Файл: Понятие и значение приватизации(Общая характеристика приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- региональные и национальные естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляет коллегия представителей государства (РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и др.); 

- акционерные общества, подлежащие реструктуризации в интересах формирования конкурентной среды (АО контролируются путем закрепления в собственности государства контрольного пакета акций или "золотой акции"); 

- АО, акции которых могут быть переданы в холдинги с сохранением у государства "золотой акции"; 

- АО, пакеты акций которых могут быть переданы в управление субъектом Федерации; 

- все остальные АО, акции которых могут быть проданы или выставлены на конкурсы по доверительному управлению. 

При определении эффективности частной формы собственности в рыночных отношениях мы исходим из того, что необходимо снижение полномочий властных структур в бизнесе, как показывает российский опыт, ибо бизнес на базе государственного имущества - это, прежде всего, коррупция, теневая экономика, давление на малый и средний бизнес, личные интересы управленцев представителей власти. Для совершенствования российского рынка и повышения конкурентоспособности производимых товаров на частных предприятиях, расширения рыночной инфраструктуры, способной конкурировать с иностранными производителями, необходимо было избавиться от коррупционной составляющей в экономической политике. 

В середине 1990-х дефицит бюджета приобрел особенно острый характер. Правительством была принята попытка увеличить доходы бюджета за счет оптимизации количества закрепленных пакетов акций. К этому времени многие закрепленные пакеты потеряли статус «закрепленных» в связи с истечением сроков закрепления и отсутствием решения правительства о продлении и перешли в разряд остаточных, но остались в распоряжении Госкомимущества. Дальнейшую судьбу закрепленных пакетов акций решил второй закон о приватизации, вступивший в силу 1997 г., который не устанавливал точных сроков закрепления в государственной собственности пакетов акций стратегических компаний. Все государственные пакеты, имевшие к моменту вступления в силу второго закона о приватизации статус «закрепленных» на определенный срок, были преобразованы в бессрочно закрепленные. Вступление в силу вышеприведенного закона о приватизации способствовало также улучшению ситуации с золотой акцией. Золотая акция, представляющая собой одну обыкновенную акцию, была заменена «специальным правом». В отличие от золотой акции "специальное право", введенное новым законом о приватизации не было привязано к выпускаемым компаниями акциям, т. е. не предоставляла ее владельцу никаких имущественных прав. В соответствии с этим же законом золотые акции приватизированных компаний до вступления в силу данного закона, приобрели статус бессрочных. 
После массовой (ваучерной, бесплатной 1992-1994 гг.), денежной (платной 19941997 гг.), залоговой (залоговые аукционы 1995-1996 гг.) приватизации в конце 1900-х государство стало продавать часть закрепленного государственного имущества в целях достижения экономической эффективности при использовании основных фондов. После бесплатной так называемой «ваучерной» приватизации платная была тоже проведена по заниженной стоимости и с грубыми нарушениями действовавшего на тот период законодательства. 


Финансовый кризис в 1998 г. предрешил дальнейший ход приватизации, все приватизационные сделки были направлены на максимально возможные денежные поступления в бюджет страны для решения государственных задач. 

Следует отметить, что государство не ставило перед собой задачу продажи стратегических объектов, которые играли важную роль для страны: поступление доходов налоговых и неналоговых доходов в государственный бюджет, обеспечение экономической безопасности страны, защита национальных интересов (оборонная промышленность). Здесь важно, чтобы учитывалась социальная значимость стратегических объектов и региональные особенности рынков, так как на предприятиях такого рода до сих пор висит социальная структура. Многие субъекты РФ, как и прежде, владеют частью акций крупнейших оборонных предприятий, например бюджет Хабаровского края на 60-70 % формируется за счет оборонного завода в Комсомольск-на-Амуре. 

После принятия третьего Закона о приватизации от 21 декабря 2001 г. № 178 -ФЗ начался этап "точечной приватизации". Все предприятия, принадлежащие приватизации состояли их двух групп. 
Первая группа - это крупные предприятия, акции которых будут реализовываться на аукционах или путем выпуска производимых ценных бумаг для продажи на зарубежных рынках. 

Вторая группа - это менее крупные и менее ликвидные объекты, где доля государства невелика, а покупка акций представляет интерес частных инвесторов, увеличивающих свой пакет акций. Согласно данным Министерства имущественных отношений России, по состоянию на 1 января 2002 года Российская Федерация являлась собственником 4407 акционерных обществ. В зависимости от размера государственного участия в капитале эти общества распределялись: 90 АО -100 %, 646 АО - более 50 %, 1401 АО - 2025 %, 2270 АО - менее 25 % (из них "золотая акция " - 750 открытых акционерных обществах. 

