Файл: Анализ факторов и резервов минимизации переменных и постоянных затрат коммерческого банка (на примере ПАО «Тольяттихимбанк»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, проведенное во второй главе работы исследование позволяет сделать следующие выводы. Общие расходы банка в 2017 г. превысили показатель 2015 г. на 149,59 %, а показатель 2016 г. – на 87,21 %.

Большая часть расходов банка приходится в 2017 г. на расходы по операциям с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями – 37,85 %, что существенно выше показателей двух предыдущих лет (на 28,92 пункта – показателя 2015 г. и на 32,38 пункта – показателя 2016 г.). В 2017 г. отмечается существенный рост удельного веса расходов по операциям с ценными бумагами – на 17,39 пункта относительно уровня 2015 г. и на 18,35 пункта – относительно уровня 2016 г. В то же время существенно снизился удельный вес прочих расходов банка, которые в 2017 г. составили 9,31 % от общей суммы расходов (на 39,15 пункта ниже, чем в 2015 г. и на 38?56 пункта – ниже, чем в 2016 г.).

Прибыль банка в 2017 г. на 43,40 % ниже, чем в 2015 г. и на 74,73 % ниже, чем в 2016 г. За счет роста расходов банка на 2033969 тыс.руб. прибыль банка сократилась на 2033969 тыс.руб.

ГЛАВА 3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ РАСХОДОВ БАНКА

Контроль расходов – важнейшее направление менеджмента коммерческого банка.

Служба внутреннего контроля (СВК) организует свою деятельность в соответствии с принципами Базельского комитета в целях:

  • обеспечения соблюдения всеми сотрудниками банка требований внутренних документов, а также требований российского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ;
  • обеспечения эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности банка при совершении сделок, управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов.

В зависимости от объёма расходов банка должна строиться политика в контролируемой сфере деятель­ности, определяться количественный и профессиональный состав служащих отдела контроля расходов СВК. Необходимо отметить, что рентабельность такого подразделения в СВК за­висит от объёма произведённых банком расходов. Чем крупнее банк, тем больше его затраты на содержание, тем больше акционеры заинтересованы в осуществ­лении независимой экспертизы действий своих ме­неджеров и контроле затрат.

СВК может использовать инфор­мацию, поступающую от контролирующих подразде­лений, созданных внутри департаментов и в то же время обязано проверять их конкретную деятельность. В целях сокращения управленческих расходов и времени на принятие решений, касающихся оформления договоров и прохождения оплаты хозяйственных счетов в банке рационально принять решение об объединении подразделений по проверке неоперационных расходов в «Центрах затрат» и под­разделения внутреннего аудита. Данный принцип изо­бражён на схеме 1.


Подразделение контроля неоперационных расхо­дов создано в СВК ещё и потому, что СВК имеет осо­бый статус в банке, так как действует под непосредст­венным руководством совета директоров и независимо от остальных подразделений, что даёт возможность производить независимую оценку деятельности бан­ка.

Рисунок 1. Принцип объединения подразделений, контролирующих центра затрат и службы внутреннего контроля

Основная цель создания подразделения контроля неоперационных расходов в банке - это сохранение и рациональное использование денежных ресурсов и имущества акционеров. Задача сотрудников СВК заключается в том, чтобы профессионально опре­делить целесообразность затрат, эффективность по­траченных средств, «промониторить» рынок и в случае необходимости дать предложения по снижению расхо­дов. И ни в коем случае не нарушить технологический процесс приобретения товаров и услуг, тем самым оста­новив бизнес или администрирование в банке.

Последующий контроль, предприни­маемый аудиторами, оказывает определённое воз­действие на менеджеров, участвующих в процессе расходования средств. Однако аудиторы не контро­лируют сам процесс и, таким образом, не могут на эта­пе подготовки расходов отследить риски и нарушения, возникающие в процессе приобретения товаров и ус­луг. В банке предлагается осуществлять предварительный контроль. Во многих случаях его не­возможно «оцифровать», то есть точно определить полез­ность участия сотрудника СВК на стадии проработки документов, заключения договоров, оплаты счетов. Однако на многих сотрудников само участие в процессе расходования средств СВК оказывает не­обходимое, положительное для банка воздействие, что отражается на результатах экономии средств все­го предприятия.

