Файл: Государственная социальная политика поддержки слабозащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования (Особенности осуществления финансовой поддержки слабо защищенных категорий граждан).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- процесс, выражающий денежно-финансовые отношения организации, связанные с покрытием текущих и единовременных финансовых потребностей.

В соответствии с другим подходом авторы (Грязнова А.Г., Родионова В.М., Павлова Л.Н., Карданская Н.Л. и др.) рассматривают финансовое обеспечение как более широкое понятие, составной частью которого является процесс финансирования. [6]

Так, например, «финансовое обеспечение- система мероприятий, организуемых и проводимых с целью своевременного и полного удовлетворения потребности в денежных средствах. Включает в себя: финансовое планирование, финансирование, истребование, получение, хранение, экономное и рациональное расходование денежных средств, бухгалтерский учет и отчетность, финансовый контроль, анализ финансово-экономической деятельности».

Родионова В.М. определяет финансовое обеспечение воспроизводственного процесса как «покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством». [4]

Таким образом, по мнению сторонников данного подхода, финансовое обеспечение представляет собой процесс привлечения и аккумулирования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и государством для их дальнейшего использования с целью покрытия и целевого финансирования затрат.

Мы полагаем, что приведенное определение нуждается в уточнении, так как средства бюджетной системы идут не только на развитие, но и на текущее содержание финансируемых объектов, в число которых следует включить и население, получающее социальные трансферты.

В целом меры социальной поддержки населения представляются:

1) в денежной форме – в виде прямых или косвенных социальных трансфертов.

2) в натуральной форме – путем предоставления бесплатного питания, в том числе детского, специализированного; путевок на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям; организации отдыха и оздоровления детей; одежды, обуви детям; лекарственных средств и изделий медицинского назначения; технических средств реабилитации инвалидов, не входящих в федеральный перечень, проездных билетов, транспортных средств и пр.;

3) в форме услуг – транспортных, медицинских, социальных. [27]

Например, социальная поддержка ветеранов осуществляется путем организации их социального обслуживания, в том числе, на базе многопрофильных учреждений социального обслуживания населения. Социальные услуги семьям с детьми предоставлялись в учреждениях социального обслуживания, в центрах социального обслуживания населения и в отделениях комплексных центров социального обслуживания населения.


4) в форме морального поощрения, с целью ведения здорового образа жизни, заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полном и гармоничном развитии их личности. Меры морального поощрения при этом, как правило, сочетаются с денежным вознаграждением.

Далее рассмотрим формы финансового обеспечения в зависимости от субъекта финансовых отношений.

Государство выделяет бюджетные ассигнования из федерального и субфедерального бюджетов, а также средства из государственных внебюджетных фондов в зависимости от уровня принятия решения, финансируемого объекта, целей и задач.

Для муниципального уровня эта классификация сужается до средств местного бюджета.

На уровне предприятий и организаций могут использоваться, как правило, следующие формы финансирования корпоративных социальных программ:

- частное финансирование (самофинансирование), государственное финансирование в рамках целевых программ, смешанное финансирование в рамках государственно-частного партнерства.

На уровне организаций рыночной инфраструктуры осуществляется государственное и муниципальное финансирование по целевым программам.

Кроме того, может быть также смешанное финансирование в рамках государственно-частного партнерства.

Самостоятельной формой финансирования является благотворительное финансирование. Выявим ее особенности по совокупности указанных признаков.

Источники финансирования для благотворительной формы различаются по составу субъектов, поскольку благотворительную помощь могут оказывать физические лица, предприятия (организации, учреждения), на разовой основе на условиях спонсорства, либо благотворительные фонды, для которых эта деятельность является основной.

Цели финансирования отдельных семей в этом случае являются многозначными и включают в себя как оказание реальной помощь, так и повышение эффективности брендирования организации за счет ее благотворительной помощи, демонстрации социальной ответственности перед обществом, повышение статуса спонсора в глазах общества и связанных с ним политических или экономических выгод.

Для благотворительных фондов и особенно благотворителей - физических лиц цели в этом случае являются исключительно филантропическими.

Объектами финансового обеспечения при благотворительной форме являются либо непосредственно семьи, либо объекты социально-культурной сферы, которым оказывается единовременная или регулярная помощь. Объемы финансирования зависят соответственно от целей, от финансовых возможностей субъекта финансирования, потребностей объектов финансирования. [4]


Для каждой формы финансирования существуют свои особенности, которые определяются:

а) особенностями формы;

б) особенностями объекта финансирования.

Рассмотрим формы финансирования с учетом финансируемых потребностей, выделенных целей, задач, принципов и факторов.

Так, для формы «государственное финансирование социальной поддержки населения»:

1) источниками финансирования являются: федеральный и субфедеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды.

2) цели финансирования могут быть общими и частными. Общие цели финансового обеспечения населения заключаются в повышении уровня жизни населения.

