Файл: Роль мотивации в поведении предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы заключается в том, что управление мотивацией персонала на сегодняшний день как в России, так и в других странах остается актуальной проблемой. Эффективное управление организацией – один из значимых компонентов развития компании, вопросы материального и морального стимулирования при этом имеют свои положительные и отрицательные стороны.

Использование эффективной мотивационной модели на предприятии свидетельствует о внимательном и бережном отношении руководства к собственным работникам, а, следовательно, и о заботе об их материальном и социальном положении. Имидж любого предприятия или организации определяется надлежащим отношением ко всем членам трудового коллектива. Рыночные формы хозяйствования открывают широкие возможности для практического использования различных методов мотивации работников.

Целью работы является изучение системы мотивации персонала предприятия и разработка рекомендаций по совершенствованию такой системы на строительном предприятии ООО «Новостройка».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • изучить понятие и сущность мотивации персонала;
  • ознакомиться с видами мотивации, их характеристикой;
  • дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Новостройка»;
  • провести анализ системы мотивации на предприятии ООО «Новостройка»;
  • предложить мероприятия по совершенствованию системы мотивации.

Объектом исследования является процесс мотивации труда персонала.

Предмет исследования – особенности мотивации труда персонала на предприятии ООО «Новостройка».

Методологической основой явились системный подход, основные принципы и положения исторического, логического и структурного анализа и синтеза, экономико-статистические методы: сравнения, классификации и группировки, методы аналогии, а также анкетирование и интервьюирование.

Теоретико-методологической основой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых.

Структура работы включает в себя введение, основную часть, которая состоит из трех глав, заключение, список литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Понятие и сущность мотивации персонала


Успешная деятельность организации возможна только в том случае, когда мотивационно-стимулирующие факторы способствуют достижению стратегических и оперативных целей. Их действие распространяется на поведение персонала, профессионально-трудовая деятельность которого является неотъемлемым условием эффективного функционирования организации в современных условиях.

Не существует единого понятия мотивация персонала, каждый автор предлагает свое видение данной категории (таблица 1).

Таблица 1

Обзор понятия «мотивация персонала»

Автор

Трактовка авторского понятия «мотивация персонала»

1

2

Абрамова С.В.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Эффективность мотивации связана с конкретной ситуацией. Мотивы трудовой деятельности в современных условиях являются более сложными и трудными для воздействия, чем в прошлом. Но чтобы их понять, необходимо выяснить природу побудительных мотивов[1].

Баженов С.В.

Понятие «мотивация деятельности» - это свободная, обусловленная внутренними побуждениями деятельность человека, которая направляется на достижение целей, реализацию его интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды[2].

Продолжение таблицы 1

1

2

Овумян М.Н.

Мотивацией труда является стремление человека в удовлетворении своих потребностей (получении определенных благ) с помощью трудовой деятельности. Мотивацией труда является: потребности, которые человек хочет удовлетворить; благо, способное удовлетворить эти потребности; трудовое действие, необходимое для получения благ; цена - расходы материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия[3].

Ветлужских Е.Н.

Под категорией «мотивация труда» наряду с планированием, организацией и контролем часть исследователей понимает самостоятельную функцию управления[4].

Разинькова О.П.

Категорию «мотивация труда» считают составной частью руководства, методом руководства, процессом создания стимулов к труду[5].


Таким образом, под мотивацией понимают возникновение или создание внутренних факторов, которые побуждают выполнять работу. Мотивация срабатывает через самосознание человека и является продуктом психической деятельности.

Общая система мотивации персонала строится на нескольких базовых принципах (рисунок 1).

С помощью мотивации персонала руководители стремятся:

  • повысить эффективность работы отдельного сотрудника и коллективного труда;
  • стимулировать повышение квалификации персонала;
  • удержать постоянный штат сотрудников и исключить «текучку» кадров;
  • обозначить цели и ориентировать персонал на достижение результатов в заданные сроки.

Рисунок 1. Базовые принципы системы мотивации персонала

Сущность мотивации персонала заключается в том, чтобы обеспечить эффективное использование трудового потенциала работников для достижения целей организации, ориентируясь непосредственно на систему их потребностей.

Процесс подбора правильной системы мотивации персонала — сложное и трудоемкое занятие, требующее специальных знаний и глубокого исследования потребностей сотрудников и условий труда. Начать разработку эффективной системы мотивации следует непосредственно с мониторинга рынка труда и изучения ожиданий соискателей[6]. Рынок труда также продиктует нам размер рыночной заработной платы и рамки, в которых мы можем её варьировать. При этом важное значение имеет разносторонний анализ с различных сторон: беседы с сотрудниками в компании, проведение собеседований по вакансиям, изучение сайтов в сети Интернет компаний-конкурентов, проведение заказных исследований.

