Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Теоретические аспекты проектирования кадровой стратегии предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При формированиях кадровой политики нужно учесть:

1. Соответствия кадровой политики государственной социально-экономической политике, правовым и общественным нормам.

2. Рассмотрения человека в единствах технологического, экономического, социального, организационного, демографического и иных аспектов развития - как целей и как средства этого формирования.

3. Ориентации на достижения предельно возможных показателей работы в сочетаниях с реализмом кадровой политики.

4. Сочетания в кадровой политике стратегической и текущей цели и средств их достижений.

5. Обеспечения демократизма, гласности и динамизмов кадровой политики.

Кадровая политика содержит требование к персоналу, планирования, маркетинг, обучения, стимулирования персонала и его мотивация на производительный и результативный труд. Кадровая политика в компании опирается на установленные принципы. В качестве ее главных принципов именуют такие принципы, как:

- доверия к персоналу и предоставления ему независимости в работе;

- делегирования функций сотрудникам;

- мотивация труда сотрудников;

- результативность кадровой политики, при которой затраты на персонал должны окупаться;

- способности персонала к изменениям;

- научность - применение научных разработок, которые могут обеспечивать максимальный экономический и социальный результат;

- комплексность - охват всех областей кадровой деятельности и системность, при которой учитывается взаимозависимость и взаимосвязь составляющих кадровой политики;

- результативность, при которой затраты на мероприятия по проведениям кадровой политики должны окупаться через результаты основной деятельности организаций[8] .

К основополагающим принципам формирований кадровой политики также относят системность, методичность (качественный анализ выбранных вариантов решения), справедливость, последовательность, соблюдение трудового законодательства, равенство и отсутствия дискриминации[9] . Называются такие ее принципы, как подборы, обновления, ротация, контроль и подот­четность кадров, гласность, законность, равенство, гибкость и адаптивность в подготовке персонала, объективность его оценки, формирование профессиональных качеств работников, формирование и востребованность кадрового резерва и др.


2. Оценка кадровой стратегии предприятия на примере «Аэрофлот»

2.1 Общая характеристика предприятия «Аэрофлот»

Аэрофлот является бесспорным лидером гражданской авиации России, фактическим национальным перевозчиком.

Генеральный директор авиакомпании с 10 апреля 2009 года — Виталий Савельев.

Аэрофлот, основанный 17 марта 1923 года, является одной из старейших авиакомпаний мира и одним из наиболее узнаваемых российских брендов. Является самым сильным брендом среди авиакомпаний мира в рейтинге ведущего в мире независимого консультанта по оценке брендов Brand Finance.

Аэрофлот в 1989 году первым из российских авиакомпаний вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA).

Аэрофлот базируется в г. Москве в аэропорту «Шереметьево».

В сезоне «Зима-2017/2018» (с 28 октября 2017 г. по 24 марта 2018 г.) — собственные рейсы по 137 направлениям в 51 стране мира (по России – 50 маршрутов). В России авиакомпания имеет 4 филиала: в Санкт-Петербурге, Калининграде, Перми и Владивостоке.

За 12 месяцев 2016 года авиакомпания перевезла 29,0 млн пассажиров, на 11,0% больше, чем за предыдущий год. Совокупный пассажиропоток Группы компаний «Аэрофлот» за 2016 год составил 43,4 млн пассажиров (+10,3%). Пассажирооборот ПАО «Аэрофлот» достиг 82,7 млрд пассажиро-километров (+11,6%). Процент занятости пассажирских кресел Аэрофлота составил 81,3% (+2,0 п.п.).

За 9 месяцев 2017 года авиакомпания перевезла 24,8 млн пассажиров, на 14,2% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Ее пассажирооборот достиг 69,2 млрд пассажиро-километров (+11,6%). Процент занятости пассажирских кресел Аэрофлота составил 82,8% (+0,8 п.п.) Совокупный пассажиропоток Группы компаний «Аэрофлот» за 9 месяцев составил 38,3 млн пассажиров (+16,8%). По итогам 2016 года Группа вошла в топ-20 глобальных авиаперевозчиков, заняв 18 место в мире по количеству перевезенных пассажиров.

