Файл: Тенденции развития международного кредитного рынка (Общая характеристика мирового кредитного рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Ускорение научно-технического прогресса. В послевоенные годы научно-технический прогресс стал определяющим фактором экономического развития любого государства и отдельного субъекта хозяйствования. Наиболее наглядно роль кредита в его ускорении может быть отслежена на примере процесса финансирования деятельности научно-технических организаций, спецификой которых всегда являлся больший, чем в других отраслях, временной разрыв между первоначальным вложением капитала и реализацией готовой продукции. Именно поэтому нормальное функционирование большинства научных центров (за исключением находящихся на бюджетном финансировании) немыслимо без использования кредитных ресурсов. Столь же необходим кредит и для осуществления инновационных процессов в форме непосредственного внедрения в производство научных разработок и технологий, затраты на которые первоначально финансируются предприятиями, в том числе и за счет целевых средне - и долгосрочных ссуд банка.[7]

мировой финансовый кредитный рынок

3. Внешний долг России

В последние годы Россия имеет превышение расходов над доходами федерального бюджета, а дефицит бюджета покрывается за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что приводит к увеличению расходов на их обслуживание.

В этой связи целесообразно:

1) совершенствовать систему обслуживания государственного долга

2) иметь единую систему централизованного учета дебиторской и кредиторской задолженности государства. Возврат кредитов, предоставленных ранее СССР развивающимся странам и Российской Федерацией странам СНГ. В 2001 г. Правительство РФ обеспечило возврат этой задолженности в объеме, составляющем лишь чуть больше 1,5% от общей суммы имевшейся задолженности.

Урегулирование долга СНГ России служит инструментом признания правопреемства России в отношении активов СССР.

3) иметь дополнительные источники дохода бюджета от приватизации, которые можно использовать для снижения долга.

4) координация всех заимствований субъектов РФ с федеральной программой государственных заимствовании.

5) иметь альтернативные варианты политики управления внешними обязательствами для случаев резкого ухудшения ситуации на мировых товарно-сырьевых и финансовых рынках.

6) ввести подготовку квалифицированных специалистов в области управления внешним долгом.

Колебания размеров внешнего долга РФ за 12 лет отражены в таблице.


Таблица 1 - Размеры и динамика внешнего долга РФ

Год

Частный долг, $ млрд.

Государственный (правительственный) долг, $ млрд.

1998

18,0

164,8

1999

28,3

160,1

2000

19,3

158,9

2001

16,3

143,6

2002

14,1

133,4

2003

27,4

125,1

2004

64,3

121,8

2005

98,9

114,5

2006

180,6

76,6

2007

264,5

52,3

2008

437,2

44,8

2009

439,9

40,6

2010

434,0

37,6

Заключение

Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли предотвратить наступление кризиса.

Не уделялось внимание структуре и эффективности новых заимствований и способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление внешних ресурсов на производство в производство для преодоления спада и возобновления экономического роста обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности. Рыночные институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без вмешательства государства оказались не способными противостоять стихийным процессам в стране. Следствием неуправляемых процессов в экономике стало перерастание кризиса внешнего долга в системный финансовый кризис августа 1998 года.

Следующая неблагоприятная тенденция в долговых отношениях - самовоспроизводство внешней задолженности, когда все больше новых заимствований используется на обслуживание старых долгов. Если своевременно не принять меры, возникнет опасность создания грандиозной пирамиды: растущие заимствования не будут компенсироваться ростом производства, так как лишь незначительная часть кредитов находит дорогу в реальный сектор экономики.


Очень важно остановить рост внешней задолженности России. Без перелома этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства перед внешними кредиторами окажется под вопросом. [8]

Литература

1. Доронин И. Мировой финансовый рынок на пороге XXI века // Мировая экономика и международные отношения. - 2000г. - №8 С 33-40.

2. Косов Н.Н. Международные валютно-кредитные отношения // Деньги и кредит №7 - 2005.

3. Котелкин С.В. Международная финансовая система: Учебник. - М.: Экономистъ, 2004.

4. Ли В.О. Об оценке кредитоспособности заемщика (российский и зарубежный опыт) // Деньги и кредит - №2 - 2005.

5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. д. э. н., проф. Красавиной Л.Н. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 605.

6. Федякина Л.Н. Международные финансы. - СПб: Питер, 2005. - 560 с.

7. Хейфец Б.А. Международная кредитная позиция России // Финансы. - 2004. - №11 С. 13-14.

8. Хмыз О.В. Синтетические кредитные дериативы // Финансы - №5 - 2002.

Размещено на Allbest.ru