Файл: Анализ и разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка (на примере ПАО «Банк Кредит Москва).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что основным показателей эффективности деятельности банка является его прибыль. Прибыль банка, как важнейший элемент его собственного капитала, является своего рода фундаментом для финансовой основы деятельности коммерческих банков, ее увеличение способно в значительной степени снизить риск путем стабилизации доходов, застраховать финансовую организацию от несвоевременного банкротства, повысить конкурентоспособность. В условиях нестабильной экономической ситуации особенно актуальным является вопрос управления прибылью, поскольку не все банки могут поддерживать свою финансовую устойчивость из-за резкого оттока денежных средств, увеличения объемов непогашенных кредитов. Об актуальности темы исследования свидетельствует тот факт, что в нашей стране, с одной стороны, еще не создана эффективная система страхования депозитов; с другой – нестабильная экономическая ситуация, резкий рост конкуренции в банковском секторе, проведение агрессивной банковской политики при отсутствии адекватной информационной базы приводят к банкротствам банков и потере вкладчиками своих средств. В этой связи, эффективное управление прибылью является залогом стабильности банка, расширения его деятельности, а в конечном итоге – в поддержании его конкурентоспособности.

Основная цель деятельности коммерческого банка – получение максимальной прибыли при обеспечении устойчивого длительного функционирования и прочной позиции на рынке. Размер полученной банком прибыли (убытка) концентрированно отражает в себе результаты всех его активных и пассивных операций. Поэтому управление прибылью занимает одно из центральных мест в финансовом менеджменте коммерческого банка, а ее размер и динамики зависит от множества факторов, которые определяют состав, структуру и динамику расходов и доходов банка.

Цель работы – провести анализ эффективности деятельности ПАО «Банк Кредит Москва« и разработать рекомендаций, направленных на повышение прибыли банка.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  • исследовать теоретические аспекты анализа эффективности деятельности коммерческого банка;
  • проанализировать прибыль ПАО «Банк Кредит Москва»;
  • разработать рекомендации, направленные на повышение прибыли банка.

Объектом исследования выступает ПАО «Банк Кредит Москва».

Предмет исследования – методы анализа эффективности деятельности коммерческого банка.

Методы исследования - методы экономического анализа, метод группировки, классификаций, расчета финансовых коэффициентов, методы табличного и графического представления информации.

Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, публикации периодической печати, посвященные теоретическим вопросам и практическим проблемам управления прибылью коммерческих банков. Исследование основывалось на законодательных и нормативных актах Российской Федерации, регулирующих банковскую деятельность.

Информационную базу исследования составили статистическая информация и отчетные данные Центрального банка Российской Федерации, финансовая отчетность ПАО «Банк Москва Кредит».

Глава 1. Теоретические основы анализа эффективности деятельности коммерческого банка

1.1. Понятие прибыли коммерческого банка и порядок ее формирования

Прибыль представляет собой конечный результат деятельности банка за отчетный период, отражает эффективность политики и операций банка. Стабильность прибыли и ее тенденция к росту являются наилучшими общими показателями функционирования коммерческого банка, как в прошлом, так и в будущем. Прибыль определяется как разница между доходами и расходами банка за определенный промежуток времени [16; c. 102]. Существенно важно, чтобы коммерческие банки получали достаточную прибыль. Она необходима банкам для привлечения нового капитала, позволяющего расширить объем и повысить качество предоставляемых услуг.

Прибыль (убыток), полученная коммерческим банком, - это показатель, концентрирующий в себе результаты различных пассивных и активных операций, отражающий влияние всех факторов, которые воздействуют на их деятельность.


Экономическая сущность банковской прибыли заключается и в том, что структура банковского капитала, создающего прибавочную стоимость, не однородна: значительная его часть - это привлеченный капитал, другая, меньшая - собственный капитал. Это связано с тем, что в банки оперируют в основном привлеченными денежными ресурсами.

