Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения (бизнес - тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Характеристика современных методов обучения персонала (бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение)

Под методами профессионального обучения персонала подразумевают способы, которыми достигается овладение знаниями, умениями, навыками.

Как правило выделяют:

– обучение на рабочем месте без отрыва от производства. Обычно речь идет о методе усложняющихся заданий, производственном инструктаже, делегировании ответственности и т.д.

– обучение вне рабочего места, подразумевающее прослушивание лекций, участие в деловых играх, конференциях и семинарах и т.д.

Методические возможности повышения эффективности профессионального образования лежат в сфере применения таких способов обучения, как бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение. Рассмотрим ниже каждый из них подробно.

Под бизнес-тренингами подразумевают хорошо спланированные и систематические усилия, которые направлены на модификацию и развитие деловых знаний, умений и навыков способом активного обучения сотрудника в группе. В узком смысле бизнес-тренинг дает профессиональные знания и навыки, благодаря которым человек, пройдя обучение, сможет лучше выполнять работу в целом. В широком смысле бизнес-тренинг является разновидностью социально-психологического тренинга [4].

На сегодняшний день в бизнес-тренингах применяют самые разные методы и техники. В зависимости от направления и задач специалистами выделяются следующие виды бизнес-тренингов:

1) Тренинг профессиональных навыков, по сути своей являющийся переходной формой между активными методами подготовки персонала и его профессиональным обучением. Обычно такие тренинги проводятся специалистами по конкретному виду деятельности с применением психологических технологий.

2) Тренинги эффективных продаж считаются самыми популярными, и спрос на них все возрастает. В условиях рыночных отношениях умение продавать лежит в основе бизнеса. Сюда относится и умение оформить выгодное соглашение, и рекламная политика, и в том числе знание психологии потребителей. Отдельно выделяют тренинг телефонных продаж, как умение вести телефонные переговоры с потенциальным потребителем товаров или услуг [9].

Наиболее близким переводом слова «коучинг» является «развивающее консультирование». Под коучингом как правило подразумевается своеобразное партнерство по развитию, существующее между двумя людьми. В нем бизнес-тренер способствует максимальной реализации потенциала обучающегося. Суть коучинга как одного из методов профессионального обучения состоит в том, что тренер активно участвует в повседневной жизни обучающегося и дает рекомендации по различным вопросам. Задачей профессионального коуча становится помощь клиенту в осознании и реализации важных для него решений. Коучинг используют в наиболее важных направлениях профессиональной подготовки. В ходе такого обучения применяются элементы менеджмента и организационной психологии. При этом коуч не является психотерапевтом, и его цель состоит лишь в передаче собственного опыта, которая осуществляется через упражнения, игры, тесты, задания, различные ситуации [5].


Перечислим главные области, где коучинг как вид профессионального обучения является наиболее полезным:

1) Тактические ситуации, где четкое расставление приоритетов и организация процессов играет самую важную роль;

2) Поведенческие изменения, включающие улучшение коммуникационных навыков, предотвращение конфликтов, усиление способности положительного воздействия;

3) Прояснение истинных ценностей позволяет сотрудникам понять, что на самом деле важно для них и организаций, в которых они работают. Такое осознание помогает более ответственно относиться к своей работе, а также принимать лучшие решения и становиться более эффективными.

4) Верные действия являются положительными результатами коучинга. У сотрудников развивается способность совершать эффективные и правильные действия, он получает навык рационального использования своих талантов в достижении корпоративных задач.

Таким образом, эффективный коучинг на рабочем месте помогает сотрудникам достигать целей, ощущать удовлетворение и радость, от чего в свою очередь выигрывает и организация. Внедрение методов и подходов коучинга в повседневную практику способно продвинуть компанию и ее сотрудников к достижению общих и личных целей.

Наставничество (менторство) как правило используется и применяется в обучении, как линейных сотрудников, так и менеджеров компаний. Этот метод влияет и на успешность адаптации новичков, и в то же время развивает управленческие организационные навыки наставника. Обычно за одним наставником закрепляется один или два подопечных. При этом наставник должен обучать подопечных основным приемам работы, а также помогать в освоении производственных процедур и контролировать текущий результат работы [6].

