Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИЙ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению ряда исследователей, эмоциональные функции миндалины реализуются на сравнительно поздних этапах поведения, после того как актуализированные потребности уже трансформировались в соответствующий эмоциональные состояния. Миндалина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими потребностями, и тем самым определяет выбор поведения. Миндалина получает обширную информацию о внешнем мире. Ее нейроны реагируют на световое, звуковое и кожное раздражение.

Кроме того, в регуляции эмоций особое значение имеют лобная и височная кора. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека. Преимущественно развиваются два синдрома: эмоциональная тупость и растормаживания низших эмоций и влечений. При этом в первую очередь нарушаются высшие эмоции, связанные с деятельностью, социальными отношениями, творчеством. Удаление у обезьян височных полюсов ведет к подавлению их агрессивности и страха. Передняя лимбическая кора контролирует эмоциональные интонации; выразительность речи у человека и обезьяны. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь пациента становится эмоционально невыразительной.

Согласно современным данным поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкорковыми структурами (перегородкой, верхними буграми четверохолмия, голубым пятном и др.), а также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга. Существует даже предположение о высшей координирующей функции поясной извилины в отношении эмоций.

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. По данным В.Л.Деглина, временное выключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной сфере “правополушарного человека” в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение правого полушария вызывает противоположный эффект — улучшение эмоционального состояния. Т.А.Доброхотова и Н.Н.Брагина установили, что больные с поражениями в левом полушарии тревожны, озабочены. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.
Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на слайды с выражением печали, а левое — на слайды радостного содержания. По другим данным правое полушарие быстрее опознает эмоционально выразительные лица независимо от качества эмоции.
Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария. Оно ухудшается при поражении правого полушария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает опознание эмоциональной интонации речи. При выключении левого полушария независимо от характера эмоции улучшается распознавание эмоциональной окраски голоса.


Выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно, эмоционально-отрицательной. Выключение правого полушария делает ситуацию простой, ясной, понятной, что вызывает преобладание положительных эмоций.

В настоящее время повышенный интерес вызывает концепция Дж.Пейпеца об особых функциях поясной извилины, которую он рассматривает как орган, в котором формируется субъективное, осознанное эмоциональное переживание. Возможно, именно здесь представлен корковый уровень эмоционального анализатора. Обратная связь поясной извилины с гипоталамусом, которая утверждается в концепции "круга Пейпеца", дает основание видеть в ней путь, через который осуществляется влияние осознанного субъективного переживания на поведенческое выражение эмоций, которое в конечном счете программируется на уровне гипоталамуса, координирующего вегетативные и моторные проявления эмоций.[7, с.243]

1.3. ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Эмоции не просто добавляют красок в нашу жизнь и заставляют чувствовать себя человеком. Они так же выполняют ряд очень важных функций:

1.Защитная функция может спасти человека в самый опасный момент, благодаря быстрой ответной реакции.

2.Сигнальная функция позволяет по проявлению эмоций определить состояние человека и его потребности в конкретный момент времени.

3.Мотивационная функция может нас мотивировать, вдохновить, побудить к действию, а порой эмоции заменяют мышление.

Для нас одной из главных функция является сигнальная. Благодаря эмоциям, мы понимаем окружающих лучше, можем, даже без речи, судить о состоянии друг друга, лучше контактировать и настраиваться на совместную деятельность и общение.

Как пример, можно привести общение двух иностранцев. Даже не зная языка, люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица и, благодаря этому, определять по нему такие эмоциональные состояния, например, как радость, отвращение, гнев, страх, печаль, удивление. Этот пример как наглядный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных эмоций, но и "наличие генетически обусловленной способности к их пониманию у живых существ" [8, с.34]. Это так же относится к общению высших животных разных видов. Животные не только одного вида друг с другом, но разных видом, например, высшие животные и человек, способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.


Но не все эмоционально - экспрессивные выражения являются врожденными. Некоторые из них приобретаются прижизненно в результате воспитания и обучения [2, с.35].

В критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации, возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, как полагает В.К. Вилюнас, "навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определённый закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. д" [3, с.44].

Известный отечественный психолог П. К. Анохин писал о защитной роли эмоций: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма" [1, с.76].

Чем выше живое существо занимает ступень на эволюционной лестнице, тем ярче и разнообразнее гамма эмоциональных состояний, которые он способен испытать. Количество и качество потребностей человека соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причём, "чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство" [9, с.76-77].

Самая древняя по происхождению, простейшая и наиболее распространённая среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. [7, с. 145]

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Человек не может жить без эмоций. Каждая потребность дается человеку через эмоциональные переживания.

1. К классу эмоций относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

2. Эмоции не просто добавляют красок в нашу жизнь и заставляют чувствовать себя человеком. Они так же выполняют ряд очень важных функций

3. Эмоции могут являться оценкой, сигналом, побудителем действия или бездействия.

4.Чувства- более устойчивые психические состояния, чем эмоции, т.е. выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам.

5. Возникновение и проявление эмоций и чувств связано со сложной интегративной работой коры головного мозга, подкорки и вегетативной нервной системы. Это определяет тесную связь эмоций и чувств с тонкими изменениями в функциях организма, его различных систем: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с выразительными движениями всего тела (пантомимикой) и лицевых мышц (мимикой).


6. Эмоции следуют за актуализацией мотива. Чувства носят предметный характер и связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Чувства совершенствуются и развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

7. Чем выше живое существо занимает ступень на эволюционной лестнице, тем ярче и разнообразнее гамма эмоциональных состояний, которые он способен испытать[8, с. 15].

2. ВИДЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Одновременно с речью мы ежедневно применяем невербальные средства коммуникации. Они могут иметь некоторые отличия у разных народов, но при этом позволяют выразить эмоции и понять людей даже разных языковых групп.

Невербальные проявления крайне важны в профессиональной деятельности. От них зависит результат переговоров и собеседований. Они позволяют распознать душевное состояние человека и подстроиться под настроение и состояние собеседника.

Невербальные средства коммуникации изучаются исключительно в непринужденных условиях при наблюдении или имитации. Можно разделить невербальные коммуникации на 3 вида:

    • Знаки поведения – имеют физиологические реакции (побледнение, покраснение, беспокойство и т.д.;
    • непроизвольные знаки – привычки (покусывание губ или почёсывание носа);
    • коммуникативные символы – конкретные знаки, которые передают определенную информацию о предметах, событиях, или настроении человека. [1; с. 18]

Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал.

    • Визуальные виды общения:
    • Жесты
    • Мимика
    • Поза
    • Кожные реакции
    • Пространственно – временная организация общения
    • Контакт глазами
    • Акустическая система включает в себя:
    • паралингвистическая система (тембр голоса, диапазон, тональность);
    • экстралингвистическая система (паузы, покашливание, смех, плач);
    • имидж;
    • тактильная система (прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи);
    • ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды, искусственные и естественные запахи человека). [13, с. 65]

2.1 ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ


Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние.

Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний. Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными. Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.[14, с. 71]

Жесты могут многое рассказать о собеседнике и знание и интерпретация жестов имеет огромное практическое значение на деловых встречах.

Выделяют следующие группы жестов, которые предоставляют деловым партнерам самую разнообразную информацию.

Жесты, проявляющие некоторые черты характера и отношение к ситуации:

2.2. МИМИКА И ДВИЖЕНИЯ

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.