Файл: «Особенности управления организациями в современных условиях и пути их совершенствования».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Растущий динамизм и изменчивость деловой среды создают для современных организаций необходимость постоянных коммуникаций с партнерами, потребителями, сотрудниками. Рост образованности, квалификации, информированности работников и общественности в целом требует от менеджмента использования более сложных и тонких методов управления.

Возникает потребность в создании единой системы ценностей, норм и правил, т.е. организационной культуры, позволяющей достичь эффективной работы, сосредоточиться на достижении целей компании, и самореализоваться самим сотрудникам.

Исходя из выше написанного, целью данной работы является изучение феномена управления российских предприятий, выявление специфических тенденций организационного поведения на примере ООО «Управляющая компания Ритм» г. Волгоград.

Для достижения этой цели потребуется решение следующих задач:

  • раскрыть понятие, сущность и предмет управления организацией в современных условиях;
  • охарактеризовать тенденции развития управления в организации как фактор эволюции поведенческой системы;
  • провести анализ трансформации современных систем управления организацией;
  • осуществить анализ практики формирования современной организации на примере ООО «Управляющая компания Ритм» г.Волгоград
  • описать методы изучения организации;
  • наметить основные направления соврешенствования деятельности ООО «Управляющая компания Ритм»;
  • отметить особенности практической реализации мероприятий.

Объект исследования – характеристика современной организации и ее повыдения на рынке.

В работе выделяется две части – теоретическая и практическая. В теоретической части рассматриваются общие вопросы и характеристики в экономике.

Хотелось бы отметить положительную динамику в проявлении интереса и внимания российских ученых к исследованию проблемы организационной культуры, и как результат, появление ряда публикаций, посвященных этой теме, в журнале «Управление персоналом». Например, таких как, Резник Ю.М., Кравченко К.А. «Сущность организационной культуры в современной организации»; Сухорукова М. «Ценности как ключевой элемент организационной культуры»; Козлов В.В., Козлова А.А. «Организационная культура: «костюм» успешного бизнеса»; и другие.

Учитывая темпы развития рыночных отношений, осуществление важных политических мероприятий, скорость устаревания информации и специфику данной темы, в ходе работы были использованы материалы только последних трех-четырех лет.


1 Теоретические основы особенностей управления организацией в современных условиях

1.1 Понятие, сущность и предмет управления организацией в современных условиях

Современное понятие “управление” означает процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определённых результатов.

Теория и практика управления показывают, что основными задачами управления на предприятии являются: 19, с.76

- определение текущей и перспективной потребности в персонале, изучение и анализ рынка труда, подбор, адаптация, профориентация персонала;

- развитие, продвижение кадров и формирование резерва, обеспечение высокого уровня производительности труда посред­ством организации системы материального и морального стиму­лирования;

- эффективная расстановка кадров в соответствии с производствен­ными задачами, склонностями и квалификацией работников, контроль за условиями труда, организация всех видов профессиональной подготовки, перепод­готовки и т. д.;

- организация участия трудящихся в управлении, взаимодействие с представителями трудящихся (профсоюзы и т. д.), изучение социальных процессов в коллективе, организация оцен­ки персонала как информационной основы принятия решений по кадровым вопросам;

- совершенствование организации планирования и оптимизации взаимосвязей подразделений, и другие мероприятия.

Именно от успешного решения данных задач зависит настоящее и буду­щее предприятия.

Естественно, что без квалифицированных и компетентных специа­листов в области управления ни одно предприятие работать не будет. По­этому в настоящее время к менеджерам различного ранга, как к ключевым элементам системы управления, предъявляются высокие профессионально-квалификационные требования.

Для современной системы внутрифирменного управления характерно: ориентация на стабильность сменилась ориентацией на своевременную адаптацию к изменениям во внешней среде и на воздействие на нее; жесткие структуры с преобладанием вертикальных связей сменились плоскими и гибкими структурами с широко развитыми горизонтальными связями, обеспечивающими эффективное взаимодействие подразделений и сотрудников; фокусирование на экономической конкуренции сменилось ориентацией на сотрудничество и коллегиальность; в настоящее время получила широкое развитие и распространение концепция адаптивных (органических) структур, которая начала разрабатываться еще в 60-е гг. XX века; в конце ХХ века во многих западных фирмах получила распространение логистическая концепция «тощего производства», являющаяся развитием утвердившейся ранее (главным образом в Японии) концепции J-I-T («точно в срок») и выражающаяся в соединении следующих основных компонентов: высокое качество; небольшой размер производственных партий; низкий уровень запасов; высококвалифицированный персонал; гибкие производственные технологии.


Как видно из перечисления, данная система ориентирована, прежде всего, на гибкое и оперативное реагирование на изменения в экономической среде фирмы 15.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными тенденциями совершенствования внутрифирменного менеджмента станет его непрерывное развитие и адаптация к постоянно изменяющейся среде, а также ориентация на личностное управление, в центре которого стоит человек.

