Файл: Анализ и разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка (на примере ПАО «Банк Кредит Москва).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • получение процентных доходов по всем видам выданных кредитов и купонным ценным бумагам, а также дивидендов по акциям и дисконтов по векселям;
  • изменение рыночной стоимости портфелей ценных бумаг;
  • выплата процентов по привлеченным ресурсам всех видов;
  • чистый приток (отток) новых ресурсов (собственных и привлеченных);
  • изменение стоимости активов, вызванное необходимостью внеплановой их реализации для выполнения текущих обязательств или перевода денежных средств в иные виды вложений.

При управлении активами ПАО «Банк Кредит Москва» рекомендуется также обратить внимание на следующие моменты.

Управление наличностью должно быть более эффективным, то есть необходимо планировать притоки и оттоки наличности и разработать графики платежей. Также необходимо увеличить стоимость наиболее ликвидных активов, что повысит уровень ликвидности банковской ликвидности.

При этом, особое внимание необходимо уделять сбалансированности активов и пассивов по срокам привлечения и размещения. Сроки, на которые банк размещает средства, должны соответствовать срокам привлеченных ресурсов. Недопустимо превышение денежных средств на счетах актива над денежными средствами на счетах пассива.

Кроме того необходимо акцентировать внимание на повышении рентабельности работы в целом и на доходности отдельных операций в частности. Так, в управлении кредитным портфелем необходимо:

  • контролировать размещение кредитных вложений по степени их риска, форм обеспечения возврата ссуд, уровню доходности. Кредитные вложения банка можно классифицировать с учетом ряда критериев (уровень кредитоспособности клиента, форма обеспечения возврата кредита, возможность страхования ссуд, оценка надежности кредита экономистом банка). Доля каждой группы кредитов в общей сумме кредитных вложений коммерческого банка и ее изменение служат основой для прогнозирования уровня коэффициента ликвидности, показывают возможности продолжения прежней кредитной политики банка или необходимость ее изменения. Группировка ссуд по отдельным заемщикам, осуществляемая при помощи ЭВМ, позволяет ежедневно контролировать уровень коэффициентов ликвидности и анализировать возможности дальнейшей выдачи крупных кредитов самостоятельно банком или путем участия в банковских консорциумах;
  • проводить анализ размещения кредитов по срокам их погашения, осуществляемое путем группировки остатков задолженности по ссудным счетам с учетом срочных обязательств или оборачиваемости кредитов на шесть групп (до 1 мес.; от 1 до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; от б до 12 мес.; от 1 до 3 лет: свыше 3 лет), которое служит основой для прогнозирования уровня текущей ликвидности баланса банка, раскрытия «узких» мест в его кредитной политике;
  • анализировать размещение кредитов по срокам на основе базы данных. В частности, разработан метод анализа предстоящего погашения и предстоящей выдачи кредитов в ближайшие 30 дней по отдельным клиентам и видам ссуд (на основе кредитных договоров и оборачиваемости кредитов), который позволяет контролировать высвобождение ресурсов или возникновение потребности в них. Такой анализ можно делать ежедневно, а также с учетом данных кредитных договоров, находящихся на стадии проработки. Результаты анализа могут использоваться коммерческими банками для оперативного решения вопросов по покупке или продаже ресурсов. Такой анализ раскрывает глубинные, скрытые процессы, выявляет те тенденции, которые при прочих неизменных обстоятельствах могут вызывать падение уровня ликвидности и платежеспособности коммерческого банка, дает возможность предупредить эти последствия путем внесения коррективов в политику банка.
  • тщательнее изучать кредитоспособность заемщиков;
  • ограничить размер кредита, предоставляемого одному заемщику частью собственных средств;
  • выдавать кредиты возможно большему числу клиентов при сохранении общего объема кредитования;
  • повысить возвратность кредитов, в том числе за счет более надежного обеспечения;
  • принять меры по взысканию просроченной ссудной задолженности и начисленных процентов за пользование кредитами;

В управлении пассивами банку можно порекомендовать:

  • применять метод анализа размещения пассивов по их срокам, который позволяет управлять обязательствами банка, прогнозировать и менять их структуру в зависимости от уровня коэффициентов ликвидности, проводить взвешенную политику в области аккумуляции ресурсов, влиять на платежеспособность;
  • разработать политику управления капиталом и резервами;
  • следить за соотношением собственного капитала к привлеченному;
  • постоянно анализировать депозитную базу банка.