После проведения точечной приватизации, как отмечают эксперты, началась особая приватизация - "в рамках решений создания интегрированных структур". Согласно принятому тогда Прогнозному плану приватизации федерального имущества от 25 августа 2006 г. № 1184-р были определены основные направления на 2007-2009 гг. 

Следует отметить после финансового кризиса в 2008 г. процессы приватизации активизировались, так как для решения финансовых задач, стоящих перед правительством были необходимы денежные средства, которые должны были поступить в бюджет за счет продажи государственного имущества. В 2008 г. денежные поступления от реализации государственного имущества не превысили 10 миллиардов рублей, все же правительство приняло решение расширить объемы приватизации, чтобы решить не менее важную задачу - ” это изменение региональной экономической политики, формирование интегрированных направлений в основных отраслях, улучшение инвестиционного климата для развития АО". 
В 2007-2009 гг. решались задачи формирования неналоговых платежей в государственный бюджет, обеспечения эффективного управления государственным имуществом и собственностью и др. Как и было запланировано, плановое задание по доходам бюджета было выполнено в 2009 г. на 99,96 % годового бюджетного задания. 


Одним из условий рыночной экономики является отсутствие активной роли государства в тех сферах экономической деятельности, где уже существуют рыночные отношения, это должно подразумевать не сокращение государственного контроля, а изменение его форм и улучшение качества управления. Государство должно выступать как крупный хозяйствующий субъект, участвующий в рыночной экономике и пополняющий свою казну за счет коммерческих операций с ценными бумагами, и при этом государственное предпринимательство эффективно использует государственное имущество через долевое участие в управлении акционерными обществами.

Во всех странах для преодоления острой фазы экономического кризиса ускоряются приватизационные процессы в экономике, так и в российской экономике в 2010 г. начался новый этап приватизации, когда на рынок для реализации были выставлены крупные пакеты акций государственной собственности. Указ президента В. Путина о долгосрочной государственной экономической политике от 7 мая 2012 г. содержит ряд концептуальных положений и конкретные даты приватизации госимущества. Было дано указание о планировании приватизации государственного имущества до 2016 г. и выхода из "несырьевого сектора" организаций оборонного 
сектора, повысить качество приватизированных компаний с государственной долей собственности, уровень конкуренции в экономике. 

Продолжение нового этапа приватизации проходит в сложных экономических и политических условиях, связанных с санкциями европейских стран по отношению к Российской экономике. На сегодняшний день правительство готово выставить на продажу доли акций таких гигантов, как "Роснефть", "Русгидро", "Сбербанк", "ВТБ", "РЖД", "Совкомфлот", "Аэрофлот", аэропорт "Шереметьево" и др. В рамках малой приватизации государство планирует до конца 2016 г. выйти из капитала более 1200 АО и 600 ФГУП (53 % АО и 40 % ФГУПов), что даст бюджету еще около 9 миллиардов рублей. 

В России уже пройдены крупные этапы приватизации, но все еще продолжается концентрация полномочий предприятий и населения, обеспечивающих эффективные формы собственности.

2.1. Приватизация федерального имущества

В итоге по состоянию на 9 июня 2012 года учтено 138 федеральных государственных предприятий и 56 акционерных обществ (включая 10 концернов, 10 корпораций и ряд других интегрированных структур). Выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев сообщил: «В этом году я подписал Указ о сокращении в пять раз перечня стратегических предприятий7. По моему поручению Правительство приняло масштабный план приватизации крупных компаний». Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы, о котором упомянул Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, утверждается: «В 2011-2013 годах будет продолжена работа по отмене утративших актуальность ограничений на приватизацию определенных видов федерального имущества и дальнейшей оптимизации количества стратегических предприятий и акционерных обществ в соответствии с решениями Президента Российской Федерации». Однако приватизация государственной собственности - не та сфера, где «смелость города берет». Последствия необоснованного принятия государственных решений в области приватизации могут стать катастрофичными для государства, с точки зрения его существования. Так, Председатель общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации И. Коротченко, выступая 22 февраля 2012 года на заседании круглого стола «Российская армия: сегодняшний день и перспективы», обратил особое внимание на судьбу комплекса научно-производственного объединения (НПО) «Алмаз» (ныне головное системное конструкторское бюро (ГКСБ) «Алмаз- 
которое полностью лишилось своего имущества, создаваемого страной в течение полувека. Оно перешло в частные руки, в результате чего система ПВО - ПРО пятого поколения С-500 испытывается не на собственных, а на арендуемых площадях. «В собственности ГСКБ фактически остался только центральный подъезд главного здания с мемориальной доской академику Расплетину. Все остальное - левое и правое крыло центрального здания, расположенного на Ленинградском проспекте в Москве, а также производственные и технологические корпуса - находится в частном владении и сдается в аренду, в том числе иностранным фирмам», - рассказал Коротченко. 