Аэрофлот постоянно увеличивает и совершенствует свой парк воздушных судов, а также построил современный аэропортовый терминал в «Шереметьево». Терминал D, вступивший в строй в конце 2009 года, предназначен для обслуживания рейсов Аэрофлота, а также его партнёров по альянсу SkyTeam.

Аэрофлот располагает крупнейшим в Восточной Европе Центром управления полётами. Открыл собственную авиационную школу. Создал высокотехнологичный Ситуационный центр, который в случае сбойной или кризисной ситуации позволяет эффективно руководить производственными процессами. Ввел в эксплуатацию уникальный для России центр управления хабом Hub Control Center для координации обеспечения стыковок транзитных пассажиров и багажа и управление оборотом воздушных судов в базовом аэропорту Шереметьево.


Аэрофлот делает особую ставку на новые информационные технологии как мощное средство повышения качества обслуживания клиентов и экономической эффективности. Ему принадлежит четвертое место по цифровизации среди авиакомпаний мира, согласно рейтингу компании по стратегическому консалтингу Bain & Company. Компания осуществляет перспективные проекты, в том числе на основе Big Data, расширяет услугу доступа к Интернету на борту, а также является крупнейшим онлайн-вендором в России.

В апреле 2006 года Аэрофлот стал полноправным членом SkyTeam, второго по величине авиационного альянса в мире (с 2011 года входит также в грузовую структуру альянса – SkyTeam Cargo). Через обширную совместную маршрутную сеть SkyTeam дает своим клиентам возможность совершать полёты в 1074 пункта в 177 странах.

В рамках код-шеринговых соглашений Аэрофлот сотрудничает с 30 иностранными и российскими авиакомпаниями.

Группа «Аэрофлот» — крупнейший в России и динамично развивающийся авиационный холдинг. В ее составе действуют единая дальневосточная авиакомпания «Аврора» (первый рейс совершила в ноябре 2013 г.), низкобюджетная авиакомпания «Победа» (регулярные рейсы совершает с 1 декабря 2014 г.) и работающая в среднем сегменте перевозок авиакомпания «Россия» (с 27 марта 2016 г.).

Аэрофлот играет активную роль в жизни общества, оказывая постоянную поддержку благотворительным организациям и содействуя проведению социально значимых акций:

Программа «плоских» тарифов — применение единых низких тарифов в экономическом классе обслуживания на собственных рейсах в города Дальнего Востока, Калининград и Симферополь с целью повышения доступности имеющих важное значение регионов, а также мобильности россиян.

Ежегодная акция перевозок ветеранов Великой Отечественной войны в период празднования Дня Победы. В рамках этой программы им предоставляется возможность совершить бесплатные полеты в российские города, бывшие советские республики и ряд стран Европы. Чтобы донести наиболее полную информацию о возможностях участия в акции до всех её адресатов — ветеранов Великой Отечественной войны, узников фашистских концлагерей, блокадников, по всей России регулярно проводится широкая информационная кампания.

Авиакомпания сотрудничает с медицинскими учреждениями в перевозке больных детей в зарубежные клиники.

Акция «Мили милосердия» инициирована Аэрофлотом как одна из форм помощи тяжело больным детям. Участники программы «Аэрофлот Бонус» имеют возможность пожертвовать часть накопленных миль в благотворительный фонд «Подари жизнь». Эти мили превращаются в авиабилеты для детей, страдающих тяжелыми заболеваниями и направляемых на лечение за границу или в Москву из российских городов.


Аэрофлот поддерживает всероссийскую благотворительную акцию «Поезд надежды», проводимую в рамках социального проекта «Детский вопрос».

Аэрофлот традиционно оказывает всестороннюю поддержку спорту. Компания — генеральный партнер Олимпийского комитета России и официальный перевозчик Олимпийской команды России, официальный авиаперевозчик сборной команды России по футболу и национальных сборных команд России по баскетболу. Является партнером Российского футбольного союза и Всероссийской федерации волейбола, спонсором Федерации велосипедного спорта России, Всероссийской федерации акробатического рок-н-ролла и Ассоциации гольфа России. Также официальный авиаперевозчик Профессионального футбольного клуба ЦСКА и Профессионального баскетбольного клуба ЦСКА. Фестиваль «Аэрофлот Опен» считается самым представительным открытым шахматным турниром в мире.