Экономическое содержание банковской прибыли раскрывается и через взаимосвязи ее с прибылью клиентов банка. В основе этого лежит общественное значение банка. Возникнув как определенная потребность общества в функционировании особого института, удовлетворяющего потребности в платежах и ресурсах, сохранности капитала, банки обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с общественными интересами. В то же время стремление банка к максимальной доходности его капитала должно разумно сочетаться с ликвидностью (способностью своевременно и без потерь выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами) и уровнем риска в его деятельности. Это объясняется тем, что источником банковской прибыли является капитал клиентов, поэтому проведение необдуманной политики может привести банк к риску невозврата вложенных средств, потере ликвидности и как следствие - к снижению или неполучению прибыли клиентами.

В структуре банковской прибыли можно выделить валовую и чистую прибыль. Валовая прибыль представляет собой разницу между совокупными доходами и расходами до уплаты налогов. Основу валовой прибыли коммерческих банков, как правило, составляют проценты, полученные по предоставленным ссудам. Валовая прибыль банка образуется после вычета общей суммы текущих издержек из суммы процентных и непроцентных доходов.

Чистая прибыль образуется после уплаты из валовой прибыли законодательно установленных налогов. Чистая прибыль, в свою очередь, разделяется на распределяемую, то есть выплачиваемую акционерам банка в качестве ежегодных дивидендов, и капитализируемую, направляемую на увеличение собственного капитала банка и резервов. От размера чистой прибыли зависит дальнейшее развитие коммерческого банка, поддержание его капитала и резервов на уровне, соответствующем объему проводимых операций [16; c. 104].

На величину прибыли коммерческих банков может влиять множество факторов как внешних, так и внутренних.

К категории внешних, не зависимых от банка факторов можно отнести такие, как изменение курса иностранных валют, изменение Центральным банком процентных ставок рефинансирования, размера обязательных резервов, налоговое законодательство, изменение доходности по государственным ценным бумагам, ситуации на международных фондовых и валютных рынках, общие кризисные ситуации в стране, оказывающие прямое и относительное влияние на конкретные банки, конкуренция на рынке банковских услуг и некоторые другие факторы.


К внутренним факторам, от которых зависит величина прибыли коммерческого банка, можно отнести, прежде всего, способность руководства банка управлять активами и пассивами.

Наибольшее влияние на величину прибыли коммерческого банка оказывают следующие факторы:

1) соотношение доходов и расходов банка;

2) средний уровень процента за кредит, предоставленный клиентам и другим банкам;

3) изменение объема кредитных и активных депозитных операций;

4) средняя доходность всех активных операций;

5) распределение дохода и доля прибыли в нем;

6) размер собственного капитала банка;

7) структура кредитного портфеля;

8) затраты по обслуживанию вкладов.

Первые пять факторов влияют на размер балансовой прибыли, шестой - на ее стабильность, седьмой и восьмой — на качество роста прибыльности банковских операций с позиций банковских рисков и ликвидности баланса [13; c. 89].

С учетом специфики банковской деятельности источники доходов, формирующих прибыль коммерческого банка, можно сгруппировать следующим образом:

  • учетно-ссудные операции (учет векселей, кредитование юридических и физических лиц);
  • фондовые операции (операции с ценными бумагами, выпущенными как самим банком, так и другими эмитентами);
  • расчетно-кассовые операции (операции с безналичными и наличными денежными средствами клиентов);
  • нетрадиционные операции (траст, факторинг, форфейтинг, лизинг, консалтинг, агентские услуги).

Высокие требования, предъявляемые к уровню ликвидности и достаточности банковского капитала, вынуждают банки искать источники значительной части доходов во внебалансовых трансакциях, к которым относятся брокерские и трастовые операции, а также выдача гарантий и поручительств. В таких сделках по поручению клиентов банки, по сути, подменяют своей репутацией репутацию клиентов и, создавая дополнительный доход от предоставления такого рода услуг, могут значительно увеличить свою прибыль, не принимая на себя дополнительные долговые обязательства.

Доходы от услуг во всех перечисленных формах должны возмещать издержки банка, покрывать риски и формировать прибыль.

