Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг (Государственная система стандартизации качества продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Областью социально-экономических отношений, в которой в течение нескольких последних десятилетий существенно усилилось государственное регулирование, является сфера формирования безопасности и качества продукции, технологических процессов и услуг.

Особенностью России является то, что система государственного регулирования безопасности товаров и услуг создавалась в условиях перехода к рыночным социально-экономическим отношениям, ликвидации системы государственного административного управления и планирования, что потребовало принятия принципиально новых законов.

Объективной основой государственного регулирования безопасности товаров и услуг является необходимость защитить человека, его имущество и окружающую природную среду от отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестных производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создать условия для честной конкурентной борьбы.

Усилению государственного регулирования безопасности товаров и услуг способствует современная социально-экономическая обстановка: насыщение спроса, интенсивная конкуренция товаропроизводителей в области качества предлагаемой продукции и услуг, правовое регулирование качества продукции, работ и услуг активная деятельность общественных организаций, защищающих права потребителей, и т.д.

Нормативно-правовое регулирование в области качества продукции осуществляется на всех уровнях власти. Согласно Конституции РФ высшим органом, регулирующим основные направления внутренней политики государства, в том числе и нормативно-правовое регулирование качества продукции является Государство, во главе которого стоит Президент. Эти вопросы также возложены и на исполнительную власть РФ — Правительство РФ.
Государственное регулирование качества продукции, работ и услуг осуществляется через законодательство о качестве, призванное обеспечивать надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг, сооружаемых объектов строительства.
Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному.[1]

В законодательстве закрепляются компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества; показатели качества, обязательные в сфере товарооборота; виды нормативно-технической документации и требования к ней; права сторон по определению условий о качестве в договоре; формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг.


Цель исследования в курсовой работе анализ системы нормативно-правового регулирования качества продукции, работ, услуг.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

- изучение государственной системы правового регулирования качества продукции;

- изучение государственной системы стандартизации качества продукции;

- анализ новых методов оценки качества продукции на государственном уровне.

Объект исследования – вопросы государственного регулирования качества продукции, работ и услуг.

Базой исследования послужили нормы действующего законодательства, а также работы авторов по предпринимательскому праву.

Глава 1. Государственная система регулирования качества продукции

1.1. Основные понятия правового регулирования качества продукции

Столбовая дорога современной цивилизации, всего мирового сообщества - развитие эффективной рыночной экономики при сохранении необходимых государственных рычагов и обеспечении надежной социальной защиты граждан. В современной России формируется социально ориентированная рыночная экономика. Техническое регулирование - неотъемлемая составная часть системы правового регулирования во всех сферах экономической и социальной жизни общества.[2]

Удовлетворение общественных потребностей в продукции высокого качества, отвечающей всем требованиям к ее безопасности, и поддержание надлежащего качества окружающей природной среды - это цель, которая стоит перед Россией, США, странами Западной Европы и всем мировым сообществом. Но идут они к ней как бы с разных исходных позиций. США и страны Западной Европы - от классического капитализма, максимально свободного рынка к регулируемой рыночной экономике, Россия - от социалистической государственной плановой экономики.

Качество продукции, наряду с философским и технико-экономическим, имеет и правовой аспект. В философском понимании качество продукции - это совокупность свойств изделия, характеризующая его сущностную определенность, в силу которой оно является данным, а не иным изделием.[3] В этом смысле каким-то качеством обладает любая, даже самая плохая продукция. Технико-экономическое понятие "качество продукции" охватывает те ее свойства, которые связаны с удовлетворением определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением. Полезность изделия делает ее потребительской стоимостью. Качество конкретной продукции определяется значениями показателей, количественно характеризующих ее свойства. Правовой аспект понятия "качество продукции" заключается в том, что эти показатели закрепляются в нормах, требованиях и правилах обязательного характера. Для этого есть два способа: административно-правовой и гражданско-правовой.


Суть административно-правового способа - принятие органами власти и управления содержащих технико-юридические нормы нормативно-правовых актов, обязательных для хозяйствующих субъектов в соответствии со сферой применения и областью распространения этих актов. При заключении хозяйственных договоров стороны обязаны на них ссылаться и, естественно, соблюдать их предписания. Согласно Закону "О техническом регулировании" государственному нормированию подлежат не все показатели качества продукции, как это было раньше, а только требования к ее безопасности. Потребительские свойства продукции - сфера добровольного технического регулирования в форме добровольных (рекомендательных) стандартов.[4]

Гражданско-правовой способ закрепления требований к качеству продукции, имея в виду ее потребительские свойства, заключается в согласовании между сторонами и указании в договоре добровольного для применения стандарта, требованиям которого продукция должна соответствовать. Ссылка на него в договоре означает, что его требования становятся частью договорных обязательств.[5]

Национальная и планетарная безопасность - одна из проблем, на необходимость решения которой указывалось в материалах девятой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса (Екатеринбург, 2015). Эта безопасность имеет целый ряд составляющих. В их числе - потребительская и экологическая безопасность.

Безопасность продукции. Легальное определение этого понятия дается в Законе "О техническом регулировании": "Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде жизни или здоровью животных и растений" (статья 2).
Техническое регулирование. Это понятие введено в российское законодательство Законом "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).[6] В связи с его принятием был признан утратившим силу действовавший Закон Российской Федерации "О стандартизации" от 10 июня 1993 г. 29 июня 2015[7] г. принят новый Закон "О стандартизации в Российской Федерации".
Необходимо уяснить различие понятий "техническое регулирование" и "стандартизация", разграничить их; это две близкие, взаимосвязанные категории. Техническое регулирование определяется как "правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции..." (ст. 1 Закона "О техническом регулировании").


