Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Понятие «предпринимательская среда» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Организация – это важное понятие в менеджменте. Организация – это деятельность людей, объединенных в группы, которые выполняют определённые действия для достижения установленных единых целей. Каждые организации находятся и функционируют в среде. Любая без исключения организация «живет» только в том случае, если данная среда допускает его существование.

В первой половине ХХ века А. Богданова и Л. фон Берталанфи впервые в своих работах рассмотрели проблему взаимоотношений организаций и среды. Впрочем, в менеджменте значимость внешней среды для организации было осмысленно только в 60-х годах, когда начали появляться кризисные ситуации в экономике. Именно данное положение стало отправной точкой для глубокого применения системного подхода в теории и практики управления, где каждая организация рассматривается как открытая система, которая взаимодействует с внешней средой. Последующее совершенствование этой концепции привело образованию ситуационного подхода, который гласит о том, что метод управления напрямую зависит от определенной ситуации, характеризуемые конкретными внешними переменными.

Внешняя среда – это источник, который питает организации ресурсами, требующиеся для того, что поддержать внутренний потенциал на соответствующем уровне [16]. Для выживания организации необходимо находится в постоянном обмене с внешней средой. Однако ресурсы внешней среды ограниченны, плюс ко всему на них претендуют другие организации, которые также находятся в этой среде. Вследствие этого существует вероятность, что организация не сможет приобрести необходимые ресурсы. А это значит, что ее потенциал может ослабиться и в будущем организацию могут ждать негативные последствия. Стратегическое управление обязано обеспечивать взаимодействие организации и среды, позволяя ей поддерживать свой потенциал на определенном уровне, чтобы обеспечить достижения ее целей, благодаря чему давало бы организации возможность выживать на длительный срок.

Руководство организаций должны иметь фундаментальное понятие не только о внутренней, но и о внешней среде, ее тенденциях, развитие, а также места, которое оно занимает в самой организации. Все это нужно для того, чтобы правильно и четко определить стратегию поведения для организации и реализовать ее. При этом стратегическое управление изучает внешнее изучение для того, чтобы выявить угрозы и возможности, которые организации обязаны брать в расчет при определении целей и для их достижения.


Изначально внешняя среда рассматривалась предопределенные условия деятельности, которые неподконтрольны руководству. Но на сегодняшний день главная точка зрения заключается в том, что для того чтобы выживать и развиваться каждая организация обязана приспосабливаться к внешней среды посредством адаптации внутренней своей структуры и поведения и рынке[1]. Плюс ко всему она должна организовывать внешние условия своей деятельности, непрерывно вскрывать угрозы и вероятные возможности во внешней среде. Именно данные принцип лег в основу стратегического управления, который используется прогрессивными фирмами в условиях огромной неопределенной внешней среды.

Цель курсовой работы – это изучить теоретический материал по внешней и внутренней среде организации, а также проанализировать современные концепции в данном вопросе.

Предмет курсовой работы непосредственно внешняя и внутренняя среда организации.

Данная тема имеет огромную актуальность, ведь современная внутренняя и внешняя среда организаций обладают исключительно высокой степенью сложности, неясности и динамизма. Главное правило в бизнесе и остальных сферах жизнедеятельности – способность приспосабливаться к изменениям. Внутренняя среда – источник жизненной силы организации, внешняя среда - является источник, который питает организацию ресурсами, которые незаменимы для поддержания ее внутреннего потенциала на нужном уровне.

В курсовой работе использовались разработки и методики в области анализа внешней и внутренней среды организации отечественных авторов – И.Н. Герчикова, В.В.Глухов, Г.Я. Гольдштейн и зарубежных – Дж. Грейсон, Г.Сайман, А.А.Томпсон.

Глава 1 Понятие «предпринимательская среда»

Предпринимательская среда – это существование условий и факторов, воздействующие на жизнедеятельность организации и требующие принять управленческие решения, которые направлены на их ликвидацию, или же на приспособление к ним. Среда каждой организации состоит из двух частей[2]:

  1. Внешняя среда, которая разделяется на микросреду ( либо рабочая, либо непосредственно само окружение, либо среда косвенного воздействия) и макросреду ( либо общая, либо деловое окружение, либо среда прямого воздействия).
  2. Внутренняя среда – это хозяйственный организм организации, который включает в себя управленческий механизм, нацеленный на оптимизацию производственно-сбытовой и научно-технической деятельности организации.

Когда мы говорим о внутренней среде, мы подразумеваем всестороннюю структуру организации, которая охватывает все ее производственные предприятия, входящие в организацию независимо от местоположения и сферы деятельности:

  • Финансовые,
  • Страховые,
  • Транспортные
  • Остальные подразделения.

Когда мы говорим о внешней среде, мы подразумеваем все условия и факторы, которые возникают в окружающей среде, независимо от деятельности определенной организации, но которые оказывают или могут оказать влияние на ее жизнеспособность и поэтому требуется принятие управленческих решений.

Тем не менее, набор данных факторов и оценка их влияния на хозяйственную деятельность разные у любой организации. Как правило фирма в процессе управления сама выявляет факторы, и как они могут влиять на результаты сегодня и будущем. В конце исследований организация делает выводы о данных событиях после чего начинается разработка конкретных методов и средств для принятия определенных управленческих решений. Главное, что предварительно выявляют и учитывают факторы внешней среды, которые оказывают влияние на состояние внутренней среды организации. Микроокружение создает единые условия существование фирмы во внешней среде. Именно здесь рассматривают такие факторы как:

  • Политико-правовые;
  • Технико-экономические;
  • Социокультурные;
  • Экологические и другие.