Это закономерный результат того, что в начале 90-х годов прошлого века в России победили сторонники быстрой приватизации. Несмотря на готовность законодательной власти к широкомасштабной приватизации государственной собственности и принятие целого ряда нормативных актов, создающих условия для ее проведения, приватизация, какой ее видел Верховный Совет Российской Федерации, во многом сохранявший социалистические представления о справедливости раздела государственной собственности между гражданами, не укладывалась в планы мгновенного ее перекраивания в пользу узкой группы лиц, разработчики и носители которых находились в рядах органов исполнительной власти, прежде всего аппарата Президента Российской Федерации, а также Госкомимущества. 
Победа была выхвачена силой. Началась новая история России. Историческая правда состоит в том, что началась она не 12 июня 1991 года, а 3 октября 1993 года. Если не признать факта свершившейся революции 1993 года, то нельзя признать легитимность всех последующих органов власти России. Но если вопрос легитимности власти в Российской Федерации после 1993 года давно не обсуждается, то вопрос легитимности приватизации государственной собственности начала 1990-х годов, ставшей возможной в результате смены законодательных органов власти, снова возник спустя 20 лет после ее проведения. 

Выступая в ходе предвыборной кампании 9 февраля 2012 года на XIX съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, премьер-министр и кандидат в Президенты Российской Федерации В.В. Путин инициировал обсуждение этого самого болезненного вопроса истории новой России. В.В. Путин отметил, что тема приватизации до сих пор остается одной из самых острых в Российской Федерации и значительная часть общества выступает за пересмотр ее итогов; тема легитимности приватизации 1990-х годов должна быть закрыта, для этого нужно придумать соответствующий механизм. «Это должен быть либо разовый взнос, либо еще что-то. Нам вместе с вами надо над этим подумать. Я думаю, что и общество в целом, и предпринимательский класс в этом заинтересованы в первую очередь. Мы должны прямо сказать, что существующее в обществе отношение к предпринимателям, к институту частной собственности коренится не только в советском прошлом, хотя это, безусловно, так, это оттуда к нам еще пришло, но и в том, что происходило в 90-е годы. Мы с вами много говорили на этот счет, когда бизнес нередко сводился к простому дележу государственного пирога». 


Подхватив обсуждаемую тему, председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин напомнил об экспертно-аналитическом докладе Счетной палаты «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы». Доклад имел достаточно общий характер, в ряде случаев не содержал конкретных выводов, однако и в таком сглаженном виде оказался нежелательным, поскольку давал повод для потенциально опасных дискуссий. Кроме того, сроки давности многих приватизационных сделок не прошли, совершение ряда крупных сделок по приватизации федерального имущества было еще впереди. Доклад Счетной палаты Российской Федерации мог стать прецедентом для создания нежелательных препятствий в реализации приватизационных планов. Итоги 10 лет приватизации планировалось обсудить на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, однако это заседание было отменено. Доклад вышел отдельной книжкой ограниченным тиражом и с тех пор пылится на полках узкого числа специалистов.

В первый год массовой приватизации, в 1992 году, было приватизировано с оплатой в денежной форме 46 815 предприятий. Казна с этого получила 0,04 миллиарда рублей (в масштабе цен, действовавших с января 1998 года). Для сравнения в Чехии, распродав 25 тысяч предприятий, включая самые мелкие лавочки, государство получило 3,2 миллиарда долларов. Давая интервью Российской газете 16 февраля 2012 года, председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин отметил, что «еще в 2003 году Счетная палата закончила исследование итогов той приватизации. И сделали два очень важных вывода. Первый - приватизация в то время была проведена по наихудшему из всех возможных сценариев... Прямо говоря, полумошеннически была проведена приватизация. Безусловно, та цель, которая ставилась перед ее началом, - создание среднего класса, переход на рыночную экономику, создание более эффективных предприятий, способных составить конкуренцию западным компаниям, - достигнута не была. В итоге более 60 процентов производств были обанкрочены, вторая по размерам экономика мира упала почти на 100 позиций. Ни одна страна мира, включая государства Восточной Европы, такой приватизации не проводили. Второй вывод: приватизация в основном проходила по законам, действовавшим в стране на тот момент. Поэтому ставить вопрос о пересмотре ее итогов было бы некорректно. Более того, у многих предприятий поменялись собственники, производства стали эффективными».