Файл: Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций (Понятие и признаки иностранных инвестиций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Виды иностранных инвестиций

Наиболее существенное различие между юридической и экономической теорией, на мой взгляд, заключается в понимании видов иностранных инвестиций. Так, исторически сложившееся разнообразие инвестиций в экономическом смысле сводится к трем видам[10]:

  1. Прямые
  2. Портфельные
  3. Прочие

В зависимости от объекта инвестирования прямые иностранные инвестиции традиционно делятся на реальные, финансовые и прочие. Прочие прямые иностранные инвестиции – это остаточная категория, которая не попадает под определение финансовых и реальных прямых инвестиций. Они предоставляются нерезидентом для решения некоторых общих проблем, связанных с производством.

Реальными прямыми иностранными инвестициями являются такие действия, как создание производства, вклад в уставный (скаладочный) капитал юридических лиц оборудования, технической документации, предоставление средств по договору лизинга и некоторые другие.

Финансовые прямые иностранные инвестиции являются вложением капитала главным образом в ценные бумаги, такие как акции и облигации.

Перед тем как привести для сравнения и проанализировать определение прямых иностранных инвестиций, данное в ФЗ «Об иностранных инвестициях», необходимообратиться круководству по платежному балансу и международной инвестиционной позиции Международного Валютного Фонда[11], в соответствии с которым прямые инвестиции – «это категория трансграничных инвестиций, при которой резидент одной страны осуществляет контроль или имеет значительную степень влияния на управление предприятием, являющимся резидентом другой страны». Также необходимо отметить, что приведенное определение прямых иностранных инвестиций тождественно определению, данному в базовом определении прямых иностранных инвестиций ОЭСР[12].

Исходя из вышесказанного можно выделить три основных признака прямых иностранных инвестиций:

Получение инвестором устойчивого влияния;

Долгосрочный характер, что вытекает из предыдущего признака;

Возможность участия в управлении, что также вытекает из первого признака.

В международной практике сложилось, что для получения устойчивого влияния вовсе не обязательно приобретать все активы общества или хотя бы их контрольный пакет: 10% достаточно для получения требуемого уровня контроля над деятельностью юридического лица[13].


В ФЗ «Об иностранных инвестициях» приведено следующее определение прямой иностранной инвестиции: «приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей»[14].

Как видно, в отношении приобретения существенного влияния российский законодатель придерживается сложившейся мировой практики и придерживается позиции, что 10% в уставном (складочном) капитале достаточно для получения такового. Тем не менее, отмечается, на практике доля 10% в уставном (складочном) капитале юридического лица не обязательно дает возможность осуществлять реальное влияние на деятельность этого юридического лица. Только при достаточно большом количестве участников, которые владеют небольшими долями (например, про такие акционерные общества говорят, что их акции «распылены»), инвестор с 10% долей может оказывать реальное влияние на принятие решений[15].

Однако с экономической точки зрения определение, закрепленное в законе, нельзя назвать исчерпывающим. Так, согласно системе национальных счетов (СНС 2008) Организации Объединенных Наций, Европейской комиссии, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка, на основе которой и в соответствии с которыми был принят общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), прямые иностранные инвестиции включают в себя и иные виды. Более того, в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики за 2013 год[16] более чем половиной всех поступлений в виде прямых иностранных инвестиций являются «кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций», а такие зарубежные совладельцы, согласно действующему законодательству, статуса прямого иностранного инвестора не приобретает (если они владеют менее 10% в капитале).


Под портфельными иностранными инвестициями, как правило, понимают приобретение части активов предприятия, которая позволяет нерезиденту извлекать из такого приобретения прибыль, но не контролировать и управлять деятельностью предприятия. Таким образом инвестор не приобретает значительную степень влияния на управление предприятием.

Портфельные иностранные инвестиции – это инвестиции, целью которых служит получение прибыли за счет процентов или дивидендов, при этом инвестор не ставит своей задачей управление предприятием или проектом, в которые вкладываются денежные средства. В экономическом смысле существенным отличием портфельных инвестиций от прямых является их объем. Инструментами портфельных инвестиций могут служить как долговые ценные бумаги, такие как облигации и векселя, так и долевые - акции[17].

Таким образом, можно утверждать, что в экономическом смысле абсолютно четкой разницы между прямыми и портфельными инвестициями просто не существует. Например, лицо, владеющее 10% в уставном капитале отечественного юридического лица может не вмешиваться в управление им. Так, в ряде случаевинвесторы, специализирующиеся на прямых инвестициях, тем не менее могут не вмешиваться в управление предприятием.

Однако в юридическом смысле такую границу можно определить довольно четко – ею является барьер в 10%. Нерезиденты, владеющие 10% и большей долей в уставном (складочном) капитале отечественного юридического лица являются, прямыми иностранными инвесторами. Владеющие долей в меньшем объеме – портфельными иностранными инвесторами.

При этом, согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 2013 год доля портфельных иностранных инвестиций по отношению ко всем иностранным инвестициям составляет менее 1%[18].

К прочим иностранным инвестициям традиционно относят торговые кредиты, кредиты международных организаций, кредиты государств, банковские вклады, финансовый лизинг, ссуды и займы, а также некоторые другие[19]. Прочие инвестиции являются остаточной категорией, так как не попадают под определение прямых или портфельных. Их доля в объеме всех иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации традиционно превышает все остальные виды инвестиций – 84% по состоянию на 2013 год[20].

