Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время финансовая политика развитых капиталистических государств находится под влиянием современных теорий, которые на самом деле являются конвергенцией двух систем регулирования, и отдельные государства используют различные элементы кейнсианской и неокейнсианской системы государственного регулирования. В узком смысле социальная сфера охватывает только незащищенные слои населения и обслуживающие их учреждения: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные семьи, инвалиды, а также учреждения социальной защиты и социального обеспечения (включая социальное страхование), как местные, так и местные. и федеральный. Во втором смысле социальная сфера охватывает не все население, а лишь его часть, как правило, самые бедные слои населения.

Сферы общества можно расположить на плоскости так, чтобы они все были равны друг другу, то есть одному и тому же горизонтальному уровню. Но они также могут быть построены в вертикальном порядке путем определения для каждой своей роли, в отличие от других, их функции или роли в обществе.

Таким образом, экономика выполняет функцию получения средств к существованию и является основой общества. Политическая сфера всегда играла роль надстройки управления обществом и социальной сферы, которая описывает социально-демографический и профессиональный состав населения, совокупность отношений между большими группами населения, пронизывает всю пирамиду общества. Духовная сфера общества, духовная жизнь людей, имеет одинаковую универсальную или трансверсальную природу. Это влияет на все этажи общества.

1.2 Современная финансовая политика государства

Государственная финансовая политика — понятие многопла­новое. И если в целом ее сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапах развития общества теоретических концепций, дифференциация ее по элементам стоимостных отношений зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев [6, c.48].

Как правило, в составе финансовой политики выделяют, как относительно само­стоятельные , бюджетную и кредитно-денежную политику.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

- источников формирования доходов государственного бюд­жета;


- приоритетных направлений расходов бюджета;

- допустимых пределов разбалансированности бюджета;

- источников финансирования бюджетного дефицита;

- принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы [5, c.48].

В свою очередь, налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом и бюджетная федеральная политика приобретают относительную независимость как часть бюджетной политики. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размер их ставок, льготы и санкции для каждого вида налога. В то же время устанавливается мера конфискации или ориентация стимулов как для налоговой системы в целом, так и для индивидуального налога.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи), через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставки рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО—ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов [6, c.48].

В денежно-кредитной политике относительная независимость приобретается политикой выпуска, ценовой политикой, денежно-кредитной политикой, кредитной политикой - и в этом, в свою очередь, например, процентной политикой и инвестиционной политикой. Следует отметить, что, хотя в практике бюджетных отчетов инвестиции предназначены для финансирования роста и модернизации основных средств, в банковской практике под инвестициями понимается формирование портфеля ценных бумаг.

Вопрос о включении денежно-кредитной политики в состав финансовой политики не является бесспорным, но их взаимосвязь и взаимозависимость неоспоримы. Правильность включения в финансовую политику вместе с бюджетной и монетарной политикой подтверждается анализом причин текущего финансового кризиса как в Российской Федерации, так и в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, начавшихся с рыночного кризиса финансовые, в сферу действия которых входят денежные операции [4, c.48].


Многочисленные правительственные программы по преодолению финансового кризиса в России в течение нескольких лет, в том числе антикризисные предложения по преодолению кризиса осенью 1998 года, также говорят о взаимосвязи и взаимозависимости фискальной и монетарной политики и монетарного объединения в одну финансовую единицу. разработан Центральным банком и Министерством финансов Российской Федерации.

Возрастающее значение в конце XX в. приобретает международную финансовую политику. Он основан на управлении денежно-кредитными, финансово-кредитными отношениями в области международных отношений, связанных как с международным разделением труда, так и с формированием и погашением государственного долга, а также с участием в деятельности международных организаций, включая международные финансовые организаций.

Финансовая политика международных финансовых организаций, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и другие (например, Лондонский клуб кредиторов, Парижский клуб) в настоящее время имеют большое значение. кредиторы).

В целом международная финансовая политика государств направлена ​​на развитие производительных сил своей страны. В результате каждое государство пытается занять свое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала [5, c.48].

Государство защищает свои интересы посредством таможенной и валютной политики, характеристики которой определяются степенью заинтересованности государства в увеличении или уменьшении его экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или особая таможенная процедура. Основной целью таможенной и валютной политики является поддержание и увеличение валютных резервов государства.

Государство защищает свои интересы и способствует росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, формируя финансовые средства этих организаций и финансируя совместные программы [4, c.48].

