Файл: Налоговый контроль и налоговые проверки(Понятие и сущность налоговых проверок).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические особенности налогового контроля и налоговых проверок
1.1 Понятие и сущность налоговых проверок
1.2 Понятие, элементы и виды налогового контроля
2. Формы, виды и методы налогового контроля и налоговых проверок
2.2. Формы и методы налогового контроля
3. Основные направления совершенствования налогового контроля и налоговых проверок
Рисунок 1 - Задачи налогового контроля
В качестве объекта налогового контроля может выступать как действие, так и бездействие налогоплательщиков и иных лиц по уплате налогов и сборов. В зависимости от характера контрольных действий или же бездействий определяется объект конкретных мероприятий налогового контроля [20].
В качестве предмета налогового контроля выступает материальный носитель, подвергающийся проверке в ходе контрольных действий.
Относительно обособленными сферами контрольной деятельности являются направления налогового контроля. Они охватывают однородные по своему содержанию действия налогоплательщиков и иных лиц по исполнению возложенных на них обязанностей. К таким направлениям чаще всего относят выявление проблемных категорий налогоплательщиков и контроль своевременности уплаты налогов. Но, не менее важным направлением является контроль правильности исчисления, полноты уплаты налогов и сборов. Предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства, и контроль крупнейших налогоплательщиков, также, являются одними из направлений налогового контроля [14].
В ходе осуществления налогового контроля, контролирующие органы реализуют следующие функции, а именно:
- фискальная (заключается в формировании государственного
денежного фонда);
- контрольная (заключается в контроле правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов);
- стимулирующая (заключается в обеспечении надлежащего
исполнения налогового законодательства).
Классификация налогового контроля по видам приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация налогового контроля по видам
Основание классификации |
Вид контроля |
По субъектам контрольной деятельности |
Налоговые, таможенные органы, органы МВД |
По характеру контролируемых лиц |
Физические, юридические лица |
По объему контрольной деятельности |
Комплексный (касается всех видов налогов), тематический (отдельные виды налогов; отдельные вопросы финансовохозяйственной деятельности) |
По характеру контрольных мероприятий |
Плановый (по плану осуществляется большая часть проверок, при этом предприятия отбираются по определенным критериям), внеплановый (при наличии определенных оснований) |
По времени проведении |
Предварительный (на стадии планирования проверки), текущий (в ходе проверок), последующий (проверки по окончании отчетного периода) |
По полноте охвата объекта контроля |
Сплошной (изучение всех первичных документов и учетных записей), выборочный (проверка всех документов за отдельные периоды или части документов за весь отчетный период) |
По источникам контрольных данных |
Документальный (формальная, логическая, арифметическая проверка документов), фактический (исследование документов, получение объяснений, осмотр помещений), автоматизированный |
По месту проведения |
Камеральный, выездной |
По степени обязанности |
Обязательный (законом устанавливаются случаи, когда проверка должна быть проведена в обязательном порядке), инициативный (со стороны налоговых органов) |
По глубине проверки |
Глубокий, поверхностный |
По периодичности проведения |
Регулярный, систематический, эпизодический |
При рассмотрении налогового контроля выделяются несколько видов контроля. Такие виды рассматриваются в зависимости от субъектов контрольной деятельности, их полномочий, применяемых форм, методов контроля, задач контрольной деятельности, глубины контрольных мероприятий, времени их проведения и многое другое. Но, практически, можно сказать о том, что все виды контроля характеризуются исходя из того или иного элемента налогового контроля и зависят от места и времени его проведения.
Учитывая информацию выше, можно сделать вывод о том, что налоговый контроль является одной из функций государственного управления. А также налоговый контроль представляет собой систему наблюдения за финансово - хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, целью которой является оптимизация для качественного исполнения налогового законодательства.
2. Формы, виды и методы налогового контроля и налоговых проверок
2.1. Виды налоговых проверок
Существует несколько видов налоговых проверок.
Рисунок 2- Виды налоговых проверок
Рассмотрим более подробно каждый вид.
При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.
Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):
- место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
- срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
- период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).
Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов (табл.2).
Таблица 2 – Подвиды выездных налоговых проверок
Подвиды выездных налоговых проверок |
Назначение |
Комплексная |
Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени |
Тематическая |
Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др. Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов |
Целевая |
Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот. Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения |
Контрольная |
Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно. Она может осуществляться только вышестоящей ФНС. Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности |
Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.
Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:
- место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
- длительность проверки – не более 3 месяцев;
- период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).
Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени[9].
Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.
Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):
- как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
- дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
Ее цель:
- проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
- проверить реальность отраженных в учете операций;
- сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).
Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.
С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».
С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:
- собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
- опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).
Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.
Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.
Таким образом, в НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.
Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.
2.2. Формы и методы налогового контроля
С помощью системы органов ФНС России определяются формы и методы налогового контроля. Система органов ФНС устанавливается НК РФ. Налоговый контроль должен производиться должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции. Данное положение указано в Налоговом кодексе РФ [1, ст. 82].
С одной стороны, Налоговый кодекс РФ предусматривает открытый перечень форм налогового контроля. С другой – в качестве самостоятельных форм налогового контроля можно использовать лишь те, которые
установлены законом [1, ст. 1]. Согласно Налоговому кодексу (далее – НК) РФ, налоговый контроль проводится уполномоченными лицами налоговых органов только в тех формах, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах [1, ст. 86]. В случае же, если налоговым органом были применены какие-либо другие формы налогового контроля, которые не предусмотрены законодательством, то это приведет к нарушению прав налогоплательщика. Так же действия налогового органа признаются незаконными, после чего сложившаяся ситуация приведет к отмене соответствующих положений нормативных актов. Примером в подобной ситуации могут послужить материалы служебных разбирательств.
Формы проведения налогового контроля
Налоговые проверки
Проверка данных учета и
отчетности
Другие формы,
предусмотренные НК РФ
Получение объяснений
налогоплательщиков
Осмотр помещений и
территорий, используемых
для извлечения дохода
Рисунок 3 - Формы проведения налогового контроля
Основными формами налогового контроля признаются налоговые проверки.
Налоговая проверка подразумевает ряд проводимых уполномоченными лицами налогового органа операций, с целью выявления в налоговых декларациях и иных документах ошибок, если таковые имеются. В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово хозяйственных операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения [16].
В процессе проведения налоговой проверки (выездная, камеральная) возникает непосредственное взаимодействие представителя налогового органа и налогоплательщика. Но, зачастую, как показывает практика, в ходе проверок, при осуществлении должностных лиц своих прямых обязанностей, возникает не «взаимопонимание», а «столкновение». Именно во избежание подобных ситуаций в НК РФ четко прописана последовательность действий налогового представителя, а также права и обязанности обеих сторон.