Попытки классифицировать иностранные инвестиции осуществляются не только учеными-экономистами, но и в юридических исследованиях. Так, например, профессор М.М. Богуславский предлагает следующую классификацию[21]:


  • долевое участие в совместном предприятии, путем создания новых совместных предприятий, а также приобретение доли участия (паев, акции) в существующих предприятиях; участие в приватизации;
  • создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору; создание банков с иностранным участием; приобретение предприятий;
  • создание дочерних предприятий, филиалов, представительств; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами; приобретение государственных ценных бумаг; приобретение ценных бумаг местных юридических лиц; приобретение иных имущественных прав; заключение концессионных договоров;
  • заключение договоров с юридическими лицами и гражданами принимающей страны; осуществление хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах.

В данном контексте необходимо учитывать, что М.М. Богуславский предлагал данную классификацию в 1996 году, то есть до принятия ныне действующего ФЗ «Об иностранных инвестициях». В этой связи заслуживает внимания еще одна классификация, предложенная А.В. Ведерниковым[22]. В ней предлагается классифицировать инвестиции следующим образом:

  • концессия (концессионные соглашения);
  • осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренда (лизинга) оборудования определенной товарной номенклатуры, таможенной стоимостью не менее 1 миллиона рублей в международные лизинговые соглашения;
  • создание иностранных предприятии, уставный капитал которых
  • полностью принадлежит иностранным инвесторам; образование совместных предприятий с участием иностранных
  • инвестиций; иностранный кредит;
  • иностранные инвестиции на безвозмездной основе;
  • инвестиционные соглашения о передаче объектов интеллектуальной
  • собственности; строительство (возведение строительных объектов с инвестиционным
  • капиталом); предоставление консалтинговых и иных услуг;
  • участие иностранных предпринимательских структур в разделе
  • продукции.

А.В. Ведерников также отмечает, что, хотя иностранный кредит рассматривается как вид иностранных инвестиций, «вряд ли такое представление об иностранной инвестиционной деятельности следует считать правильным»[23], и связано это с тем, что инвестиции по своей сути не являются долговым бременем.

На мой взгляд, не со всеми положениями данной классификации можно согласиться. Так, весьма спорным выглядит «отнесение иностранных инвестиций на безвозмездной основе» к инвестициям вообще. Конечно, при формально-юридическом подходе соответствующие безвозмездные действия будут являться иностранными инвестициями. Однако это противоречит самой сущности инвестиций как экономического явления. Тот факт, что безвозмездные действия являются инвестициями, говорит о том, что законодатель не выделил все присущие инвестициям признаки – а именно не указал получение дохода в качестве одного из признаков, ограничившись лишь размытым указанием на «вложение в объекты предпринимательской деятельности».


Также исходя из экономической сущности инвестиций, я не согласен с мнением А.В. Ведерникова, относительного того, что иностранный кредит не является иностранной инвестицией. Кредит, как видно, полностью соответствует признакам, выделяемым экономистами.

М.М. Богуславский и А.В. Ведерников классифицируют инвестиции по формам их осуществления. Данный подход присущ именно правоведам, занимающимся изучением иностранных инвестиций. Их классификации совпадают по ряду существенных моментов – они оба выделяют в качестве формы концессионные соглашения, образование совместных юридических лиц, создание юридических лиц, капитал которых полностью принадлежит иностранным инвесторам и так далее. В то же время различия в них наблюдаются относительно выделения иностранного кредита, иностранных инвестиций на безвозмездной основе, участия в приватизации, приобретения государственных ценных бумаг. На мой взгляд указанные формы целесообразно выделять в качестве вариантов реализации договорной формы осуществления иностранных инвестиций. Формы осуществления иностранных инвестиций и их классификация наиболее подробно будут рассмотрены в главе 4 настоящей работы.

Немаловажным, на мой взгляд, является тот факт, что уже приведенные в данной работе классификации имеют под собой различные основания. Так, основанием для классификации иностранных инвестиций на прямые, портфельные и прочие является характер участия инвестора. А М.М. Богуславский и А.В. Ведерников классифицируют инвестиции, как уже отмечалось, по формам их осуществления. Но указанные классификации не являются исчерпывающими – они не всегда помогают правильно оценить и исчерпывающим образом характеризовать конкретные инвестиции. В этой связи иностранные инвестиции можно классифицировать и таким юридическизначимым образом, как в зависимости от сроков[24]:

Краткосрочные инвестиции - вложения капитала на отрезок времени менее 1 года.

Среднесрочные инвестиции - вложения капитала на период от 1 до 5 лет.

Долгосрочные инвестиции - вложения капитала на срок свыше 5 лет.

В этой связи, необходимо заметить, что многие из краткосрочных инвестиций являются сомнительными. Центральный банк Российской Федерации, в отличие от Федеральной Службы Государственной Статистики, в статистических данных выделяет такую категорию иностранных инвестиций[25]. В 2016 году их объем составил 771 млн. долларов США. К сомнительным инвестициям относятся имеющие признаки фиктивности операции, связанные с торговлей товарами и услугами, с покупкой и продажей ценных бумаг, предоставлением кредитов и переводами средств на собственные счета за рубежом, целью которых является трансграничное перемещение денежных средств. Разумно ли со стороны законодателя не выделять подобные инвестиции в отдельную категорию и предоставлять подобным инвесторам предусмотренные ФЗ «Об иностранных инвестициях» гарантии? На мой взгляд, данный вопрос является актуальным и нуждающимся в детальном анализе.