Финансовая политика международных финансовых органов направлена ​​на оказание финансовой помощи государствам, сталкивающимся с финансовым кризисом или испытывающим финансовые трудности. Помощь обычно предоставляется в форме займов или в форме реструктуризации существующего внешнего государственного долга.

Помощь международных финансовых организаций не является бесплатной и сопровождается рядом экономических или политических условий, которые не всегда выгодны для страны-заемщика.


В период эволюционного развития общественной жизни и стабильной государственной системы внутренняя и внешняя финансовая политика государства решают главную проблему - обеспечение сохранения и укрепления существующей государственной системы связей с общественностью.

В период революционных изменений политические силы, заинтересованные в изменении существующей системы, проводят политику, направленную на разрушение существующей системы и формирование новой системы общественных отношений. Трудно переоценить роль финансовой политики в критические периоды жизни общества, поскольку в первую очередь происходит радикальное перераспределение общественного богатства, и финансовая система перестраивается [6, c.48].

1.3 ㅤОсновные этапы финансовой политики России

Различают несколько этапов финансовой политики России.

На первом этапе финансовая политика России была сходна с типами финансовой политики , распространёнными в других странах. Этот этап длился до 1917г., поскольку в этом году Россия стала советским государством и на протяжении десятилетий в нашей стране проводилась планово-директивная финансовая политика. Данная финансовая политика формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса (1818—1881) и В.И. Ленина (1870—1924).

Марксистско-ленинская теория о сущности и функциях социалистического государства предопределяла главный принцип финансовой политики советского государства — финансовую централизацию [5, c.48].

Финансовая централизация, которая предусматривает не только концентрацию подавляющего большинства финансовых ресурсов в распоряжении государства, но и монополию государства на организацию финансовых отношений, стала необходимой, поскольку функции Развились настолько, что их функции стали экономическими, организационными, культурными и образовательными.

Советское государство полностью финансировало нужды экономики и социальной сферы из бюджета. Роль государства в развитии общества значительно возросла, поскольку она непосредственно направляет все сферы общественной деятельности через разработанные государством планы экономического и социального развития. Это было связано с передачей частной формы собственности (государственному) государству. В результате государство перешло от фискальной формы перераспределения национального дохода к его прямому распределению в сфере производства и его перераспределению через государственный бюджет [8, c.48].


Финансовая централизация выражалась и в том, что государство непосредственно и монопольно стало регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения.

Таким образом, все стоимостные элементы системы управления фактически объединились в одну административно-командную систему управления всем производственным процессом.

Такая финансовая политика гарантировала переход от одной системы общественных отношений к другой, совершенно новой для истории человечества системе общественных отношений, и решение социально-экономических проблем, встающих перед советским государством на различных этапах его существования [4, c.48].

Это было довольно эффективно, потому что, несмотря на чрезвычайно сложное финансовое положение, унаследованное от царской России, гражданской войны и иностранной военной интервенции, Советскому государству удалось создать достаточно мощный экономический потенциал до войны с фашистской Германией и выиграть этот относительно короткий срок. восстановить разрушенную войной национальную экономику.

В послевоенные годы финансовая политика Советского государства была направлена ​​на оказание финансовой поддержки конкуренции с западными странами и, прежде всего, с США в гонке вооружений и освоении космоса.

Одновременно оказывалась значительная финансовая помощь странам социалистического лагеря:

1) для обеспечения социалистической ориентации в их развитии;

2) для превращения их в промышленно развитые страны;

3) для формирования сильных военных союзников, в общем, для укрепления своей обороноспособности [6, c.48].

Для достижения этой цели требовалось ускоренное развитие сырьевой базы и, прежде всего, добычи нефти и газа. Разработка новых месторождений требовала огромных финансовых ресурсов, так как нужно было не только разрабатывать новые районы, рабочие должны были перемещаться в эти районы, но также должны были быть построены нефте- и газопроводы.

Хотя цены на нефть и газ были высокими на международном рынке, их экспорт частично компенсировал их расходы. Тем не менее реализация фискальной политики требовала соответствующего перераспределения национального дохода. В результате в стране была создана односторонняя экономика с гипертрофированным военно-промышленным комплексом [9, c.48].

Послевоенная фискальная политика и меры по ее реализации не могут считаться неэффективными с точки зрения целей государства. Другое - государственные программы объявили курс на повышение благосостояния населения, размер которого зависит от уровня заработной платы и уровня развития сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, а также гражданского строительства и отраслей, производящих предметы потребления.