Файл: Рынок ценных бумаг(ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, приобретающие массовый и стандартизированный характер, которые обуславливают определенные финансовые права и обязанности.

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги - это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на части, которые вновь направляются в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.

Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором происходит купля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.

Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.

Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.


Данная работа является актуальной потому, что ценные бумаги играют огромную роль в инвестиционном процессе. С их помощью денежные сбережения физических и юридических лиц превращаются в реальные материальные объекты, оборудование и технологию.

Курсовая работа состоит из введения, 3х глав, заключения и библиографии.

Итак, в первой части работы полностью рассмотрена структура рынка ценных бумаг и его виды.

Во второй части рассмотрена общая характеристика рынка ценных бумаг, его определение, краткое описание о способов размещения ценных бумаг - первичный и вторичный рынки, организованный (биржевой) и свободный (внебиржевой) рынок ценных бумаг, понятие фондовой биржи, виды ценных бумаг, участники рынка ценных бумаг.

В третьей части выделена профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.

Цель курсовой работы - определить сущность, основные функции и виды рынка ценных бумаг, их роль и место в макроэкономике.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Рынок ценных бумаг, несмотря на его единство, можно условно разделить на несколько сегментов, которые тоже называются рынками. Они характеризуются специфическими условиями, участниками торговли, ценными бумагами, обращающимися на них.

Рынок ценных бумаг делится на два вида:

1)  первичный;

2)  вторичный.

Первичный рынок – это термин, который используется для описания тех случаев, когда ценные бумаги впервые появляются на публичной арене обычно в обмен на денежные средства.

Вторичный рынок – это термин, который используется для описания случаев, когда вторые и последующие транши находящихся в обращении ценных бумаг появляются на публичной арене; это также тот рынок, на котором обращаются ценные бумаги, которые раньше появились на рынке.

Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для ценных инвестиционных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.

Таким образом, первичный рынок – это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.


На первичном рынке ценных бумаг осуществляется продажа всех видов существующих ценных бумаг: акций и облигаций предприятий, краткосрочных государственных ценных бумаг, облигаций государственного валютного займа, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпускаемых банками, векселей). Реализация на первичном рынке осуществляется через фондовые магазины, а также действующую систему посредников: брокеров и коммерческих банков.

Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для раскрытия информации:

- подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных;

- публикация проспекта и итогов подписки и т. д.

Особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает. Эта тенденция объясняется такими процессами как приватизация, создание новых акционерных обществ, финансирование государственного долга через выпуск ценных бумаг, переоформление через фондовый рынок валютного долга государства и т. п.

Первичный рынок включает:

- рынок акций;

- рынок облигаций.

Существует две формы первичного рынка ценных бумаг:

- частное размещение;

- публичное предложение.

Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи.

Публичное предложение – это размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов.

Соотношение между публичным предложением и частным размещением постоянно меняется и зависит от типа финансирования, который избирают предприятия в той или иной экономике, от структурных преобразований, которые проводит правительство, и других факторов.

Существует несколько методов листинга ценных бумаг на организованном первичном рынке. В их число входят:

1) Прямое приглашение компанией. Компания приглашает общественность подписаться на ее ценные бумаги по фиксированной цене через опубликование проспекта эмиссии; все необходимые формальности и андеррайтинг (гарантия выпуска) выполняются эмиссионной компанией (обычно инвестиционным банком/компанией по работе с ценными бумагами);

2) Предложение к продаже. Этот метод может использоваться в ситуации, когда кто-то из первоначальных или существующих акционеров хочет предложить свои акции населению. Компания может организовать синдикат банков и брокерских фирм, которые приобретают весь выпуск для распространения среди своих клиентов. Старые акционеры могут получить право первыми приобрести предлагаемые акции;


3) Тендерное предложение. Инвестору предлагается участвовать в конкурсе на приобретение акций по минимальной цене. После последнего срока подачи заявок финансовые советники компании рассчитывают ¬цену исполнения-, которая позволит компании-эмитенту привлечь максимально требуемое финансирование, цена исполнения может быть занижена, если компания нацеливает эмиссию на особенно широкий круг акционеров (большое число акционеров, владеющих небольшим количеством акций каждый). В результате подачи конкурсных заявок компания может приобрести гораздо больше средств, чем если бы она позволила спекулятивным инвесторам заработать на премии за торги первого дня, а такое может произойти, если цена выпуска была занижена. Если по выпуску кто-то выступает в качестве андеррайтера, то тогда он (выпуск) будет распродан по минимальной цене тендера;

