Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Реформы пенсионной системы в России
1.2 Современное состояние пенсионной системы в России
Глава 2. ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
2.1 Условия назначения страховой пенсии по старости
2.2 Условия приостановления, прекращения и восстановления выплаты страховой пенсии по старости
Прекращается выплата страховой пенсии по старости исключительно при наличии оснований, предусмотренных 25 статьей Федерального закона «О страховых пенсиях». Такими основаниями являются:
- смерть или объявление в судебном порядке пенсионера умершим. Выплаты прекращаются с начала календарного месяца, идущего после месяца, в котором лицо скончалось либо состоявшееся судебное решение об объявлении умершим пенсионера обрело юридическую силу. Если в решении суда фигурирует конкретная дата смерти, то выплаты прекращаются, по общему правилу, в месяц, наступивший за месяцем признанной судом даты смерти лица.
- истечение полугодового срока приостановки пенсионных выплат, в случае если получатель пенсии в указанный период не обратился за возобновлением начисления и выплаты пенсии. Прекращение выплат начинается также с начала очередного календарного месяца после окончания срока приостановки, кроме ситуаций, когда приостановка была вызвана окончанием срока действия документов, легализующих проживание лица без гражданства или иностранного пенсионера в РФ.
- утрата пенсионером прав на получение пенсии. Выплаты прекращают производиться также с начала очередного календарного месяца, после выявления факта отсутствия у пенсионера прав на получение пенсии.
- волеизъявление пенсионера. Последний может подать заявление об отказе от назначенной ему пенсии. Пенсионный фонд прекращает выплаты после получения заявления с начала очередного месяца.
Пример отказа от страховой пенсии: Гражданка Л. с 01.12.2016 получает пенсию по возрасту. Ее страховой стаж составляет на момент достижения пенсионного возраста 18,5 лет и трудовая деятельность продолжается. В целях увеличения размера полагающейся пенсии по возрасту, гражданка Л. в январе 2017 обращается в территориальный отдел ПФ с заявлением о прекращении выплат, которое будет удовлетворено с 01.02.2017.
Говорить о восстановлении пенсионных выплат можно только в случае, если имело место их приостановление, поскольку после прекращения таковых выплат, пенсия по старости не может быть восстановлена, но может быть вновь назначена. Исключением являются случаи отмены решения о прекращении выплат. Для восстановления пенсионных выплаты требуется, чтобы отпали основания, в соответствии с которыми они приостанавливались.
Восстановить пенсию можно:
- в случае отмены судебного решения, которым пенсионер признавался без вести отсутствующим или объявлялся умершим. Восстановленную пенсию начнут выплачивать уже с начала календарного месяца, пришедшего на смену тому, в котором состоялась отмена соответствующего решения;
- по желанию застрахованного лица, при условии, что появились новые или были в установленном порядке подтверждены прежние обстоятельства, являющиеся правоустанавливающими по отношению к назначению пенсии по старости и если с момента прекращения выплат не прошло 10 лет. Выплаты восстанавливаются после того как пенсионер напишет заявление в ПФ и приложит необходимые подтверждающие документы, с начала очередного календарного месяца.
- при поступлении заявления от пенсионера на возобновление выплаты пенсии, от которой застрахованное лицо ранее добровольно отказалось. Начало возобновленных выплат совпадает с началом следующего за месяцем обращения календарным месяцем.
Восстановление пенсии не связано с пересмотром права на страховую пенсию, т.е фактически выплаты будут производиться на тех же основаниях что и до приостановления или прекращения. Это означает, что, как и прежде при расчете пенсии будет учитываться стаж работы, коэффициенты и прочие переменные. Размер возобновленной пенсии не может быть меньше, чем выплачивалась прежде, а если после перерасчета все же ее размер уменьшился, то фактически выплачивать пенсионеру будут прежнюю сумму. После восстановления пенсии застрахованному лицу полагаются и выплаты за период их приостановления.
Согласно п.12 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер может получить отказ в возобновлении выплат. Это произойдет, если:
- не пропали основания, послужившие их приостановлению;
- не предоставлены все требующиеся документы или они недостоверны.
Если пенсионер обратиться за пенсионными выплатами после процедуры их прекращения, они будут назначены вновь в соответствии с действующим законодательством.
