявление об отказе от назначенной ему пенсии. Пенсионный фонд прекращает выплаты после получения заявления с начала очередного месяца.

Пример отказа от страховой пенсии: Гражданка Л. с 01.12.2016 получает пенсию по возрасту. Ее страховой стаж составляет на момент достижения пенсионного возраста 18,5 лет и трудовая деятельность продолжается. В целях увеличения размера полагающейся пенсии по возрасту, гражданка Л. в январе 2017 обращается в территориальный отдел ПФ с заявлением о прекращении выплат, которое будет удовлетворено с 01.02.2017.

Говорить о восстановлении пенсионных выплат можно только в случае, если имело место их приостановление, поскольку после прекращения таковых выплат, пенсия по старости не может быть восстановлена, но может быть вновь назначена. Исключением являются случаи отмены решения о прекращении выплат. Для восстановления пенсионных выплаты требуется, чтобы отпали основания, в соответствии с которыми они приостанавливались.

Восстановить пенсию можно:

- в случае отмены судебного решения, которым пенсионер признавался без вести отсутствующим или объявлялся умершим. Восстановленную пенсию начнут выплачивать уже с начала календарного месяца, пришедшего на смену тому, в котором состоялась отмена соответствующего решения;


- по желанию застрахованного лица, при условии, что появились новые или были в установленном порядке подтверждены прежние обстоятельства, являющиеся правоустанавливающими по отношению к назначению пенсии по старости и если с момента прекращения выплат не прошло 10 лет. Выплаты восстанавливаются после того как пенсионер напишет заявление в ПФ и приложит необходимые подтверждающие документы, с начала очередного календарного месяца.

- при поступлении заявления от пенсионера на возобновление выплаты пенсии, от которой застрахованное лицо ранее добровольно отказалось. Начало возобновленных выплат совпадает с началом следующего за месяцем обращения календарным месяцем.

Восстановление пенсии не связано с пересмотром права на страховую пенсию, т.е фактически выплаты будут производиться на тех же основаниях что и до приостановления или прекращения. Это означает, что, как и прежде при расчете пенсии будет учитываться стаж работы, коэффициенты и прочие переменные. Размер возобновленной пенсии не может быть меньше, чем выплачивалась прежде, а если после перерасчета все же ее размер уменьшился, то фактически выплачивать пенсионеру будут прежнюю сумму. После восстановления пенсии застрахованному лицу полагаются и выплаты за период их приостановления.

Согласно п.12 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер может получить отказ в возобновлении выплат. Это произойдет, если:

- не пропали основания, послужившие их приостановлению;

- не предоставлены все требующиеся документы или они недостоверны.

Если пенсионер обратиться за пенсионными выплатами после процедуры их прекращения, они будут назначены вновь в соответствии с действующим законодательством.

Письменный отказ с конкретной формулировкой причины предоставляется застрахованному лицу в течение 5 рабочих дней. Одновременно гражданину должно быть разъяснено право обжалования такого решения в судебном порядке.

Таким образом, пенсионные выплаты могут быть приостановлены или прекращены в соответствии с действующим законодательством и основаниями, закрепленными в нем. Пенсионер имеет право на восстановление или новое назначение пенсии в случае, если со дня прекращения выплат не прошло более 10 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив научную литературу и нормативно-правовые акты, проведя комплексный анализ правовых проблем пенсионного обеспечения в России, в том числе в части назначения страховой пенсии по старости, приходим к определенным выводам.


В Российской Федерации проживает 42 млн. пенсионеров, из них 35,5 млн. – пенсионеры по старости, что составляет третью часть всего населения. В связи с этим, вопросы пенсионного обеспечения российских граждан постоянно находятся на пике актуальности.

Реформы пенсионной системы с начала 1990 – х гг. по существу носит перманентный характер. За это время в России принимались законодательные решения, которые оценивались неоднозначно, в последние годы – главным образом непопулярные. Но, пожалуй, ни один законодательный акт как в пенсионной сфере в частности, так и в сфере социальной защиты населения в целом, не вызвал такого негатива среди как специалистов, так и самых широких слоев населения, как вступивший в силу с 1 января 2019 г. Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350 – ФЗ.

Пенсионная реформа 2018 г., итогом которой стало повышение пенсионного возраста российских граждан на пять лет, явилась следствием демографических изменений и изменений в экономике. Повышение требований, необходимых для назначения страховой пенсии по старости, являются мерами по оптимизации сложившейся ситуации и созданию устойчивости пенсионной системы. 28 декабря 2013 г. в свет вышел пакет законодательных актов, оформивших пенсионную систему в ее современном состоянии. Речь идет о федеральных законах «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», а также «О специальной оценке условий труда». Принятие указанных законов было направлено на реализацию Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524 – р.

Ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» первоначальной редакции установила такие условия назначения пенсии по старости, как:

а) достижение установленного законом возраста 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно;

б) наличие общего страхового стажа, который путем плавного увеличения доводится с 5 лет по состоянию на 1 января 2015 г. до 15 лет с 2024 г.;

в) наличие индивидуального пенсионного коэффициента величиной не менее 30, также определяемой путем плавного увеличения.

При разработке и принятии в 2018 г. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» изначально планировалось увеличение пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин, однако под влиянием позиции Президента РФ было решено установить единую 5 – летнюю планку плавного повышения пенсионного возраста на 5 лет путем доведения до отметки 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин с 2023 г.


