Файл: Налоговый контроль и налоговые проверки(Понятие и сущность налоговых проверок).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1 - Задачи налогового контроля

В качестве объекта налогового контроля может выступать как действие, так и бездействие налогоплательщиков и иных лиц по уплате налогов и сборов. В зависимости от характера контрольных действий или же бездействий определяется объект конкретных мероприятий налогового контроля [20].

В качестве предмета налогового контроля выступает материальный носитель, подвергающийся проверке в ходе контрольных действий.

Относительно обособленными сферами контрольной деятельности являются направления налогового контроля. Они охватывают однородные по своему содержанию действия налогоплательщиков и иных лиц по исполнению возложенных на них обязанностей. К таким направлениям чаще всего относят выявление проблемных категорий налогоплательщиков и контроль своевременности уплаты налогов. Но, не менее важным направлением является контроль правильности исчисления, полноты уплаты налогов и сборов. Предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства, и контроль крупнейших налогоплательщиков, также, являются одними из направлений налогового контроля [14].

В ходе осуществления налогового контроля, контролирующие органы реализуют следующие функции, а именно:

  • фискальная (заключается в формировании государственного

денежного фонда);

  • контрольная (заключается в контроле правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов);
  • стимулирующая (заключается в обеспечении надлежащего

исполнения налогового законодательства).

Классификация налогового контроля по видам приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация налогового контроля по видам

Основание классификации

Вид контроля

По субъектам контрольной деятельности

Налоговые, таможенные органы, органы МВД

По характеру

контролируемых лиц

Физические, юридические лица

По объему контрольной деятельности

Комплексный (касается всех видов налогов), тематический (отдельные виды налогов; отдельные вопросы финансовохозяйственной деятельности)

По характеру контрольных мероприятий

Плановый (по плану осуществляется большая часть проверок, при этом предприятия отбираются по определенным критериям), внеплановый (при наличии определенных оснований)

По времени проведении

Предварительный (на стадии планирования проверки), текущий (в ходе проверок), последующий (проверки по окончании отчетного периода)

По полноте охвата

объекта контроля

Сплошной (изучение всех первичных документов и учетных записей), выборочный (проверка всех документов за отдельные периоды или части документов за весь отчетный период)

По источникам

контрольных данных

Документальный (формальная, логическая, арифметическая проверка документов), фактический (исследование документов, получение объяснений, осмотр помещений), автоматизированный

По месту проведения

Камеральный, выездной

По степени обязанности

Обязательный (законом устанавливаются случаи, когда проверка должна быть проведена в обязательном порядке), инициативный (со стороны налоговых органов)

По глубине проверки

Глубокий, поверхностный

По периодичности

проведения

Регулярный, систематический, эпизодический


При рассмотрении налогового контроля выделяются несколько видов контроля. Такие виды рассматриваются в зависимости от субъектов контрольной деятельности, их полномочий, применяемых форм, методов контроля, задач контрольной деятельности, глубины контрольных мероприятий, времени их проведения и многое другое. Но, практически, можно сказать о том, что все виды контроля характеризуются исходя из того или иного элемента налогового контроля и зависят от места и времени его проведения.

Учитывая информацию выше, можно сделать вывод о том, что налоговый контроль является одной из функций государственного управления. А также налоговый контроль представляет собой систему наблюдения за финансово - хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, целью которой является оптимизация для качественного исполнения налогового законодательства.

2. Формы, виды и методы налогового контроля и налоговых проверок

2.1. Виды налоговых проверок

Существует несколько видов налоговых проверок.

Рисунок 2- Виды налоговых проверок

Рассмотрим более подробно каждый вид.

  1. Выездная проверка.

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов (табл.2).


Таблица 2 – Подвиды выездных налоговых проверок

Подвиды выездных налоговых проверок

Назначение

Комплексная

Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

Тематическая

Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Целевая

Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Контрольная

Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

  1. Камеральная проверка.

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев;
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени[9].

  1. Встречная проверка.

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.


Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).

Ее цель:

  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.

Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Таким образом, в НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

2.2. Формы и методы налогового контроля


С помощью системы органов ФНС России определяются формы и методы налогового контроля. Система органов ФНС устанавливается НК РФ. Налоговый контроль должен производиться должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции. Данное положение указано в Налоговом кодексе РФ [1, ст. 82].

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ предусматривает открытый перечень форм налогового контроля. С другой – в качестве самостоятельных форм налогового контроля можно использовать лишь те, которые

установлены законом [1, ст. 1]. Согласно Налоговому кодексу (далее – НК) РФ, налоговый контроль проводится уполномоченными лицами налоговых органов только в тех формах, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах [1, ст. 86]. В случае же, если налоговым органом были применены какие-либо другие формы налогового контроля, которые не предусмотрены законодательством, то это приведет к нарушению прав налогоплательщика. Так же действия налогового органа признаются незаконными, после чего сложившаяся ситуация приведет к отмене соответствующих положений нормативных актов. Примером в подобной ситуации могут послужить материалы служебных разбирательств.

Формы проведения налогового контроля

Налоговые проверки

Проверка данных учета и

отчетности

Другие формы,

предусмотренные НК РФ

Получение объяснений

налогоплательщиков

Осмотр помещений и

территорий, используемых

для извлечения дохода

Рисунок 3 - Формы проведения налогового контроля

Основными формами налогового контроля признаются налоговые проверки.

Налоговая проверка подразумевает ряд проводимых уполномоченными лицами налогового органа операций, с целью выявления в налоговых декларациях и иных документах ошибок, если таковые имеются. В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово хозяйственных операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения [16].

В процессе проведения налоговой проверки (выездная, камеральная) возникает непосредственное взаимодействие представителя налогового органа и налогоплательщика. Но, зачастую, как показывает практика, в ходе проверок, при осуществлении должностных лиц своих прямых обязанностей, возникает не «взаимопонимание», а «столкновение». Именно во избежание подобных ситуаций в НК РФ четко прописана последовательность действий налогового представителя, а также права и обязанности обеих сторон.