В качестве частных целей могут выступать:

1) финансирование питания, здравоохранения, улучшения жилищных условий, обеспечения культурных потребностей, отдыха и досуга и др.;

2) объемы финансирования определяются: общими и частными целями; размерами выделяемых бюджетных ассигнований, уровнем жизни населения, состоянием экономики страны, региона, муниципальных образований, параметрами стратегии социально-экономического развития территории соответствующего уровня, демографической ситуацией; наличием социальной инфраструктуры и сложившихся механизмов ее финансирования;

3) условия финансирования для рассматриваемой формы финансирования определяются социально-экономическими приоритетами. Как правило, финансирование социальной поддержки населения осуществляется на принципах софинансирования, когда используются как средства людей, так и дополнительно оказывается государственная помощь.

Отдельным финансовым инструментом выступает такие инструменты финансирования как субвенция, определяющая обязательность целевого расходования выделенных средств, и субсидия, выделяемая на условиях софинансирования.

4) продолжительность финансирования определяется:

- целями финансирования;

- установленными законодательно параметрами для финансовой поддержки. В качестве таких параметров могут выступать: доходы семьи, количество детей, возраст детей, среднедушевые доходы в государстве, в регионе, в муниципальном образовании; финансовым потенциалом бюджета соответствующего уровня, внебюджетных фондов; сроками реализации специальных программ и национальных и иных проектов.

Самостоятельной формой финансирования является благотворительное финансирование. Выявим ее особенности по совокупности указанных признаков. [21]

Источники финансирования для благотворительной формы различаются по составу субъектов, поскольку благотворительную помощь могут оказывать физические лица, предприятия (организации, учреждения), на разовой основе на условиях спонсорства, либо благотворительные фонды, для которых эта деятельность является основной.


Цели финансирования социальной поддержки населения в этом случае являются многозначными и включают в себя как оказание реальной помощь, так и повышение эффективности брендирования организации за счет ее благотворительной помощи, демонстрации социальной ответственности перед обществом, повышение статуса спонсора в глазах общества и связанных с ним политических или экономических выгод.

Объектами финансового обеспечения при благотворительной форме являются либо непосредственно семьи, либо объекты социально-культурной сферы, которым оказывается единовременная или регулярная помощь.

Объемы финансирования зависят соответственно от целей, от финансовых возможностей субъекта финансирования, потребностей объектов финансирования.

Условия финансирования при благотворительном финансировании определяются в каждом конкретном случае отдельно благотворителем. Продолжительность финансирования определяется в зависимости от целей, объекта и условий финансирования, болезни или другие тяжелые условия.

Форму «смешанное финансирование» по отношению к социальной поддержки населения, следует, по нашему мнению, рассматривать как самостоятельную форму, поскольку именно в рамках этой формы государство, реализуя концепцию государственно-частного партнерства, привлекает частный бизнес к реализации проектов, в том числе в социальной сфере, на взаимовыгодных условиях.

Финансирование инфраструктуры способствует социально-экономическому развитию страны, однако при этом возникают определенные трудности, наиболее важными из которых являются крупные финансовые риски, а также сложность и неопределенность, присущие крупным инфраструктурным проектам. [4]

Актуальные задачи в области инфраструктуры могут решаться за счет привлечения в процесс инвестирования частного капитала. Сотрудничество государства и частного сектора в реализации конкретных социально-экономических программ инвестиционных проектов может осуществляться в формах взаимодействия, обычно обозначаемых за рубежом термином «Public-Private Partnership» (РРР), а в России дословно переведенным как «государственно-частное партнерство» (далее ГЧП).

По источникам финансирования инструменты (формы) государственно-частного партнерства можно условно разделить на:

- бюджетное инвестирование (федеральные целевые, федеральные адресные инвестиционные программы, особые экономические зоны);

- бюджетное финансирование (сервисные контракты, контракты жизненного цикла);


- частное инвестирование (концессионные соглашения, иные виды инвестиционных соглашений с условиями инвестирования со стороны частного сектора);

- смешанное финансирование (например, инвестиционные соглашения, реализуемые с участием средств Инвестиционного фонда РФ).

Особенностью государственно-частного партнерства в социальной сфере является то, что в ходе реализации должен быть предоставлен законодательно гарантированный минимум социальных услуг населению – в здравоохранении, например, обязательное медицинское страхование и бесплатная медицинская помощь. [7]

Государство в таком случае обязано принять на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта соглашения.

Проведенный анализ подходов к исследованию методов финансирования позволил выделить несколько групп методов финансирования, различающихся:

- по характеру воздействия на объект финансирования – прямые и косвенные методы финансирования;

- по степени возвратности финансовых ресурсов объектом финансирования – безвозмездное, компенсационное, возвратное;

- по степени участия субъекта в финансировании – полное, частичное.

Таким образом, составим обобщенную классификацию методов финансирования (таблица 1).

Таблица 1.

Классификация методов финансирования социальной защиты населения

Классификационный признак

Характеристика

По характеру воздействия

Прямое

Косвенное

По степени возвратности финансовых ресурсов

Безвозмездное

Компенсационное

Возвратное

По степени участия субъекта в финансировании

Полное

Частичное

В структуру бюджетной системы в настоящее время помимо федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов входят государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В этих фондах аккумулируются средства на реализацию важнейших социальных гарантий: пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и т.д. В целом бюджетную систему следует рассматривать как источник, за счет которого осуществляются различные денежные выплаты и производятся государственные услуги. [4]