Файл: Организация страхового дела в РФ (Классификация видов страхования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Однако предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).

Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением - обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), - объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.)

Кроме того, изменения затрагивают также сферу имущественного и личного страхования граждан, что непосредственно связанно с интересами населения, а проблема возмещения потерь для человека всегда была и остается первостепенной.

Становление новой системы хозяйствования в Российской Федерации вносит принципиальные изменения в организацию страхового дела.

Невозможно отрицать, что при командно-административной системе управления народным хозяйством, доминирующей роли государственной собственности и слабой экономической ответственности руководителей и трудовых коллективов за её сохранность, страхование никак не могло в полной мере выполнять свои функции.

Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.

Нынешнее состояние страхования не соответствует в полной мере запросам хозяйствующих субъектов, и будущее его в таком виде бесперспективно.

Для реализации возможностей страховой отрасли нужна активная государственная поддержка и, чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентировочному рыночному росту.

Предлагаемое исследование ставит цель проанализировать состояние страхового дела как одного из элементов рыночной инфраструктуры, показать методику определения финансовой устойчивости страховых компаний с выработкой рекомендаций по её увеличению.


ГЛАВА 1. Страховая финансово-правовая политика в РФ

Объективная экономическая необходимость использования страхования в целях страховой защиты общественного производства, предпринимательства и благосостояния граждан обусловлена обособленностью хозяйствующих субъектов, возросшим уровнем финансовых рисков и имущественных интересов.

Обилие подходов говорит о том, что при демонополизации административного управления народным хозяйством как единым целым, введении экономических рычагов хозяйствования и маневрирования финансовыми ресурсами, наиболее эффективным методом возмещения возможного ущерба становится его раскладка в пространстве и во времени между заинтересованными физическими и юридическими лицами. Непредвиденные и стихийные бедствия воспринимаются людьми как случайные события, носят неравномерный характер, а число пострадавших всегда меньше числа заинтересованных лиц или хозяйств; поэтому, чем больше заинтересованных субъектов участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходится на каждого участника. Замкнутая раскладка возможного ущерба и составляет сущность страхования, что достаточно четко определяют авторы научных трудов (проф. Рейтман Л.И., проф. д.э.н. Шахов В.В., к.э.н. Турбина К.Е., Корчевская Л.И. и др.)[1]

В настоящее время благодаря непрерывному развитию и совершенствованию законодательства РФ в отечественной науке актуализировалась проблема исследования сущности и содержания правовой политики, а также ее отдельных отраслевых видов. Исходя из общетеоретических правовых положений, правовая политика представляет собой научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и муниципальных органов по формированию эффективного механизма правового регулирования, а также по использованию юридических средств в достижении поставленных целей.

По своему содержанию правовая политика многообразна. В зависимости от сферы реализации она может быть конституционно-правовой, административно-правовой, финансово-правовой и т.п. В процессе расширения финансовой деятельности государства и тем самым предмета правового регулирования отрасли финансового права представляется необходимым исследование сущности и содержания финансово-правовой политики как связующего элемента финансовых общественных отношений и политики в целом. Кроме того, по справедливому мнению М.В. Карасевой, финансовое право является одной из самых «напряженных» отраслей российского права ввиду того, что формирование и реализация финансово-правовой политики в полной мере зависят от проводимой государством политики.


Концептуальное исследование сущности финансово-правовой политики было осуществлено Н.И. Химичевой, определившей, что данная политика есть не что иное, как составная часть правовой политики, а также самостоятельный вид публичной деятельности. При этом следует различать финансово-правовую политику и финансовую (экономическую) политику. Последняя представляет собой самостоятельный вид правовой политики в сфере финансов, а финансово-правовая политика — вид правовой политики в финансовой сфере жизнедеятельности общества и государства. Как справедливо отмечают Н.И. Химичева и Е.В. Покачалова, исследование таких понятий, как «государственная политика», «правовая политика» и «финансово-правовая политика» должно осуществляться в соответствии с философскими категориями «общее», «единичное» и «частное». Следовательно, финансово-правовая политика будет являться разновидностью правовой политики, а последняя — автономным видом государственной политики.

