Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В своём развитии финансовая политика, в России в ХХв., эволюционировала от финансовой централизации в советское время, до финансовой политики государства с рыночной экономикой, сходной с распространённой по всему миру среди развитых государств. Я думаю, это произошло не столько в силу субъективных причин (т.е. ошибок руководства страны), сколько в силу объективных причин развития экономики и международных связей страны.

В настоящее время большое значение приобретает международная финансовая политика она, как правило, направлена на развитие производительных сил страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, то­варов, рабочей силы и капитала.

Особенно большое значение в настоящее время приобретает финансовая политика международных финансовых организаций.

Международная финансовая политика приобретает такое большое значение, поскольку, взаимодействие внутренней и внешней финансовая политики государства решает одну главную задачу — обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

Глава ㅤ2. ㅤАнализ финансовой политики РФ в современных условиях

2.1. ㅤОценка финансовой политики в России в 2018 гг

Финансовая политика страны является важной составляющей экономической политики. Для того, чтобы экономика развивалась эффективно, необходимо поддерживать сбалансированность финансовой политики. От того насколько грамотно будет построена финансовая политика зависят темпы развития как определенных отраслей, таких как промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт, так и экономики в целом.

Финансовая политика государства включает в себя фискальную политику, а также инвестиционную политику и социальную политику. Бюджетная политика играет основополагающую роль в составлении финансовой политики, что влияет на формирование финансовой базы для развития государства. Бюджетная политика основывается на стратегических целях развития страны, сформулированных в указах Президента Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, а также основных положениях бюджетной коммуникации Президента Российской Федерации по бюджетной политике.


Сократились темпы роста мировой экономики. Внешние источники никак не могут увеличить возможности доходной части федерального бюджета. В связи с этим, проект федерального бюджета будет складываться в условиях снижения прогнозируемых доходов.

В таких условиях бюджетная политика России направлена на решение следующих основных задач:

• обеспечение сбалансированности в долгосрочной перспективе при учете того, что будет обязательное исполнение всех обязательств государства и выполнение задач, представленных в указах Президента РФ;

• оптимизация структуры расходов федерального бюджета (выявление резервов и перераспределение в пользу приоритетных направлений и проектов);

• развитие программно-целевых методов управления (базой для планирования бюджета должны стать программы, проводимые государством);

• обеспечение сбалансированности пенсионной системы;

• развитие налоговой системы России и повышение ее конкурентоспособности.

В связи с целями налоговой политики необходимо признать, что налоговая политика не может функционировать отдельно от налоговой политики. Цели Правительства Российской Федерации в области налоговой политики направлены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, которая будет способствовать стабильности бюджета в среднесрочной перспективе. Основными приоритетами налоговой политики являются поддержка инвестиций, а также стимулирование деятельности в сфере инноваций. Также необходимо сохранить размер налоговой нагрузки для различных секторов экономики, где достигнут ее оптимальный уровень, с учетом ранее заявленных требований к стабильности бюджетной системы России.

Мировой кризис оказал крайне негативное влияние на экономику России, также указал, какие имеются слабые стороны финансовой системы государства. Главными последствиями кризиса стали высокий уровень безработицы, инфляции, темпы падения экономических показателей. В особенности сократился уровень ВВП, произошло значительное падение курса рубля по отношению к доллару и евро, выросли процентные ставки по кредитам и займам.

В целях снижения угроз неустойчивости и несбалансированности федерального бюджета бюджетной системы РФ осуществилась подготовка основных направлений бюджетной политики проводимая на основе реалистичного варианта экономического прогноза. Этот подход не только позволяет увеличить точность планирования бюджета на долгосрочную перспективу, также спрогнозировать часть рисков, которые образуются в соответствии с тем, что принимаются определенные дополнительные обязательства по расходам.


Фискальная политика направлена ​​на сокращение нефтегазового дефицита федерального бюджета. Кроме того, также необходимо обеспечить в рамках установленных бюджетных параметров механизмы, способствующие возможному перераспределению ресурсов, необходимых для осуществления определенных дополнительных мер по поддержке различных секторов экономики, социальных секторов и экономики. рынок труда в случае обострения мирового кризиса. Новация бюджета за последние 3 года, а именно выполнение его расчета по новым фискальным правилам, которые помогут решить проблему максимального снижения денежной зависимости от колебаний цен на энергоносители и сделают все его Можно повысить точность прогнозов доходов и долгосрочных расходов.

У России есть доходы от нефтегазового сектора, которые очень нестабильны. В основном они складываются в налоги на налоги и экспортные пошлины, установленные государством. Следует отметить, что они в большей степени зависят от цен на нефть. Эта изменчивость создает угрозу стабильному исполнению бюджетных расходов. Таким образом, введение бюджетных правил расширит возможности для улучшения стабильности и сбалансированности бюджетной системы страны, значительно уменьшит зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической ситуации, начнет процесс сокращения дефицита нефти и газа и уменьшит дефицит федерального бюджета.

В современном этапе также появляется явление в сфере государственных финансов, которое предполагает начать использовать финансовые отношения для того, чтобы повысить устойчивость национальных финансов и национальной экономики в целом. Целями стабилизационной финансовой политики считается осуществление процессов по сглаживанию колебаний, которые обусловлены колебаниями конъектуры и другими факторами.