У применения наставничества как метода повышения эффективности профессионального обучения есть ряд плюсов. Например, процесс адаптации новых сотрудников становится более качественным; растет уровень мотивации опытных специалистов; обеспечивается профессиональный рост сотрудников.

Электронное обучение – это способ профессионального обучения, предполагающий использование телекоммуникационных технологий, позволяющих обучать персонал на расстоянии. Прибегая к дистанционному обучению, сотрудник может самостоятельно организовывать свои занятия. Схема дистанционного обучения как правило такова: сотрудник выбирает интересующую его тему и проходит предварительное тестирование, по результатам которого делается вывод о его текущем уровне знаний. Затем он выполняет ряд уроков по одной тематике и выполняет контрольное тестирование.


Такая форма профессионального обучения требует хорошей технической оснащенности и грамотной проработки материалов. Кроме того за счет дистанционного обучения практически невозможно сформировать поведенческие навыки. Еще одним недостатком являются часто возникающие у сотрудников проблемы с мотивацией. Но у дистанционного обучения есть и преимущества. Благодаря его использованию в учебный процесс может быть вовлечено много сотрудников. Сотрудники меньше отрываются от своих обязанностей, так как имеют возможность выбора удобного времени для занятий, а знания, приобретенные в процессе обучения они могут тут же применить на практике в своей организации [7].

Выводы по главе 1

Таким образом, в ходе работы над этим разделом нами был проведен теоретический анализ литературы и источников, который позволил дать характеристику профессиональному обучению. Благодаря большому количеству источников, можно сделать вывод о высокой степени проработанности данной проблемы. Анализируя и сравнивая подходы зарубежных и отечественных исследователей, мы можем говорить о том, что в целом передовые российские организации активно используют самые современные методы повышения эффективности профессионального образования, однако так дела обстоят далеко не во всех компаниях, и большинству фирм еще есть над чем работать. Итак, нами были теоретические основы процесса профессионально обучения и пути повышения его эффективности. Далее следует проанализировать производственный процесс обучения на примере конкретной организации, для разработки мероприятий по повышению эффективности профессионального образования с использованием современных методических возможностей.

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ООО «АВТОЦЕНТР СИТИ»

2.1 Краткая характеристика организации

В процессе работы над данным исследованием была изучена кадровая служба и производственный процесс обучения персонала ООО «Автоцентр СИТИ».

Группа компаний «Автоцентр Сити» представляет собой успешно и динамично развивающийся автохолдинг. Согласно истории предприятия, первый дилерский центр был открыт в 2001 году. Тогда этот центр получил статус официального дилера автопроизводителя «General Motors». Затем в ходе успешного развития в 2008 году данное предприятие приобрело статус одного из крупнейших официальных дилеров России, после чего был открыт второй салон в районе Каширского шоссе.


На сегодняшний день ООО «Автоцентр Сити» является официальным дилером таких автомобильных брендов, как «Opel», «Chevrolet», «Cadillac», «Volkswagen» и «Hyundai» и представляет собой три современных автоцентра, поддерживающих высокие стандарты компании.

Главный принцип работы организации с момента открытия и на протяжении всего времени развития – это внимательное отношение к клиентам. Девиз компании: «Ваша дорога – главная». Основной своей миссией организация считает создание максимальных удобств для каждого посетителя салона. «Автоцентр СИТИ» стремится создать наиболее комфортные условия при покупке нового автомобиля, посещении сервиса и получении финансовых услуг.

Согласно имеющимся у компании отзывам, клиенты ООО «Автоцентр СИТИ» ценят стабильность и надежность компании. Руководство холдинга изначально стремилось к сбалансированному развитию. Залогом успеха в организации считают инвестирование в развитие новых технологий и сохранение прежних результатов.

ООО «Автоцентр СИТИ» предлагает своим клиентам не только полный спектр ремонтно-диагностических работ, а также и сопутствующие услуги: установку дополнительного оборудования, подменные автомобили, хранение зимней резины и иные сезонные сервисные предложения.

