Файл: Субъекты малого предпринимательства (Общая характеристика субъектов малого предпринимательства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность избранной темы заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства - одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения между различными группами компаний примерно с 70-х гг. прослеживается тенденция к смене лидерства в качественном структурном преобразовании экономической системы, которое все больше переходит от крупных фирм к малому бизнесу. Объясняется это, в первую очередь, принципиальными изменениями в характере современного научно-технического прогресса. Эту тенденцию следовало бы максимально использовать в современной российской экономике, направив материальные, финансовые и организационные усилия государства на ускоренное развитие малого предпринимательства, являющегося массовой базой и интегральным элементом конкурентного рыночного механизма.

Конкуренция является основным условием работы малых и средних предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.

В целом, ведущую роль в национальном хозяйстве играют крупные предприятия, но основное число предприятий представлено малыми и средними предприятиями.

Малые предприятия не являются антиподом крупных предприятий. Они как бы дополняют последние, являясь составной частью всего общественного капитала. Рыночная экономика, и об этом свидетельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и интеграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного пространства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.


Актуальность проблемы обусловила появление множества научных работ, посвященных рассмотрению вопросов малого предпринимательства.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды таких авторов как Гусевой Т.А., Егоровой М.А., Лесковой Ю.Г., Шишкина С.Н. и иных.

Методы исследования: исследование проведено с использованием общенаучного диалектического метода познания, а также частно-научных традиционных методов исследования, принятых в юриспруденции: догматический и формально-логический, метод системного анализа; метод сравнительного анализа. Применение в совокупности этих методов позволило осуществить решение задач, поставленных в курсовой работе.

Объектом работы являются общественные отношения, связанные с правовым статусом субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации по вопросам правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Целью данной работы является исследование малого предпринимательства как субъектов предпринимательской деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить историю развития малого и среднего предпринимательства;

рассмотреть правовые аспекты понятия и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

исследовать государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

охарактеризовать отдельные меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

По своей структуре работа состоит из введения, основной части - двух глав подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Общая характеристика субъектов малого предпринимательства

1.1 Понятие субъекта малого предпринимательства

Конституция РФ не использует дефиницию «малое предпринимательст­во», равно как и понятие организации (юридического лица), оперируя такими терминами, как «учреждение» и «предприятие» (ч. 2, ч. 3 ст. 43), «общест­венное объединение» (ч. 4, ч. 5 ст. 13), религиозные объединения (ч. 2 ст. 14).


Гражданский кодекс РФ также не содержит упоминания о малых пред­приятиях, разграничивая виды юридических лиц в зависимости от прав учре­дителей в отношении юридического лица и его имущества, а также по целям осуществляемой организацией деятельности. Следует отметить, что некото­рыми исследователями в свое время было высказано предложение о необхо­димости дополнения норм Гражданского кодекса РФ новой организационно­правовой формой «малое предприятие»[1].

Представляется необходимым выделить общие и специальные признаки малого предприятия, определяющие основы его правового статуса. К первым относятся такие выработанные доктриной гражданского права сущностные характеристики организации, как:

-организационное единство;

-наличие хозяйственной самостоятельности и обособленного имущества;

-специальная правоспособность;

-возможность создания как в форме некоммерческих организаций (потребительские кооперативы), так и в форме коммерческих организаций (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);

-наличие фирменного наименования, счета в банке и т.д.

Вместе с тем малое предприятие обладает специальными признаками, за­крепленными в ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) и касающимися требований к уставному капиталу, числен­ности работников и размеру выручки.

Так, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельное значение средней численности работ­ников, установленной для малых предприятий. Новшеством Федерального закона № 209-ФЗ является выделение среди категории субъектов малого предпринимательства самостоятельной катего­рии микропредприятий (для них предельно допустимая средняя численность работников составляет 15 человек). Как справедливо отмечается в специаль­ной литературе, факт закрепления в Федеральном законе № 209-ФЗ статуса микропредприятий, малых и средних предприятий говорит о гармонизации законодательства России с законодательством развитых зарубежных стран[2].