Сделав обобщенные выводы по практике, работодателю обязательно следует обратиться к теориям мотивации, которых великое множество. Не стоит также недооценивать значение психологических теорий в данном вопросе. Изучение последних поможет избежать некоторых ошибок выбора неправильных способов мотивации посредством выявления закономерностей психологического поведения людей в определенных ситуациях. Ну и сопоставив анализ рынка труда и теоретического материала по вопросам мотивации персонала, необходимо проработать соответствующую кадровую политику предприятия[7] .

Также важно обратить внимание на то, что система мотивации персонала компании должна быть распространена на всех без исключения сотрудников, то есть она должна быть комплексной. Вероятно, что в некоторых сферах возможно применение усиленной мотивации, однако это не означает, что другие сотрудники не нуждаются в ней[8].


Помимо этого, обязательными являются регулярные изменения в системе мотивации персонала, так как трудовая деятельность компании динамична и постоянно развивается. Также не стоит забывать о влиянии изменений ситуаций в стране, в рыночных отношениях и др., что также оказывает влияние на потребности людей[9].

Таким образом, мотивация персонала — это их стимул к работе. Система мотивации персонала должна быть подобрана индивидуально для каждой компании с учетом потребностей и ожиданий ее сотрудников, и в этом случае она будет способствовать успешной трудовой деятельности организации в целом.

1.2. Виды мотивации, их характеристика

Для того чтобы разработать систему мотивации необходимо знание и владение инструментарием этой сферы.

На рисунке 2 представлена классификация методов мотивации персонала.

Сдельная оплата

Почасовая оплата

Премии за рационализацию

Участие в прибылях

Оплата учебы

Выплати за максимальное использование рабочего времени (нет невыходов на работу)

Льготное питание

Доплаты за стаж

Льготное пользование жильем, транспортом и др.

Обогащение труда

Гибкая рабочая графика

Охрана труда

Программа повышения качества труда

Продвижение по службе

Участие в принятии решений на более высоком уровне

не денежные

Экономические (непрямые)

Рисунок 2. Классификация методов мотивации

Применяя эту модель на практике, с использованием других методов, можно помочь руководству предприятия избрать свою систему поддержки мотивации рабочих, дать возможность точно определить влияние своего стиля и методов управления на их мотивацию и результаты работы предприятия в целом.

Например, в теории Баженов С.В. утверждается, что в психике человека есть два параллельных уровни развития - более высокий и более низкий, которые определяют приоритетные и второстепенные потребности человека, которые возникают одновременно. Это значит, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого - невозможно[10].

Помимо приведенной общей классификации методов мотивации на рисунке 2, они еще делаться на индивидуальные и групповые, а также на внешние - вознаграждения, которые приходят извне, и внутренние - вознаграждения, которые предоставляются самим трудом (чувство значимости труда, самоуважения)[11].


В зависимости от стимулов персонала существует два основных вида мотивации: материальная и нематериальная мотивация. Используем знания пирамиды Маслоу, в которой автор разделил все виды человеческих потребностей на несколько уровней[12].

Исходя их потребностей подчиненных, выделим такие виды мотивации (таблица 2).

Таблица 2

Сущность материальной и нематериальной мотивации

Вид

Описание

1

2

3

1

Материальная мотивация

Поощрения выдаются как в денежном эквиваленте (премии, надбавки к зарплате), так и в неденежном виде (оплата путевки в санаторий, выдача подарочных сертификатов).

2

Нематериальная мотивация

Трудовая мотивация

Создание у сотрудников движущих сил поведения, связанных непосредственно с рабочим процессом (улучшение условий труда, изменение рабочего расписания, предоставление дополнительных отгулов и возможности самостоятельно распределять рабочее время)

Продолжение таблицы 2

1

2

3

Статусная мотивация

В некотором роде это психологическая мотивация — сотрудником движет стремление к карьерному росту и выполнению более ответственной работы, а также к всеобщему признанию и высокому неофициальному статусу

Как видно из таблицы, мотивировать сотрудников можно, исходя из любого уровня потребностей.

Существуют еще следующие виды мотивации персонала в организации (таблица 3).

Таблица 3

Классификация видов мотивации персонала в организации

Классификация

Содержание видов мотивации персонала в организации

1

2

Положительная и отрицательная

Если те или иные стимулы для сотрудника положительные, то и мотивация, соответственно, тоже будет положительной. При отрицательных стимулах и вид мотивации – отрицательный.

Когда персонал стремится выполнять свою работу настолько качественно, чтобы гарантированно получить ожидаемое вознаграждение, – это работает позитивное подкрепление. Но существует также и негативное: в его рамках персонал постарается не совершать ошибок в работе, так как это может грозить определенными неприятностями.

Давно известно, что в методе «кнута и пряника» гораздо эффективнее действует вид мотивации персонала посредством «пряника». К сожалению, не всегда удается избежать ситуаций, когда без негативных мер просто-напросто не обойтись. И тут следует помнить одно правило. Если хотите добиться более качественного результата, применять «санкции» к кому-то из персонала лучше с глазу на глаз, нежели при всем коллективе сотрудников.