4) Частное размещение. Метод, при котором инвестиционный банк подписывается на предлагаемые акции, предварительно определив небольшую группу клиентов, которым он затем перепродаст акции. Или же инвестиционный банк может использоваться в качестве агента и отвечать за поиск конечных инвесторов для компании-эмитента. Это метод часто бывает дешевле для компании, чем публичное предложение, так как даже несмотря на то, что цена может быть несколько занижена для клиентов (для того, чтобы сделать инвестиции более привлекательными и компенсировать их потенциальную неликвидность), и все-таки это будет меньше, чем стоимость андеррайтинга, который в данном случае не является необходимостью.

5) Обратное поглощение путем обусловленного выпуска ценных бумаг. Метод, при котором частная компания может добиться листинга в ситуации, когда открытое акционерное общество предлагает свои акции в обмен на возможность покупки активов частной компании; если контрольный пакет переходит к частной компании, то фактически может считаться, что она имеет привилегии с точки зрения привлечения средств, так как она получила листинг;

6) Допуск акций к котировке на бирже. При использовании этого метода нет необходимости в выпуске новых ценных бумаг, но акционерный капитал компании должен быть достаточно оплачен для того, чтобы получить доступ к листингу или котировке на бирже. Следует понимать, что при такой форме предложения компания не привлекает никаких новых средств. Компания должна предоставить документ о допуске, но, как правило, от нее не требуется предоставление проспекта эмиссии, за исключением тех случаев, когда вслед за допуском компания планирует дополнительный выпуск акций или действия по привлечению средств.


Хотя одна из основных задач, стоящих перед рынком ценных бумаг, состоит в обеспечении эффективного механизма для привлечения капитала в целях экономического роста, не менее важным является наличие возможностей для получения прибыли за риск, который берут на себя те, кто предоставляет капитал.

Под вторичным фондовым рынком понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг. Основу вторичного рынка составляют операции, оформляющие перераспределение сфер влияния вложений иностранных инвесторов, а также отдельные спекулятивные операции.

Важнейшая черта вторичного рынка – это его ликвидность, т. е. возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках на реализацию.

Вторичный рынок ценных бумаг подразделяется на организованный (биржевой) рынок и неорганизованный (внебиржевой или «уличный») рынок.

Классификация рынка ценных бумаг по организации торговли включает:

- биржевой рынок;

- внебиржевой (розничный) рынок;

- электронный рынок.

По видам бумаг, обращающихся, в частности, на российском рынке сегодня выделяются:

1)  рынок государственных бумаг;

2)  рынок акций, в котором в свою очередь выделяются три основных сегмента (иногда их называют эшелонами): "голубые фишки" (наиболее ликвидные акции крупнейших российских компаний), акции "второго эшелона", приближающиеся к ним, но еще не достигшие соответствующей ликвидности, и акции предприятий, практически не появляющиеся на рынке;

3)  рынок ценных бумаг местного значения (в большинстве – муниципальных облигаций или облигаций субъекта федерации);

4)  рынки векселей разных эмитентов;

5)  рынки производных ценных бумаг (в основном фьючерсов).

Наиболее развитым является биржевой рынок. Он характеризуется большими оборотами, которые позволяют создать высокоэффективную инфраструктуру, способную принять на себя большую часть рисков и существенно ускорить сделки и уменьшить удельные накладные расходы. Платой за это является строгая стандартизация сделки, жесткие ограничения на деятельность участников рынка, повышенные обязательства в отношении поддержания ликвидности и надежности.

Организованный рынок (биржевой) является рынком аукционного типа. Он характеризуется публичными гласными торгами, открытыми соревнованиями покупателя и продавца с наличием механизма составления заявок и предложений о продаже, что может служить основанием для заключения сделок. Это обращение ценных бумаг на основе твердых устойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками — участниками рынка по поручению других участников рынка.