Правда, правовой статус микропредприятий не получил надлежащего развития в отраслевом законодательстве, в связи с чем В.А. Семеусов и

А.А. Тюкавкин-Плотников высказывают сомнения по поводу целесообразно­сти выделения этой подгруппы субъектов малого предпринимательства.[3] Однако некоторые исследователи, напротив, полагают необходимым уде­лять микропредпринимательству больше внимания. Так, В. А. Власов предлагает внести изменения в наименование Федерального закона № 209-ФЗ и именовать его как Федеральный закон «О развитии микропредпринимательства, малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[4].


Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что надлежащее, адек­ватное регулирование налогообложения субъектов малого предприниматель­ства невозможно без понимания его природы и сущности. Кроме этого, опре­деление малого предпринимательства (в том числе для целей налогообложе­ния) должно иметь в своей основе результаты проводимых на постоянной основе широкомасштабных статистических наблюдений за состоянием и тен­денциями развития малого предпринимательства.

1.2 Становление и развитие законодательства о субъектах малого предпринимательства в России

За годы реформирования национальной экономики и социальной сферы России в относительно самостоя­тельное направление деятельности органов публич­ной власти выделились меры по становлению, под­держке и развитию малого бизнеса. При этом особое внимание было уделено созданию и совершенствова­нию нормативно-правовой базы малого предпринима­тельства (прежде всего, специального законодатель­ства), где четко прослеживаются несколько этапов. На

1-й этапе (до конца 1994 г.) правовое регулирование малого предпринимательства осуществлялось сохра­няющими юридическую силу нормативно-правовыми актами СССР, указами Президента России и поста­новлениями Правительства Российской Федерации

2-й этап условно завершился принятием в 1995 г. Федерального закона №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В развитие этого специального законо­дательного акта был принят и с начала 1996 г. стал действовать Федеральный закон №222-ФЗ «Об упро­щенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»3. А Пра­вительство России 4 декабря 1995 г. приняло Поста­новление №1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства»4.

Федеральный закон №88-ФЗ определял, какие хо­зяйствующие субъекты могли обладать статусом ма­лого предпринимателя. К ним относились физические лица, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью без образования юридического лица. Что каса­ется предпринимательских организаций, они обладали указанным статусом только при одновременном нали­чии следующих трех условий:


  1. они должны были быть коммерческими организа­циями;
  2. в уставном капитале такой коммерческой органи­зации доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышала 25%, а доля, принадлежавшая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превы­шала 25%;
  3. средняя численность работников в такой коммер­ческой организации за отчетный период не должна была превышать следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно­технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслужи­вании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

3-й этап был, в частности, ознаменован принятием в 2003 г. Федерального закона №129-ФЗ о внесении из­менения и дополнения в статью 7 Федерального зако­на «О защите прав юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей при проведении государствен­ного контроля (надзора)»5, закрепившим исключение из общего правила: в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по кон­тролю может быть проведено не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

3-й (нынешний) этап связан с принятием в 2007 г. специального Федерального закона №209-ФЗ «О раз­витии малого и среднего предпринимательства в Рос-

Основными целями государственной политики в об­ласти развития малого предпринимательства в Рос­сийской Федерации в настоящее время являются:

  1. развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в эконо­мике Российской Федерации;
  2. обеспечение благоприятных условий для их раз­вития;
  3. обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;
  4. оказание им содействия в продвижении произво­димых ими товаров (работ, услуг), результатов интел­лектуальной деятельности на рынок Российской Фе­дерации и рынки иностранных государств;
  5. увеличение общего числа субъектов малого пред­принимательства;
  6. обеспечение занятости населения, развитие само­занятости, увеличение среднего класса;
  7. увеличение доли производимых субъектами мало­го предпринимательства товаров (работ, услуг) в объ­еме валового внутреннего продукта;
  8. увеличение доли их платежей в налоговых дохо­дах федерального бюджета, бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации и местных бюджетов.