Предлагаемые организацией услуги:

а) обмен подержанного автомобиля на новый с доплатой;

б) аренда автомобилей;

в) кредитование;

г) лизинг;

д) продажа автомобилей;

е) продажа дополнительного фирменного оборудования и аксессуаров;

ж) продажа и установка запасных частей и комплектующих;

з) регистрация в ГИБДД

и) сервисное обслуживание;

к) страхование;

л) тест-драйв.

Полное юридическое наименование компании: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АВТОЦЕНТР СИТИ». Основной вид деятельности (по коду ОКВЭД ред.2): 45.1 – Торговля автотранспортными средствами.

Таблица 1 отображает основные показатели ООО «Автоцентр СИТИ» за 2016-2017 гг.

Таблица 1

Анализ основных показателей ООО «Автоцентр СИТИ» в динамике за два года 2016 – 2017 гг

Показатель

2016

2017

Отклонение 2016 от 2017 (тыс. руб.)

Выручка от реализации услуг (тыс. руб.)

2309550

2135320

-174230

Продолжение таблицы 1

Показатель

2016

2017

Отклонение 2016 от 2017 (тыс. руб.)

Себестоимость услуг (тыс. руб.)

2114360

1957000

-157360

Валовая прибыль (тыс. руб.)

195185

178322

-16863

Управленческие расходы (тыс. руб.)

97074

97846

412

Прибыль от продаж (тыс. руб.)

43977

28842

-15135

Прочие расходы (тыс. руб.)

37505

60737

23232

Чистая прибыль (убыток) (тыс. руб.)

72250

44899

-27351


Рассчитано по: бухгалтерский баланс ООО «Автоцентр СИТИ» за 2016-2017 гг.

Анализ отклонений 2017 от 2016 показал, что выручка от реализации услуг уменьшилась в 2017 году на 174230 тыс. рублей. Себестоимость услуг также уменьшилась на 157360 тыс. рублей. Чистая прибыль в 2016 году составила 72250 тыс. рублей, а в 2017 году 44899 тыс. рублей. Иными словами, мы наблюдаем снижение основных показателей в 2017 году, а также рост управленческих и прочих расходов.

Таким образом, мы наблюдаем организацию, представляющую собой автомобильный холдинг, включающий в себя три филиала и оказывающий широкий спектр услуг: услуги ремонта, мойки автомобилей, услуги шиномонтажа, продажу автозапчастей и проведение технического осмотра автомобилей и т.д. Краткий анализ финансовых показателей показывает общую тенденцию к снижению за последний отчетный год.

2.2. Анализ системы обучения персонала организации

Анализ взаимосвязи обучения персонала и эффективности работы предприятия был проведен путем анкетирования сотрудников ООО «Автоцентр СИТИ», проходивших какое-либо обучение.

Респондентам были представлены следующие вопросы:

1. Оказались ли полезными для Вас знания и умения, приобретенные в процессе обучения при выполнении своих должностных обязанностей?

2. Способствовало ли обучение психологического удовлетворения своей работой?

3. Повысилась ли производительность труда после прохождения обучения?

Было опрошено 100% сотрудников предприятия, после чего проведен анализ полученных результатов.

На первый вопрос 80% респондентов ответили положительно, 20% отозвались отрицательно, считая, что знания и умения, приобретенные в процессе обучения при выполнении должностных обязанностей не принесли им значительной пользы.

Положительные ответы на второй вопрос составили 70%, отрицательные 30%. Соответственно, большая часть сотрудников предприятия считает, что пройденное обучение способствовало росту психологической удовлетворенности своей работой.

Наконец, 80% считают, что обучение способствует заметному повышению эффективности труда, 20% респондентов не заметили существенной разницы.

Исходя из результатов анкетирования, можно сделать заключение о том, что знания и умения, приобретенные в процессе обучения в целом помогают при исполнении своих должностных обязанностей большинству сотрудников исследуемой организации; способствуют психологическому удовлетворению своей работой. Рост психологической удовлетворенности и производительности труда в свою очередь потенциально может привести к увеличению прибыли, если будет проведено повышение эффективности профессионального образования. Работа по организации обучения и повышения квалификации персонала теоретически позволяет несколько снизить сопротивление нововведениям, что в перспективе может создать у сотрудников позитивное к ним отношение. В дальнейшем это может способствовать росту общей производительности.