Как показал анализ, проведенной во второй главе, настоятельной задачей текущего управления ПАО «Банк Кредит Москва» является планирование процентной и тарифной политики банка, обеспечивающей прибыльное развитие кредитной организации. Так как основная масса прибыли, получаемая ПАО «Банк Кредит Москва» – это чистый доход по процентным операциям, то основное внимание в процессе текущего управления должно уделяться управлению доходностью его активных операций.

Однако выявленные «узкие места» в деятельности банка (низкий уровень рентабельности активов банка), то есть выявление неэффективных операций банка еще не позволяет устранить причины низкой доходности. Дело в том, что немногие банки могут позволить себе произвольно повышать ставки по кредитным операциям и снижать плату за привлекаемые ресурсы: рыночная конкуренция определяет достаточно жесткие рамки для этих параметров. Как правило, все клиенты банка стремятся разместить свои временно свободные средства по более высоким ставкам, а купить ресурсы для финансирования оборота и инвестиций дешевле. Поэтому у менеджеров банка существует достаточно мало способов влияния на процентные ставки. Однако при диагностировании факта недостаточной эффективности банковских операций, они должны попробовать изменить структуру ресурсов в сторону менее дорогих источников, прежде всего основных депозитов. Конечно, здесь банковский менеджмент встретиться с проблемой ограниченности объемов отдельных сегментов ресурсного рынка, а также с конкурентами, также претендующим на дешевые пассивы. Но неценовые формы конкуренции – обеспечение высокого качества банковских услуг, дополнительный сервис, консультации, предоставление информации о состоянии экономики страны, региона и финансовых рынков – могут оказать здесь хорошую услугу. Однако надо отметить, что подобная стратегия приведет к росту достаточной маржи, так как потребует от банка дополнительных расходов на высококвалифицированный персонал и информационно-консультационные услуги.


Поднимать процентные ставки по кредитам для обеспечения достаточной процентной маржи банк может только в ситуации, если его действующие процентные ставки значительно ниже среднерыночных. Несогласованный с требованиями рынка рост цены банковских кредитов приведет к уходу из банка надежных клиентов и увеличению доли высокорисковых активов в кредитном портфеле. Влиять на доходность операций с ценными бумагами ПАО «Банк Кредит Москва» вообще не может. Поэтому основным инструментом управления эффективностью банковских операций становится управление накладными расходами банка, направленное на снижение себестоимости проводимых операций.

4. Построение рациональной и эффективной системы внутреннего контроля с использованием современных информационных технологий. Стратегические задачи банка, определенные его акционерами, могут также ограничить варианты привлечения и размещения ресурсов. Иногда реальным ограничением может стать емкость того или иного финансового рынка.

Основываясь на результатах исследований, следует подчеркнуть необходимость использования в работе коммерческих банков модели на базе информационных технологий, которая включает четыре элемента – стратегию, оперативное финансовое планирование, контроль на основе данных управленческого учета и прогнозную аналитику. В банковской практике она носит название Business Performance Management (BPM – управление эффективностью бизнеса) и дает банку возможность разобраться в факторах, которые влияют на его прибыль с точки зрения долгосрочной перспективы и текущих приоритетов.

Служба внутреннего контроля ПАО «Банк Кредит Москва» должна выдавать информацию относительно оценки состояния активов и пассивов, результатов контроля за соответствием выполняемых операций действующему законодательству, за работой системы контроля рисков и системы доходности.

Построение рациональной и эффективной системы внутреннего контроля в ПАО «Банк Кредит Москва» должно стать не только требованием Банка России, но и насущной потребностью для руководства и участников банков в его осуществлении. Внутренний контроль должен быть повседневной деятельностью рассматриваемого банка. Эффективная система внутреннего контроля требует, чтобы существенные риски, которые могут оказать отрицательное влияние на достижение целей банка, выявлялись и оценивались на постоянной основе.

5. Открытие новых офисов банка.

Основной задачей филиала коммерческого банка является обеспечение условий для получения банком дополнительной прибыли. Именно филиал обладает максимальными функциональными возможностями для реализации банковских продуктов и услуг и представления интересов банка на удаленных территориях. Функции филиала банка определены поставленными перед ним задачами. Основной задачей филиальной сети банка является расширение возможностей банка по сбыту собственных продуктов и получению прибыли благодаря повышению доступности банковского обслуживания для клиентов.


Роль филиальной сети в деятельности банка состоит в достижении коммерческим банком эффекта масштаба, выражающегося в превышении темпов роста прибыли над темпами роста затрат на содержание филиальной сети и повышении конкурентоспособности банка на рынке.