Выполнению вышеизложенных задач помогают разработанные следующие направления кон­троля.

1. Контроль при заключении договоров, счетов, заявок, служебных документов на материально-техническое обеспечение, в том числе на приобретение помещений, техники, сооружений, технического и банковского оборудования, вычислительной, информационной и другой оргтехники, средств связи, канцелярских, хозяйственных и бытовых товаров, полиграфической и иной PR-продукции и других товарно-материальных ценностей, согласование условий и сроков поставок и реализации материально-технических ценностей, согласование целесообразности и стоимости заключаемых договоров.


2. Контроль при заключении договоров, счетов, заявок, служебных документов на осуществление различного вида услуг, в том числе на выполнение строительных работ; эксплуатационных работ; хозяйственных услуг; типографских и PR- услуг; контроля услуг, связанных с охраной; согласования условий и сроков поставок услуг; согласования целесообразности и стоимости заключаемых договоров.

3. Осуществление контроля затрат при заключении договоров аренды (в том числе помещений) и лизинг.

4. Контроль за соблюдением подразделениями положений внутренних и внешних документов, регла­ментирующих вопросы хозяйственно-финансовой и материально-технической деятельности.

5. Контроль за наличием основания для включе­ния подразделениями статей расходов в смету содер­жания банка.

6. Контроль за соблюдением тендерным комитетом условий обеспечения конкурентной среды, эффективного использования ресурсов подрядчиками.

Вся работа по обеспечению контроля заканчи­вается рекомендациями по снижению расходов.

Сотрудники СВК, осу­ществляющие контроль за расхо­дами, должны обладать широким кругозором в об­ласти хозяйственной деятельности. Оптимальным считаем наличие в СВК специалистов, работав­ших ранее в подразделениях обеспечения бизнеса, строительных компаниях и профессионалов, разби­рающихся в IT-технологиях.

Существует две оптимальные схемы ознаком­ления с документами (договоры, счета) на этапе их согласования. Веерное ознакомление: перед подписанием до­кумент (в копии) одновременно рассылается всем за­интересованным в предварительном ознакомлении подразделениям банка (рис. 2).

Рисунок 2. Порядок одновременного ознакомления подразделений с документами

Последовательное ознакомление: перед подписа­нием с документом (в копии или оригинале) последо­вательно знакомятся все заинтересованные подраз­деления банка (рис 3).

В банке рационально выбрать схему последователь­ного ознакомления с документами. Последовательное ознакомление позволяет максимально подробно и эф­фективно получать информацию по рассматриваемо­му документу. При этом СВК как контролирую­щий орган банка получает полную историю о процессе рассмотрения документа, что позволяет производить объективный контроль за процессом рассмотрения документов как комплектно, так и поэтапно.

Рисунок 3. Последовательный порядок ознакомления подразделений с документами


Учитывая размеры банка и его затраты на содержание, можно определить, что регуляр­ный контроль счетов осуществляется в том случае, ес­ли сумма по счёту равна или превышает 1 000 долл. США. Такой подход позволяет, не отвлекаясь на мел­кие счета, более детально «мониторить» специали­зированный рынок товаров и услуг и более профес­сионально выдавать рекомендации по сокращению расходов или уменьшения рисков. И в то же время су­ществующая в банке электронная система докумен­тооборота LOTUS NOTES позволяет в случае необхо­димости отследить историю и проконтролировать любой счёт независимо от его суммы. Следует отме­тить, что каждый банк должен сам устанавливать для себя рубеж контроля в зависимости от специфики, объёмов затрат и штатного расписания СВК.

Если у банка большой объём неопе­рационных расходов, немалый штат сотрудников, име­ются объекты недвижимости, слож­ная иерархия управления и если руководство такой компании заинтересовано в сокращении расходов на содержание, в минимизации рисков при сотрудниче­стве с контрагентами, а также в чётком контроле за хо­зяйственной деятельностью, то создание отдела контроля расходов будет являть­ся одним из самых эффективных способов для ре­шения этих задач.