Стандартизация. В соответствии с Руководством ИСО/МЭК 2:2004[8] стандартизация - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Методы стандартизации универсальны и используются во всех сферах экономической и социальной жизни общества при решении типовых повторяющихся задач для выбора одного или рационального минимума вариантов либо выработки оптимального решения. Поэтому стандартизация как практическая деятельность, присущая человеческому обществу на протяжении всей истории его развития и направленная на упорядочение, нормирование, регламентацию повторяющихся предметов, процессов и отношений, не может иметь ограниченного круга объектов.
Теоретики стандартизации отмечают, что летоисчисление и письменность есть результат применения стандартизации, как и любая классификация, например таблица Менделеева. Мода - результат стандартизации, а изменения в моде являются следствием пересмотра принятых ранее стандартов.[9]
В обиходе мы часто говорим о стандарте красоты, характеристики которого, как и мода, весьма изменчивы. В учебном процессе России при подготовке учебных программ и, соответственно, учебников и пособий руководствуются стандартами образования. В политическом лексиконе современной России часто употребляется такое понятие, как "стандарт демократии". Все это достаточно условно, так же как и выражение о разработке соответствующих лучшим мировым образцам технических регламентов, стандартов, строительных норм и правил и других нормативно-технических документов (НТД), закрепляющих показатели качества продукции, работ, услуг и окружающей среды. Во всех этих случаях говорится об использовании опыта передовых стран, добившихся в определенной сфере наилучших результатов, которые, по мнению российских специалистов, приемлемы и выполнимы в условиях России при нормировании показателей качества перечисленных объектов технического регулирования, совершенствовании государственного управления, политико-правовой системы и др. Стандартизация, как и результаты этой деятельности, т.е. стандарты и другие НТД,[10] могут быть либо обязательными, либо добровольными (рекомендательными). Обязательная стандартизация издавна использовалась как средство нормирования, когда государство считало необходимым установить обязательные технические или иные характеристики свойств, закрепивших, как правило, их количественные показатели. Анализируя государственную систему стандартизации советского периода, автор выделил два аспекта взаимодействия стандартизации и права.[11]


Первый. Право регулирует организацию и проведение работ по стандартизации. Стандартизация - неотъемлемая часть системы управления народным хозяйством и вместе с тем самостоятельная область (отрасль) государственного управления, требующая надлежащего правового регулирования. Соответственно, законодательство о стандартизации - подотрасль административного законодательства.

Второй. Сама стандартизация по своей природе деятельность не только технико-экономическая, но и юридическая, нормотворческая (правотворческая). Стандартизация как средство государственного нормирования требований к качеству продукции - нормативно-правовая основа государственного управления качеством продукции. Результат работы по стандартизации - закрепление в нормативных актах (стандартах и технических условиях) обязательных требований к качеству продукции и иным объектам стандартизации.[12]

Эти выводы основывались на действовавшей государственной системе стандартизации (комплекс стандартов ГСС), предусматривающей исключительно обязательную стандартизацию. Соответственно, нормирование объектов регулирования, включенных в сферу ГСС, осуществлялось в правовой форме обязательных стандартов и других нормативных документов (актов).[13]

Естественно, возникает вопрос, изменилась ли природа стандартизации в современной России, в условиях создания и развития рыночной экономики, когда система обязательной стандартизации предусмотрена только для безопасности качества продукции, работ и услуг, а также окружающей среды? Когда речь идет об утверждаемых государственными органами обязательных технических регламентах на продукцию и стандартах в области экологии, ответ не вызывает сомнения. Это нормативно-правовые акты, по своей природе являющиеся результатом правотворческой деятельности управомоченных на то государственных органов.[14] Что же касается стандартов предприятий и организаций, документов добровольного применения, то и здесь имеет место правотворческая деятельность, но только на уровне предприятия (организации).

Предположим, предприятие на добровольной основе разработало стандарт на продукцию. Он утверждается руководством предприятия и становится локальным, внутренним нормативно-правовым актом, обязательным для исполнения и соблюдения всех его норм, требований и правил подразделениями и службами данного предприятия.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что нормативно-технические документы (акты), содержащие технико-юридические нормы, можно рассматривать как своего рода "техническое законодательство", являющееся неотъемлемой частью системы правового регулирования и средством реализации "традиционного законодательства".[15] С середины 1960-х и до начала 1990-х годов шло экстенсивное развитие обязательной государственной стандартизации. Необходимо отметить два обстоятельства.
Первое. Форма обязательных организационно-методических стандартов широко использовалась в различных сферах жизни общества и на всех уровнях управления: предприятий и отраслей, территориальном, республиканском и общесоюзном. Совершенствование системы государственного управления при помощи организационно-правовой формы стандартов зачастую превращалось в кампанию, стало модой. При этом подчеркивались ее преимущества, заключающиеся в том, что ГСС устанавливала четкий порядок разработки, согласования, утверждения, учета, внедрения и обращения НТД. Действительно, это дало определенные положительные результаты, способствовало улучшению организации работ. Однако кардинальные проблемы экономики не могли быть решены только таким способом. Планово-командная экономическая система зашла в тупик и была неспособна обеспечить потребности общества в продукции ни по количеству, ни по качеству. Более того, в условиях тотального дефицита было уже не до качества. Не могли быть решены должным образом и вопросы экологии.[16]