В данный момент возникает необходимость расширения границ стабилизационной финансовой политики, которая должна быть не только направлена на то, чтобы повысить уровень устойчивости экономического развития страны вследствие сглаживание внешних и внутренних шоков экономики, но и осуществлять воздействие на распределение и перераспределение процессов, возникающих в обществе.

На современном этапе экономика России функционирует в стагнационных условиях. Но экспертами прогнозируется и рецессия, но эти прогнозы неоднозначны. Продолжается замедление экономики России, причем экономическая обстановка в стране ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. По оценке Минэкономразвития России прирост ВВП в I квартале составил 0,8 %, реальные располагаемые денежные доходы снизились на 2,4 % доля инвестиций сократились на 4,8 %, по сравнению с аналогичным периодом.


Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина озвучила прогноз уровня инфляции, который составил 5 %. Уже в сентябре уровень инфляции в годовом выражении составил 8 %. Инфляционный рост связан с тем, что происходит девальвации рубля и введены запреты на импорт мяса из стран ЕС. В июне уровень инфляции составлял 7,5 %. В августе произошло ускорение роста цен, когда Россия ввела запрет на импорт продуктов из стран, поддержавших санкции против неё. Банк России решил поднять ключевую ставку до 8 % для того, чтобы снизить инфляцию. Эксперты полагают, инфляция в России значительно превосходит уровень инфляции в Европе. Совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку на 150 базисных пунктов — с 8 % до 9,5 %, что выше ожиданий рынка. Данная величина ключевой ставки должна снизить инфляцию и привести к укреплению национальной валюты.

Эксперты считают, что снижение курса рубля связано с внутренними, а не внешними причинами. В основном это связано с тем, что Центробанк России активно отзывал лицензии у частных банков - такая процедура была проведена для 20 финансовых учреждений. По данным Минфина, шоковый эффект от санкций составил 2% ВВП. Прогнозы на будущее также неутешительны: если санкции не будут отменены, негативные показатели роста ВВП могут подождать Россию. Кроме того, текущая ситуация в российской экономике в целом влияет на падение национальной валюты Российской Федерации. Западные санкции ограничили возможности внутренних организаций и банков заимствовать средства на международных рынках, то есть предложение на долларовом рынке сократилось. Спрос на доллар в сентябре был особенно высоким, потому что в то время российским компаниям приходилось погашать валютные кредиты. В результате возникла нехватка доллара, что означает, что валюта становится дороже.

Однако санкции, которые касаются не только определенных компаний или лиц, но и экономики России целом, способны в большей степени ослабить эту экономику. Они просто драматически ограничат доступ страны к западным рынкам капиталов и новым западным технологиям, двум вещам, в которых Россия нуждается больше всего, чтобы обеспечить рост собственной экономики.

Таким образом, обесценивание рубля, рост цен на товары и услуги, рост инфляции и нерациональные методы воздействия ЦБ на экономику приводят к еще большему спаду, чем иностранные санкции. Хотя они ограничивают российскую экономику зарубежными инновациями и технологиями, существуют плюсы и санкции - отечественные производители создают и улучшают производство за счет увеличения производственных мощностей. Они дали толчок развитию российской промышленности, как промышленности, так и других отраслей экономики.


На текущем этапе развития происходит процесс по изучению и корректировке направлений финансовой политики является одной из главных задач, которые осуществляются в России. И для того чтобы более точно отражать сложившуюся ситуацию в стране необходимо осуществить прогноз ближайших событий и сформулировать комплекс мероприятий, которые будут направлены на среднесрочную перспективу.

Современная финансовая политика России направлена на формированиефинансовой базы для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному, социально ориентированному типу развития экономики, создание необходимых предпосылок для подержания высоких темпов экономического роста в долгосрочном периоде, повышения уровня благосостояния населения и экономической стабильности.

2.2 ㅤОсновные направления финансовой политики России на 2019 год

ㅤПриняты «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов» (одобрено Советом директоров Банка России 26.10.2018).

В среднесрочной перспективе значимое влияние на российскую экономику продолжит оказывать конъюнктура мирового рынка энергоносителей: Банком России разработаны сценарии макроэкономического развития на период 2019 — 2021 годы

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики являются программным документом для Банка России на среднесрочную перспективу. Это документ, где Банк России объявляет обществу свои цели в области денежно-кредитной политики, сообщает, на основе каких принципов и подходов она проводится, где дается взгляд на будущие внешние и внутренние условия развития экономики и инфляционных процессов, среднесрочный прогноз основных макроэкономических показателей.

В Основных направлениях рассматриваются два основных сценария среднесрочного прогноза развития экономики: базовый и с неизменными ценами на нефть.

В базовом сценарии Банк России, сохраняя консервативный подход к формированию предпосылок и опираясь на оценки наиболее вероятного варианта развития событий, закладывает устойчивый экономический рост в странах — торговых партнерах, постепенную нормализацию денежно-кредитной политики в развитых экономиках и плавное снижение цен на нефть с текущего уровня свыше 70 долл. США за баррель до 55 долл. США за баррель в 2020 — 2021 годах.