Письменный отказ с конкретной формулировкой причины предоставляется застрахованному лицу в течение 5 рабочих дней. Одновременно гражданину должно быть разъяснено право обжалования такого решения в судебном порядке.
Таким образом, пенсионные выплаты могут быть приостановлены или прекращены в соответствии с действующим законодательством и основаниями, закрепленными в нем. Пенсионер имеет право на восстановление или новое назначение пенсии в случае, если со дня прекращения выплат не прошло более 10 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив научную литературу и нормативно-правовые акты, проведя комплексный анализ правовых проблем пенсионного обеспечения в России, в том числе в части назначения страховой пенсии по старости, приходим к определенным выводам.
В Российской Федерации проживает 42 млн. пенсионеров, из них 35,5 млн. – пенсионеры по старости, что составляет третью часть всего населения. В связи с этим, вопросы пенсионного обеспечения российских граждан постоянно находятся на пике актуальности.
Реформы пенсионной системы с начала 1990 – х гг. по существу носит перманентный характер. За это время в России принимались законодательные решения, которые оценивались неоднозначно, в последние годы – главным образом непопулярные. Но, пожалуй, ни один законодательный акт как в пенсионной сфере в частности, так и в сфере социальной защиты населения в целом, не вызвал такого негатива среди как специалистов, так и самых широких слоев населения, как вступивший в силу с 1 января 2019 г. Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350 – ФЗ.
Пенсионная реформа 2018 г., итогом которой стало повышение пенсионного возраста российских граждан на пять лет, явилась следствием демографических изменений и изменений в экономике. Повышение требований, необходимых для назначения страховой пенсии по старости, являются мерами по оптимизации сложившейся ситуации и созданию устойчивости пенсионной системы. 28 декабря 2013 г. в свет вышел пакет законодательных актов, оформивших пенсионную систему в ее современном состоянии. Речь идет о федеральных законах «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», а также «О специальной оценке условий труда». Принятие указанных законов было направлено на реализацию Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524 – р.
Ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» первоначальной редакции установила такие условия назначения пенсии по старости, как:
а) достижение установленного законом возраста 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно;
б) наличие общего страхового стажа, который путем плавного увеличения доводится с 5 лет по состоянию на 1 января 2015 г. до 15 лет с 2024 г.;
в) наличие индивидуального пенсионного коэффициента величиной не менее 30, также определяемой путем плавного увеличения.
При разработке и принятии в 2018 г. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» изначально планировалось увеличение пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин, однако под влиянием позиции Президента РФ было решено установить единую 5 – летнюю планку плавного повышения пенсионного возраста на 5 лет путем доведения до отметки 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин с 2023 г.
Право на страховую пенсию, не наступает только лишь при достижении определенного пенсионного возраста; оно возникает при одновременном наступлении (в случае пенсионного возраста) и выполнении (в случае остальных двух условий) трех условий:
- достижение определенного пенсионного возраста;
- наличие минимального количества пенсионных баллов;
- наличие минимального страхового стажа.
Новый подход к расчету пенсионной суммы предполагает зависимость конечного результата от нескольких факторов:
– размера заработной платы гражданина;
– продолжительности страхового стажа;
– возраста выхода на пенсию;
– стоимости одного балла, которая ежегодно индексируется Правительством РФ.
Сегодня достижение пенсионного возраста и назначение соответствующей пенсии не означает ее безоговорочное ежемесячное получение на протяжении всей жизни пенсионера. Действующим законодательством предусмотрены случаи приостановления и прекращения выплат.
Подводя итог работы, считаю, что методы, выбранные нами в начале работы, позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть поставленные вопросы в рамках цели и задач исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019).
- Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020).
- Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 г. № 18 –П «По делу о проверке отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
- Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166 – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (ред. от 27.12.2018).
- Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ (последняя редакция).
- Федеральный закон "О накопительной пенсии" от 28.12.2013 N 424-ФЗ (последняя редакция).
- Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция).
- Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ (последняя редакция).
- Конвенция Международной организации труда от 26.06. 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 – 1956. Т.1. Женева. Международное бюро труда. 1991.
- Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2017 г. № 2524 – р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ».
- Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 15. Ст. 313 (утратил силу). - Закон РСФСР от 20.11. 1990 г. № 340 –I «О государственных пенсиях в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351 (утратил силу).
- Бакулина Л.В. К вопросу об изменениях в основаниях назначения страховой пенсии по старости // Мир науки и образования, 2017. - № 4 (12).
- Бахнов М.С. К вопросу о пенсионном возрасте // Трудовое право. 2018. № 10.
- Бондарев Н.С. Расчет страховой пенсии и выделение параметров, влияющих на ее размер // Бизнес и общество, 2017. - № 1.
- Горлин М.Ю. Повышение требований к страховому стажу и количеству индивидуальных пенсионных коэффициентов // Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2017.
- Киселев И.Н. О некоторых вопросах реформы пенсионной системы // Право: история, теория, практика. Вып. 17. Брянск, 2013. - 60 – 67 с.
- Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М.: Юстицинформ, 2016. - 600 с.
- Милоенко Е.В. Пенсионная реформа в России: достойная старость или бедность // Научно-исследовательские публикации, 2017. - № 3.
- Моисеева Е.Н. К вопросу об условиях назначении страховой пенсии по старости // Вопросы российского и международного права. 2018. Том 8. № 10А.
- Муравлева Т.В. Новые подходы к определению пенсионного возраста // Финансы и кредит. 2017. № 43 (475).
- Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации.
- Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность. М.: Проспект, 2019. - 296 с.
- Солодухина Д.П. Этические проблемы, связанные с повышением пенсионного возраста // Социальное и пенсионное право. 2017. № 4.
- Черняева Д.В. Повышение пенсионного возраста как элемент пенсионной реформы: сравнительно – правовой анализ // Трудовое право. 2018. № 6.
-
Моисеева Е.Н. К вопросу об условиях назначении страховой пенсии по старости // Вопросы российского и международного права. 2018. Том 8. № 10А. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-law-2018-10/4-moiseeva.pdf. - С. 25-32. ↑
-
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ (последняя редакция). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308156/ ↑
-
Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 15. Ст. 313 (утратил силу). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_5105.htm. ↑
-
Закон РСФСР от 20.11. 1990 г. № 340 –I «О государственных пенсиях в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351 (утратил силу). - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/zakon-rsfsr-ot-20111990-n-340-1-red/. ↑
-
Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М.: Юстицинформ, 2008. – С. 125. ↑
-
Черняева Д.В. Повышение пенсионного возраста как элемент пенсионной реформы: сравнительно – правовой анализ // Трудовое право. 2010. № 6. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://center-bereg.ru/c397.html . - С. 23 – 29. ↑
-
Конвенция Международной организации труда от 26.06. 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 – 1956. Т.1. Женева. Международное бюро труда. 1991. - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://base.garant.ru/2541190/. – С. 1055 – 1086. ↑
-
Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность. М.: Проспект, 2014. – С. 105-106. ↑
-
Солодухина Д.П. Этические проблемы, связанные с повышением пенсионного возраста // Социальное и пенсионное право. 2009. № 4. - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33387435. – С. 4 – 6. ↑
-
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/. – С. 59. ↑
-
Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/. – Ст. 8. ↑
-
Федеральный закон "О накопительной пенсии" от 28.12.2013 N 424-ФЗ (последняя редакция). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/. ↑
-
Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/. ↑
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 г. № 18 –П «По делу о проверке отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17133/. ↑
-
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ (последняя редакция). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308156/ ↑
-
Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/. ↑
-
Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/grazdanam/. ↑
-
Горлин М.Ю. Повышение требований к страховому стажу и количеству индивидуальных пенсионных коэффициентов // Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2017. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ 30645693. – С. 55-57. ↑
-
Бондарев Н.С. Расчет страховой пенсии и выделение параметров, влияющих на ее размер // Бизнес и общество, 2016. - № 1. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/25805064. - С. 16. ↑
-
Бакулина Л.В. К вопросу об изменениях в основаниях назначения страховой пенсии по старости // Мир науки и образования, 2017. - № 4 (12). - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-izmeneniyah-v-osnovaniyah-naznacheniya-strahovoy-pensii-po-starosti. - С. 3. ↑
-
Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция). - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/. ↑