Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования в курсовой работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом исследования - механизм реализации финансовой политики России.

Целью курсовой работы является расмртрение основных направлений финансовой политики России на 2019 год и ее оценка в России на состояние 2017-1018гг.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики;

- изучить принципы формирования финансовой политики государства;

- рассмотреть составляющие финансовой политики государства;

- проанализировать современную финансовую политику в России;

Методологической основой работы послужили результаты фундаментальных исследований по данным проблемам авторов, таких как Подъяблонская Л.М., Сенчагов В.К., Поляк Г.Б., материалы периодической печати, Конституция РФ, электронные ресурсы.


При написании курсовой работы использовались следующие методы: метод сравнения, горизонтальный анализ, графический метод и др.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении направлений финансовой политики на 2019 год. Практическая значимость исследования состоит в выявлении проблем финансовой политики и путей их решения в современных условиях.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе рассматривается сущность, цели, задачи, принципы организации финансовой политики, и ее виды. Во второй главе проводится анализ финансовой политики России и ее оценка в 2017-2018 гг., а также представляются основные направления финансовой политики на 2019 год.

1. Теоретические основы финансовой политики и ее задачи

1.1. Сущность и значение финансовой политики

Во все времена главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений, — обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом [5, c.48].

Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность различных общественных потребностей, степень удовлетворения которых зависит, прежде всего, от финансовых возможностей, то есть от имеющихся финансовых ресурсов и от финансового потенциала государства. Поэтому второй главной и непреходящей целью финансовых отношений является такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства.

Финансовая политика — основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой [5, c.48].


Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализацию той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Социальное развитие относится не только к развитию образования, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и к социальной структуре общества. Поэтому финансовая политика не должна быть связана исключительно с экономической политикой.

Политика распространяется на все сферы государства. В зависимости от сферы общественных отношений, являющейся объектом политического влияния, они говорят о внутренней или внешней экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной политике.

Финансовая политика имеет самоуспокоенное самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации государственной политики в любой сфере социальной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Политика, политическое воздействие, политическое руководство сводятся к трем основным элементам:

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

2) разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение [4, c.48].

Следовательно, финансовая политика — это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределении общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами не­прерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.

Реализация финансовой политики обеспечивается комплексом государственных мер, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством своих функций и программ - долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих событий принадлежит правовому регулированию форм и норм финансовых отношений.

Финансовая политика сама по себе не может быть хорошей или плохой. Он оценивается в соответствии с тем, насколько он отвечает интересам общества (или определенной его части) и насколько он способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач [6, c.48].


Чтобы оценить финансовую политику этого правительства и рекомендовать ее корректировку, необходимо, прежде всего, разработать четкую программу социального развития, отражающую интересы всего общества и отдельных групп населения, характеризующую перспективные и близкие задачи, определяющую время и методы их решения. Только при этом условии мы можем разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и ее объективной оценки.

Чем эффективнее финансовая политика, тем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех секторов и групп общества, конкретные исторические условия и особенности жизни.

Точно так же успех политики зависит от качественного развития механизма координации и реализации интересов различных слоев общества и объективных возможностей, доступных для государства, т.е. сказать механизм для сознательного использования полных, иногда даже противоположных факторов. влиять на ход реализации финансовой политики с учетом эволюции социальной структуры общества, состояния общественного сознания и психологии.

Финансовая политика должна быть направлена ​​на максимизацию финансовых ресурсов, поскольку они образуют материальную основу для любых преобразований. Поэтому для определения и формирования финансовой политики требуется достоверная информация о финансовом положении государства. В правовой демократии финансовая статистика должна быть обнародована; Финансовая отчетность также должна быть регулярной, своевременной, доступной и, прежде всего, надежной [5, c.48].

Содержание финансовой политики и ее основные направления зависят от уровня развития науки в области роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использование отдельных инструментов для реализации финансовой политики, т. Е. Конкретных форм организации финансовых отношений.

Основные направления теории буржуазных финансов А. Смит (1723–1780) и Д. Рикардо (1772–1823), а также английский экономист Дж. Кейнс (1883–1946) определили основные направления финансовой теории о роли государства в развитии капиталистического общества в 20-м веке. и их сторонники.

Концепции основателей классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо сводятся к отсутствию вмешательства государства в экономику, поддержанию свободной конкуренции и отнесению рыночных механизмов к главной роли регулирования экономической жизни общества. Согласно этим принципам, фискальная политика до конца 1920-х годов была направлена ​​на сокращение государственных расходов и налогов, а также обеспечение сбалансированного (сбалансированного) государственного бюджета. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений обеспечивала реализацию государственной функции за счет финансирования из бюджета, главным образом, военных расходов, управления, обслуживания и погашения задолженности. Доходы бюджета были получены в основном за счет косвенных налогов [4, c.48].


Конец 20-х годов 20-го века. Кейнсианская теоретическая концепция возобладала и обосновывала необходимость усиления роли государства в экономическом развитии путем вмешательства и регулирования циклической эволюции репродуктивного процесса.

Основным инструментом для реализации этой налогово-бюджетной политики были государственные расходы на создание новых рабочих мест, которые помогли решить одновременно несколько экономических и социальных проблем: увеличение занятости и сокращение безработицы, повышение предпринимательской активности и создание дополнительного спроса, увеличение национального дохода и, таким образом, большие возможности финансировать социальные нужды.

Государственное вмешательство привело к увеличению расходов государственного бюджета и сопровождалось финансовыми мерами, призванными обеспечить необходимый рост государственных доходов. Основным источником роста выручки был налог на прибыль, который рассчитывался с использованием прогрессивных налоговых ставок. Эта налоговая система усилила роль государства в перераспределении национального дохода [6, c.48].

Разница между этими двумя теоретическими концепциями в области финансов обусловлена ​​главным образом различной оценкой дефицита бюджета. Когда первая концепция основывалась на необходимости создания и исполнения бюджета без дефицита, вторая концепция предусматривала дефицит бюджета и отводила дефициту бюджета активную роль в стимулировании экономического роста.

И действительно, в 30–60-е годы ХХ века. Так называемая кейнсианская финансовая политика в западных странах была эффективной. С расширением государственного вмешательства в экономику и усилением регулирующей функции государства организация финансовых отношений стала более сложной. Политика финансирования дефицита государственных расходов предопределила развитие государственного кредита. Более широкая привлекательность долгосрочного и среднесрочного кредитования ведет к развитию рынка кредитования и превращению его во второй по важности источник государственных финансовых ресурсов. В результате роль финансов в перераспределении национального дохода усиливается.

В 1970-х годах характеристики финансовой политики определяются неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не оставляла регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. Фактически, степень государственного вмешательства не уменьшалась, а усиливалась, потому что это вмешательство стало осуществляться не только непосредственно доходами или расходами государственного бюджета, но также регулированием валюты, обменного курса, рынка займов и ценных бумаг. В результате расширилась сфера влияния государства и усилилась его роль в избыточном капитале, что повлияло на факторы структурной перестройки и социального развития [4, c.48].