Исследование рабочей среды предполагает анализ составляющих внешнего окружения, с которыми фирма состоит в тесном взаимодействии:

  • Покупатели,
  • Поставщики,
  • Конкуренты,
  • кредиторы,
  • Акционеры[13].

А вот анализ внутренней среды направлен на определение потенциала фирмы, и в основном проводится по таким направлениям как:

  • Маркетинг,
  • Производство,
  • НИОКР,
  • Финансы,
  • Персонал,
  • Структура управления.

Рисунок 1. Среда организации

Управление организациями и внутриорганизационное управление как субъектом рынка – это 2 степени в иерархии управления, которые железно связаны между собой диалектическим единством внутренней и внешней среды организации.

Внешняя среда организации представляет собой нечто заданное, а внутренняя среда – это реакция на внешнюю среду.

Прибыль – это важнейшая цель, которую ставит перед собой каждая организация. Наряду с этим, безусловно, организация обязана одинаково учитывать внутреннюю внешнюю среду.


Глава 2.Анализ внутренней среды

Внутренняя среда фирмы – это ситуационные факторы внутри нее. Когда необходимо менеджер должен изменять и формировать внутреннюю среду фирмы, которая состоит из внутренних переменных. Но чтобы это делать он обязан знать их и уметь и уметь выделять.

Внутренняя переменная – это результат управленческих решений, так как организация представляет собой систему, созданную людьми. Тем не менее, руководители не могут полностью контролировать внутренние переменные. Зачастую внутренние факторы – это «данное», которое руководство обязано преодолеть в своей работе. Управленческий механизм направлен на то, чтобы достичь идеального взаимодействия на всех уровнях управления для особо эффективного успеха в поставленных задачах. Главные переменные в каждой организации, на которые важно обратить вниманию руководству:

  1. Цель – четкое, конечное состояние или ожидаемый результат, которого добивается группа людей, работая воедино. Первостепенная цель работы каждой организации – получение прибыли. Прибыль – это самый существенный показатель фирмы. Гражданский кодекс Российской Федерации закрепил, что важнейшая цель коммерческих предприятий является извлечение прибыли. [17]. Руководство организации разрабатывают цели, которые «спускают» до всех управляющих уровней, которые в свою очередь используют различные методы и средства, чтобы достичь их.
  2. Структура – это определенные взаимоотношения всех управленческих уровней и функциональных областей организации, сконцентрированное на том, чтобы установить четкие взаимосвязи между разрозненными подразделениями предприятия, а также распределить между ними права и ответственность, что позволит особенно эффективно достичь поставленных целей. Именно в структуре создаются такие требования, чтобы совершенствовать систему управления, подбирая определенные принципы управления к каждой организации.
  3. Задача – конкретная работа, серия работ, которая обязана быть выполнена в определенные сроки и четко установленным способом. С ростом масштаба производства задачи организации постоянно усложняются, требуются все больший объем ресурсов, таких как финансовых, трудовых и материальных и других.
  4. Технология,
  5. Люди.

Разнообразие внутренней среды организации можно представить следующими укрупнёнными сферами[3]:


  • Производство;
  • Финансовое управление,
  • Бухгалтерский учет и отчетность,
  • Маркетинг,
  • Материально-техническое снабжение, сокращенно МТС,
  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, сокращенно НИОКР,
  • Общее управление.

Подобное разделение на сферы деятельности носит относительный характер и конкретизируется в производственной и в общей организационной структуре. В нашем случае данные сферы деятельности связаны важнейшими потоками информации в управлении организации. Взаимосвязанность главных внутренних сфер деятельности организации представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Взаимосвязь главных внутренних сфер деятельности организации

Основательный и скрупулезный анализ внутренней среды – это необходимая предпосылка для принятия управленческий решений. Экономическая информация – это четкое обозначение происходящих процессов внутри организации. Если бы не существовало подобной информации, и не проводился бы анализ, то организация не смогла эффективно функционировать и развивать производственно-сбытовую деятельность.

Глава 3.Анализ внешней среды

Одним из существенных инструментов менеджмента является системный подход. Именно он диктует руководству, в первую очередь, искать проблемы, которые возникают на предприятии непосредственно за пределами, то есть во внешней среде. Если задуматься об этом, то на самом деле, большинство внутренних проблем, возникающих на предприятии, вызывают внешние причины, такие как:

  1. Несовершенное законодательство,
  2. Противоречивость экономических процессов,
  3. Ненадежность партнеров,
  4. Недоверчивость клиентов,
  5. Агрессивность конкурентов.

Ценность внешней среды для организации нельзя недооценивать. Собственно она вынуждает искать свое «место» на рынке, помогает определять тактику и стратегию, внутреннюю структуру организации, а также направление его развития.

Внешняя среда – это общность активных хозяйствующих субъектов, а также национальных и межгосударственных институционных структур, общественных, экономических и природных условий, и других внешних факторов и условий, которые действуют в окружении организации и влияют на различные сферы деятельности. Именно от внутренних и внешних факторов зависит внешняя среда организации [5].