Право на страховую пенсию, не наступает только лишь при достижении определенного пенсионного возраста; оно возникает при одновременном наступлении (в случае пенсионного возраста) и выполнении (в случае остальных двух условий) трех условий:

- достижение определенного пенсионного возраста;

- наличие минимального количества пенсионных баллов;

- наличие минимального страхового стажа.

Новый подход к расчету пенсионной суммы предполагает зависимость конечного результата от нескольких факторов:

– размера заработной платы гражданина;

– продолжительности страхового стажа;

– возраста выхода на пенсию;

– стоимости одного балла, которая ежегодно индексируется Правительством РФ.

Сегодня достижение пенсионного возраста и назначение соответствующей пенсии не означает ее безоговорочное ежемесячное получение на протяжении всей жизни пенсионера. Действующим законодательством предусмотрены случаи приостановления и прекращения выплат.

Подводя итог работы, считаю, что методы, выбранные нами в начале работы, позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть поставленные вопросы в рамках цели и задач исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019).
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020).
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 г. № 18 –П «По делу о проверке отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
  5. Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166 – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (ред. от 27.12.2018).
  6. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ (последняя редакция).
  7. Федеральный закон "О накопительной пенсии" от 28.12.2013 N 424-ФЗ (последняя редакция).
  8. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция).
  9. Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ (последняя редакция).
  10. Конвенция Международной организации труда от 26.06. 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 – 1956. Т.1. Женева. Международное бюро труда. 1991.
  11. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2017 г. № 2524 – р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ».
  12. Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 15. Ст. 313 (утратил силу). - Закон РСФСР от 20.11. 1990 г. № 340 –I «О государственных пенсиях в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351 (утратил силу).
  13. Бакулина Л.В. К вопросу об изменениях в основаниях назначения страховой пенсии по старости // Мир науки и образования, 2017. - № 4 (12).
  14. Бахнов М.С. К вопросу о пенсионном возрасте // Трудовое право. 2018. № 10.
  15. Бондарев Н.С. Расчет страховой пенсии и выделение параметров, влияющих на ее размер // Бизнес и общество, 2017. - № 1.
  16. Горлин М.Ю. Повышение требований к страховому стажу и количеству индивидуальных пенсионных коэффициентов // Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2017.
  17. Киселев И.Н. О некоторых вопросах реформы пенсионной системы // Право: история, теория, практика. Вып. 17. Брянск, 2013. - 60 – 67 с.
  18. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М.: Юстицинформ, 2016. - 600 с.
  19. Милоенко Е.В. Пенсионная реформа в России: достойная старость или бедность // Научно-исследовательские публикации, 2017. - № 3.
  20. Моисеева Е.Н. К вопросу об условиях назначении страховой пенсии по старости // Вопросы российского и международного права. 2018. Том 8. № 10А.
  21. Муравлева Т.В. Новые подходы к определению пенсионного возраста // Финансы и кредит. 2017. № 43 (475).
  22. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации.
  23. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность. М.: Проспект, 2019. - 296 с.
  24. Солодухина Д.П. Этические проблемы, связанные с повышением пенсионного возраста // Социальное и пенсионное право. 2017. № 4.
  25. Черняева Д.В. Повышение пенсионного возраста как элемент пенсионной реформы: сравнительно – правовой анализ // Трудовое право. 2018. № 6.

  1. Моисеева Е.Н. К вопросу об условиях назначении страховой пенсии по старости // Вопросы российского и международного права. 2018. Том 8. № 10А. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-law-2018-10/4-moiseeva.pdf. - С. 25-32.

  2. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ (последняя редакция). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308156/

  3. Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 15. Ст. 313 (утратил силу). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_5105.htm.

  4. Закон РСФСР от 20.11. 1990 г. № 340 –I «О государственных пенсиях в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351 (утратил силу). - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/zakon-rsfsr-ot-20111990-n-340-1-red/.

  5. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М.: Юстицинформ, 2008. – С. 125.

  6. Черняева Д.В. Повышение пенсионного возраста как элемент пенсионной реформы: сравнительно – правовой анализ // Трудовое право. 2010. № 6. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://center-bereg.ru/c397.html . - С. 23 – 29.

  7. Конвенция Международной организации труда от 26.06. 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 – 1956. Т.1. Женева. Международное бюро труда. 1991. - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://base.garant.ru/2541190/. – С. 1055 – 1086.

  8. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность. М.: Проспект, 2014. – С. 105-106.

  9. Солодухина Д.П. Этические проблемы, связанные с повышением пенсионного возраста // Социальное и пенсионное право. 2009. № 4. - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33387435. – С. 4 – 6.

  10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/. – С. 59.

  11. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/. – Ст. 8.

  12. Федеральный закон "О накопительной пенсии" от 28.12.2013 N 424-ФЗ (последняя редакция). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/.

  13. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.

  14. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 г. № 18 –П «По делу о проверке отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17133/.

  15. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ (последняя редакция). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308156/

  16. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/.

  17. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/grazdanam/.

  18. Горлин М.Ю. Повышение требований к страховому стажу и количеству индивидуальных пенсионных коэффициентов // Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2017. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ 30645693. – С. 55-57.

  19. Бондарев Н.С. Расчет страховой пенсии и выделение параметров, влияющих на ее размер // Бизнес и общество, 2016. - № 1. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/25805064. - С. 16.

  20. Бакулина Л.В. К вопросу об изменениях в основаниях назначения страховой пенсии по старости // Мир науки и образования, 2017. - № 4 (12). - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-izmeneniyah-v-osnovaniyah-naznacheniya-strahovoy-pensii-po-starosti. - С. 3.

  21. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/.