1.2 Тенденции развития управления в организации как фактор эволюции поведенческой системы

Современные организации представляют собой очень сложный организм, который будет не корректно описывать с точки зрения традиционных концепций. В современных организациях распространение власти по горизон­тали проблематично оценить количественными показателями, из-за определенных отличий во властных функ­циях, которые обычно не отражаются на схеме структуры организации. Следовательно, можно констатировать, что в современных условиях наличие развитых информационных связей, вне зависимости от степени развития всех осталь­ных, имеет определяющее значение по следующим причинам: 11, С.67

  • реализация потенциала власти связей как наиболее распространенной в использовании в современный период развития российского социума предполагало поддержание коррупционных отношений, от который на сейчас пытаются избавиться,
  • форма власти эксперта не распространяется на высший уровень управления в различных системах, данную форму реализуют на среднем и низшем уровне менеджмента организации,
  • форма власти вознаграждения и власти принуждения оказывается эффективной только в комплексе с другими формами реализации власти, то есть сами по себе данные формы не формируют безусловную определенность, так как они могут быть нивелированы внешней стороной (просто перекупить),
  • эталонная власть для отечественных систем взаимоотношений пока в сущность не актуальна, та как наблюдается постоянное изменение эталонов в обществе,
  • нормативная власть, одна из самых действенных для советского обще­ства, сегодня применима, в основном в рамках государственного управления и государственных учреждениях.

Современная теория власти выделяет четыре основных типов форм организации в зависимости конфигурации связей в системе властных отношений, которые подразделяются на четыре подтипа:

  • Тип «нора». Данная конфигурация наблюдается в системах организаций сформированных на принципах традиционного типа взаимоотношений, и реализованных в организациях которые не занимающимися производством продукции, например консалтинговые фирмы основным направлением и результатом деятельности которых является принятие управленческого решения.
  • Тип «механический». Данная конфигурация наблюдается в системах организаций организованных по принципу «шахт», характерна для многих вертикально ориентированных фирм, например для совместных предприятий индустрии гостеприимства - гостиничных комплексов, так же для государственных предприятий или кластеров. Специализированными чертами такого типа можно считать такие как высокий уровень централизации, концентрации и низкий уровень эффективности обратной связи между элементами системы. Этот тип является эффективным в условиях начального этапа жизненного цикла ор­ганизации, или на конечных стадиях, когда она для продолжения деятельности как целостной системы должна стать фактически закрытой системой.
  • Тип «бриллиант». Данная конфигурация характеризуется высокой степенью эффективной обратной связи между элементами системы и высокой степенью реализации инновационного потенциала для обеспечения системы способностями быстрого адаптироваться на динамическую внешнюю среду. Для такого типа важен низкий уровень централизации и возможность обратного расслоения властных полномочий, которые создают потенциал для личного развития и проявления инициативы подчинённых, а, значит, и для более полного применения организационного потенциала, в том числе и человеческого, для эффективного и оптимального решения различных проблем.
  • Тип «смешанный. Данная конфигурация наблюдается в системах крупно масштабных организаций, вертикально интегрированных и территориально дифференцированных. В таких системах множество подчиненных элементов системы и как следствие этого возникает необходимость в повышенном уровне централизации 2, С,67

Рассмотренные типы являются довольно специализированные для определенного вида форм организации. В организационных системах необходимым условием деятельности является наличие элементов системы наделенных правом и обязанностью принимать соответствующие управленческие реше­ния в отношении подчиненных элементов. Согласно принципам организации деятельности, разделения и соподчинения, в любом случае вертикаль власти предполагает, что стоящие выше в пирамиде управления отдается распоряжения сотрудникам, находящимся на уровень ниже, а не наоборот.


Именно такое построение уровней властной пирамиды обеспечивает целенаправленное движение коммуникативным потокам в системе и соотношениям властных полномочий, что формирует неравенство в управлении.

Если рассмотреть пирамиду власти в системе организации как вертикальную схему расположения должностей, то её субъекты, то есть персонал, занимающий эти должности, офи­циальные представители организации представляю собой некоторую подсистему управления, представляющую собой управленческий аппарат.

Огромный вклад в исследование этого явления внёс Макс Вебер. Согласно его концепции власти следует различать следующие основные постулаты бюрократического аппарата: индивид, входящий в любой орган управляющей системы в современной организации, действует в рамках общих безличных обязательств, таким образом, они функционируют только в качестве не персонифицированных носите­лей должностей в системе

Бюрократия обуславливает наличие ярко выраженной жёсткой иерархии должностей и позиций в любой упорядоченной системе. Необходимым условием выступает доминирование высшего уровня пирамиды власти над подчиненным, нижним уровнем.

Как видно из приведенных условий вся структура управления должна делится на определенные уровни власти:

  • стратегический уровень власти является высшим уровнем бюрократии, численный уровень участников которой как правило не превышает пяти человек.

на среднем уровне власти в системе принимаются управленческие решения по оперативным задачам.

последний (исполнительный) уровень власти в системе является базисом всей пирамиды и соответственно самый многочисленный по количеству сотрудников.

Макс Вебер так же выделял следующие отличительные признаки власти в бюрократической пирамиде: 16

  • в данной системе власти граничным условие функционирования является наличие четко выделенной централизации властных полномочий. Вся властная инициатива направлена исключительно по вертикали сверху вниз.
  • ограниченная распределенность уровней властной компетенции подразумевает реализацию высокой специализации функций различных элементов системы.
  • преобладание наемного персонала в системе распределения власти на среднем и низшем уровне, верхний – владельцы процесса.
  • проработанные механизмы развития карьеры и ротации элементов бюрократической системы как в горизонтальной так и вертикальной составляющей.
  • развитые властные подсистемы контроля и дисциплины выполнения распоряжений в рамках системы.
  • взаимосвязь уровня власти в системе и уровня финансового обеспечения прямопропорционален.
  • субъекты бюрократического управления работают только в одной организации.