Внедрение предложенных мероприятий поможет ПАО «Банк Кредит Москва» укрепить финансовую устойчивость банка, повысить эффективность его деятельности, увеличить уровень доходной маржи при сохранении приемлемого уровня риска банковской деятельности.

Заключение

Прибыль является важнейшим показателем эффективности деятельности банка, она отражает конечный результат деятельности, чистый эффект политики и операций банка в течение финансового года.

Величина прибыли определяется размерами доходов и расходов банка. При этом доходы образуются за счет поступлений денежных средств как непосредственно от предоставления банковских услуг, так и от дополнительной деятельности. В свою очередь расходы представляют собой использование денежных средств в процессе осуществления банком своей деятельности.

Важное значение анализа прибыли банка обусловлено тем, что прибыль – это материальная основа деятельности банка и источник его развития. Задача банковского менеджмента - не допустить снижения прибыли, так как это обычно отражается как на показателе достаточности капитала, так и на уровне конкурентоспособности банка.

Проведенное исследование прибыли ПАО «Банк Кредит Москва» позволяет сделать следующие выводы.

За 2016 г. чистые доходы банка составили 669 004 тыс.руб., что на 236 353 тыс.руб., или на 54,63 % выше показателя 2015 г. В структуре доходов банка большая часть доходов приходится на процентные. Однако, удельный вес этой статьи доходов банка в 2016 г. значительно сократился, а темп прироста процентных расходов был выше темпа роста процентных доходов.

Основную долю расходов составляют непроцентные расходы – 55,38 %, по сравнению с 2015 г. снижение составило 4,64 п.п. Изменения в структуре расходов произошли за счет увеличения операций по привлечению денежных средств клиентов в депозиты и соответствующим ростом выплат по начисленным процентам.

В 2016 г. прибыль банка после уплаты налогов составила 231 861 тыс.руб., что на 193 748 тыс.руб., или на 508,35 % выше показателя 2015 г. Рентабельность активов банка в 2016 г. составила 2,37 %, что на 1,87 п.п. выше показателя 2015 г., однако является низким процентом.


Проведенный анализ показал, что показатели эффективности использования активов ниже установленных нормативов. Показатели эффективности использования собственного капитала свидетельствуют о неспособности банка устойчиво позиционировать на рынке банковских услуг.

По результатам анализа выявлены следующие проблемы управления прибылью банка:

  • недостаточное количество точек банковского обслуживания;
  • большой объем затрат банка и, соответственно, высокие процентные ставки и ограниченный доступ предприятий и населения к банковским продуктам;
  • большие затраты при внедрении современных технологий банковского обслуживания;
  • ограниченность финансовых ресурсов, низкая капитализация банка.

Таким образом, эффективность деятельности ПАО «Банк Кредит Москва» может повыситься за счет улучшения организации работы банка и качества предоставляемых услуг. Качественно новый уровень развития банка предполагает перестройку внутрибанковских процессов, совершенствование построения системы управления, бизнес-планирования, организационной структуры и банковских процедур.

Основная задача менеджмента ПАО «Банк Кредит Москва» – максимизация его прибыли и рыночной стоимости при обеспечении финансовой устойчивости (надежности, ликвидности и платежеспособности). Пути решения данной задачи следующие:

  • в целях достижения сбалансированного уровня ликвидности необходимо уменьшить стоимость наиболее ликвидных активов путем их размещения в доходные активы, а также постоянно контролировать сбалансированность активов и пассивов баланса банка по суммам, срокам, степени ликвидности и востребованности;
  • отслеживание критических показателей финансовой устойчивости;
  • контроль уровня достаточности собственного капитала банка с целью повышения коэффициента степени покрытия собственным капиталом наиболее рискованных активов, что позволит банку не только повысить уровень ликвидного обеспечения работающих активов, но и сохранять положение надежного и стабильного банка;
  • постоянный мониторинг принимаемого уровня рисков;
  • диверсификация вложений банка, что поможет минимизировать уровень банковских рисков;
  • контроль качества кредитного портфеля;
  • разработка и соблюдение системы лимитов, ограничивающих уровень принимаемых рисков;
  • размещение ресурсов по ставкам, обеспечивающим возмещение их стоимости плюс достаточно для содержания и развития банка маржу;
  • искать способы повышения прибыльности банковской деятельности за счет снижения накладных расходов банка.