Прибыль, полученная коммерческим банком, является материальной основой его дальнейшего функционирования и его рейтинга на банковском рынке. Задача банковского менеджмента - не допустить снижения прибыли, так как это обычно отражается как на показателе достаточности капитала, так и на уровне конкурентоспособности банка. Размер оставшейся прибыли после налогообложения и выплаты дивидендов должен быть достаточным для сохранения капитала банка, создания необходимых резервов, являющихся залогом снижения рисков банка и защиты интересов его клиентов. При этом необходимо учитывать интересы акционеров банка, давая им возможность получать доход на вложенный капитал в форме дивидендов. Кроме того, прибыль является единственным источником экономической заинтересованности коллектива банка. Насколько эта задача будет решена в конкретной экономической ситуации правильно, настолько прочным будет созданный фундамент для дальнейшего развития банка. Очень важным является и то, что увеличение капитала за счет внутренних источников специальных фондов не несет в себе опасности утраты существующими акционерами контроля над банком [13; c. 90].


Величина прибыли, остающейся в распоряжении банка, имеет первостепенное значение для управления капиталом банка. Низкий уровень прибыли ведет к медленному росту внутренних источников капитала, повышая тем самым риск банкротства и сдерживая рост активов и соответственно доходов. Высокая доля прибыли, направляемая на прирост капитала, приводит к снижению выплачиваемых дивидендов. В то же время высокие дивиденды ведут к росту стоимости акций банка, что облегчает наращивание капитала за счет внешних источников. В условиях посткризисного развития экономики предпочтительным было бы большую часть прибыли направлять на прирост капитала, то есть выплачивать дивиденды в минимальных размерах или вообще отказаться от их выплат. Однако многие акционеры могут предпочесть немедленного увеличение текущих дивидендов возможным будущим доходам. Более остро которых является высокая требовательность к уровню дивидендов.
Решающими фактором, влияющим на управленческое решение банка о приемлемой доле удержания прибыли и доле дивидендов, является планируемый рост активов. Банк не может допустить чрезмерного снижения отношения величины собственного капитала к сумме активов. Другими словами, необходимо рассчитать, как быстро должна расти прибыль банка, чтобы обеспечить неизменным отношение собственного капитала к активам, если банк продолжает платить дивиденды свои акционерам по постоянной ставке. В этом случае в качестве инструмента управления капиталом используется коэффициент внутреннего роста капитала, показывающий способность банка самостоятельно наращивать собственные средства. Коэффициент внутреннего роста капитала определяется величиной прибыли банка на капитал и долей нераспределенной прибыли, то есть накапливаемой прибыли [9; c. 112].

Прибыль, полученная бан­ком, является материальной основой для его дальнейшего функционирования и определе­ния его рейтинга на банковском рынке. Зада­ча банковского менеджмента — не допустить ее снижения, так как это обычно отражается как на показателе достаточности капитала, так и на уровне конкурентоспособности банка. Размер оставшейся прибыли после налогооб­ложения и выплаты дивидендов должен быть достаточным для сохранения капитала банка, создания необходимых резервов (залога сни­жения рисков банка и защиты интересов его клиентов) [11; c. 102]. При этом необходимо учитывать интересы акционеров (пайщиков) банка, да­вая им возможность получать доход на вло­женный капитал в форме дивидендов на паи (акции). Кроме того, прибыль банка является единственным источником экономической за­интересованности его коллектива. Насколько правильно эта задача будет решена в конкрет­ной экономической ситуации, настолько про­чно будет создан фундамент для дальнейшего развития банка. Очень важно и то, что увели­чение капитала за счет внутренних источников (специальных фондов) не несет в себе опас­ности утраты существующими акционерами контроля над банком, сдерживает сужение их доли в собственности. Нерациональное использование прибыли, то есть расходование ее только на потребление (оплату труда и дру­гие расходы банка), слишком высокий размер выплачиваемых дивидендов в большинстве случаев лишают банк конкурентоспособности и приводят к оттоку капитала и денежных ре­сурсов и в итоге к банкротству.