Аэрофлот всегда приходит на помощь своим гражданам, оказывающимся в чрезвычайной ситуации в результате вооруженных конфликтов и стихийных бедствий в самых разных районах земного шара. Воздушные суда авиакомпании, наряду с самолетами МЧС, неоднократно осуществляли вывоз пассажиров из «горячих точек».

Аэрофлот обеспечивает работу Общественного совета с участием деятелей культуры, образования, здравоохранения, спорта, а также представителей СМИ, бизнеса, общественных организаций и профессиональных объединений. Этот консультационно-совещательный орган помогает компании формулировать свою позицию с максимальным учетом запросов общества.

Аэрофлот — ведущий в отрасли налогоплательщик и работодатель (21,5 тыс. рабочих мест в России и за границей).

Аэрофлот неизменно привержен социально ответственной политике в отношении своих работников, включающей достойную заработную плату, дополняемую весомым социальным пакетом, в соответствии с коллективным договором, действующим до 1 декабря 2017 года.

2.2 Характеристика кадрового потенциала «Аэрофлот»

Списочная численность персонала компаний Группы «Аэрофлот» по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 36 556 человек (34 031 человек– на 31 декабря 2015 года). Рост показателя за отчетный период на 7,4% обусловлен расширением парка воздушных судов и реализацией программы по трудоустройству работников авиакомпании «Трансаэро» – 4,3 тыс. человек принято на работу в компании Группы.


Рисунок 2.1. - Списочная численность персонала Группы «Аэрофлот»

Списочная численность персонала ПАО «Аэрофлот» по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 21 554 человек (20 404 человек – на 31 декабря 2015 года).

Рисунок 2.2. - Структура персонала Группы «Аэрофлот» по видам деятельности в 2016 году

Аэрофлот придерживается принципа равных возможностей для мужчин и женщин. Доля женщин в общей численности персонала Группы «Аэрофлот» составляет 50,7%. В частности, в ПАО «Аэрофлот» работает 10 823 женщины, включая бортпроводниц, сотрудниц офисных подразделений и технических служб, а также пилотов. 

Рисунок 2.3. - Гендерная структура персонала Группы «Аэрофлот» в 2016 году

По состоянию на конец 2016 года в авиакомпании «Аэрофлот» работала 21 пилотесса, а также две пилотессы в авиакомпании «Аврора». Около 35% руководителей ПАО «Аэрофлот» – женщины (от уровня начальника отдела и выше).

По состоянию на 31.12.2016 в штате ПАО «Аэрофлот» работал 41 пилот-нерезидент.

Показатель текучести персонала по ПАО «Аэрофлот» в 2016 году составил 7,5% (в 2015 году – 6,7%).

В Аэрофлоте сложилась собственная корпоративная культура как уникальная совокупность идеологических представлений, ценностей, убеждений, норм и моделей поведения, которые объединяют Группу «Аэрофлот» в единое целое и разделяются всеми сотрудниками. Корпоративная культура поддерживает бизнес-стратегию и пронизывает все процессы в области управления персоналом.

Аэрофлот организует обучение и повышение квалификации сотрудников для поддержания высокого уровня профессиональной подготовки персонала в соответствии с современными требованиями международных стандартов и Федеральных авиационных правил. В 2016 году ПАО «Аэрофлот» организовало обучение около 30 тыс. слушателей как внутри Компании, так и в сторонних учреждениях по программам подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации.

С конца 2006 года Компания использует собственный тренажерный комплекс, в котором проходят подготовку члены летных и кабинных экипажей воздушных судов Аэрофлота, дочерних и сторонних авиакомпаний по процедурам организации спасания авиапассажиров в случаях возникновения аварийных ситуаций на борту самолета, аварийных посадок на сушу или воду.

Рисунок 2.4. - Количество обучающихся тренажерного комплекса