Выводы

В целях совершенствования процессов управления расходами банка рекомендовано создание в банке системы внутреннего контроля расходов. СВК может использовать инфор­мацию, поступающую от контролирующих подразде­лений, созданных внутри департаментов и в то же время обязано проверять их конкретную деятельность. В целях сокращения управленческих расходов и времени на принятие решений, касающихся оформления договоров и прохождения оплаты хозяйственных счетов в банке рационально принять решение об объединении подразделений по проверке расходов в «Центрах затрат» и под­разделения внутреннего аудита.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Расходы коммерческого банка – это затраты, понесенные в процессе осуществления его деятельности; расход – это использование денежных средств на производственную и не производственную деятельность. Группировка расходов банка осуществляется для того, чтобы можно было оценить финансовый результат и уровень прибыльности по каждому из направлений деятельности банка. Расходы коммерческого банка классифицируют следующим образом: операционные расходы; расходы по обеспечению функционирования деятельности банка; прочие расходы.


Управление расходами коммерческого банка направлено на оптимизацию структуры расходов, снижение расходов банка с целью обеспечения приемлемого уровня рентабельности банковских услуг. Управление расходами банка включает планирование и прогнозирование расходов; анализ фактического уровня расходов; разработку мероприятий, направленных на снижение расходов и оптимизацию их структуры.

Проведенный анализ показал, что общие расходы ПАО «Тольяттихимбанк» в 2017 г. превысили показатель 2015 г. на 149,59 %, а показатель 2016 г. – на 87,21 %.

Большая часть расходов банка приходится в 2017 г. на расходы по операциям с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями – 37,85 %, что существенно выше показателей двух предыдущих лет (на 28,92 пункта – показателя 2015 г. и на 32,38 пункта – показателя 2016 г.). В 2017 г. отмечается существенный рост удельного веса расходов по операциям с ценными бумагами – на 17,39 пункта относительно уровня 2015 г. и на 18,35 пункта – относительно уровня 2016 г. В то же время существенно снизился удельный вес прочих расходов банка, которые в 2017 г. составили 9,31 % от общей суммы расходов (на 39,15 пункта ниже, чем в 2015 г. и на 38?56 пункта – ниже, чем в 2016 г.).

Прибыль банка в 2017 г. на 43,40 % ниже, чем в 2015 г. и на 74,73 % ниже, чем в 2016 г. За счет роста расходов банка на 2033969 тыс.руб. прибыль банка сократилась на 2033969 тыс.руб.

В целях совершенствования процессов управления расходами банка рекомендовано создание в банке системы внутреннего контроля расходов. СВК может использовать инфор­мацию, поступающую от контролирующих подразде­лений, созданных внутри департаментов, и в то же время обязано проверять их конкретную деятельность. В целях сокращения управленческих расходов и времени на принятие решений, касающихся оформления договоров и прохождения оплаты хозяйственных счетов в банке рационально принять решение об объединении подразделений по проверке расходов в «Центрах затрат» и под­разделения внутреннего аудита.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Норма, 2017.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Норма, 2017.
  3. Закон Российской Федерации «О Центральном Банке Российской Федерации (Банк России)» с изменениями и доп..
  4. Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» от 03.02.1996 г. / Справочно-поисковая система «Консультант».
  5. Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. - М.: Инфра-М, 2016. – 413 с.
  6. Банковское дело. / Под ред. В.И.Колесникова, Л.П.Кроливецкой. - М.: Инфра-М, 2015. – 312 с.
  7. Банковское дело /Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2016.
  8. Гамидов Г.М. Банковское и кредитное дело.- М.: ЮНИТИ, 2016.
  9. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов/ Под ред. Л.Т. Гиляровской. – СПб: Питер, 2015.
  10. Миркин Я.М. Банковские операции.- М.: Инфра-М, 2015.
  11. Нестерова Т.Н. Банковские операции.- М.: Инфра – М, 2015.
  12. Управление деятельностью коммерческого банка / Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2014.
  13. Жарковская Е.П. Банковское дело. – М.: Омега, 2015.
  14. Ильясов С.М. Управление активами и пассивами банков // Деньги и кредит. - 2014. - № 5. - С.20-26.