По своему содержанию финансово-правовая политика является структурированной и системной, т.к. взаимодействует со всеми компонентами экономической политики, базируется на основополагающих началах финансовой политики и органично связана со своими структурными компонентами. Отсюда следует, что построение финансово-правовой политики должно осуществляться комплексно. В этой связи представляются обоснованными позиции Н.И. Химичевой и Е.В. Покачаловой, которые определили институциональные виды (подразделения) финансово-правовой политики, а именно: бюджетно-правовую политику, налогово-правовую политику, банковско-правовую политику, таможенноправовую политику, государственно-долговую правовую политику и др. В основе данной классификации лежит структура финансовой системы РФ или система отрасли финансового права, связывающая подотрасли, правовые институты и иные подразделения. Следует также отметить, что в отношении каждого института финансово-правовой политики имеются самостоятельные теоретические научные исследования ученых финансоведов, в т.ч. представителей Саратовской школы финансового права.

Финансово-правовая политика реализуется в различных областях финансовой деятельности государства, в частности в сфере страхования. Страховая финансово-правовая политика представляет собой отдельную форму реализации финансово-правовой политики в области страхования, направленную на совершенствование правовой регламентации страховой деятельности в государстве. Страховая финансово-правовая политика выступает самостоятельным институциональным видом финансово-правовой политики наряду с такими подразделениями, как бюджетно-правовая, налогово-правовая, банковско-правовая, государственно-долговая правовая политика, и т.п.


В общем смысле под страховой финансово-правовой политикой следует понимать организованную деятельность уполномоченных законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Центрального банка РФ по формированию действенной системы финансово-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе страхования и организации страхового дела.

Страховая финансово-правовая политика может быть классифицирована по различным основаниям. Так, в зависимости от содержания она может быть законодательной (правотворческой) и правоприменительной; в зависимости от целей ее реализации следует выделять стратегическую и тактическую страховые политики; в зависимости от функций права страховая финансово-правовая политика может быть праворегулятивной и правоохранительной.

Правовая политика, являющаяся разновидностью государственной политики, находит свое отражение в различного рода законах, конституциях, кодексах и других нормативно-правовых актах. Что касается страховой финансово-правовой политики, то она базируется на правовых положениях, закрепленных в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 3 августа 2018 г. № 320-ФЗ) и иных нормативно-правовых актах.

В соответствии с правовыми положениями, содержащимися в Конституции РФ, в исключительном ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, а также финансовое регулирование. В свою очередь согласование вопросов, связанных со здравоохранением, защитой семьи, материнства, отцовства и детства, предоставлением социальной защиты (в т.ч. путем реализации социального обеспечения), находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Таким образом, страховая финансовоправовая политика вырабатывается как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов РФ. Полномочиями в данной сфере наделены законодательные органы государственной власти, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Банк России, не входящий в структуру органов государственной власти, но имеющий большое значение в правовом регулировании деятельности участников финансовых отношений в сфере страхования и организации страхового дела.

Так, Президент РФ определяет главные направления внутренней политики Российской Федерации, в частности приоритетные направления государственной политики в сфере страхования. Помимо этого, основополагающая роль в проведении единой страховой финансово-правовой политики отводится ежегодным посланиям Президента РФ Федеральному Собранию РФ, в которых конкретизируются проблемные вопросы, связанные с реализацией страховой финансово-правовой политики в государстве. Впервые вопросы, касающиеся рационального осуществления страховой финансово-правовой политики, были определены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г., в соответствии с которым устанавливалась необходимость активного внедрения страховых принципов на российский страховой рынок, за которым последовали реформы в области обязательного пенсионного страхования и обязательного медицинского страхования.


В последующих Посланиях Президента РФ были обозначены проблемы, связанные с модернизацией всей системы страхования в Российской Федерации; необходимостью принятия нормативно-правовых актов по проблемным и противоречивым вопросам в сфере страхования и организации страхового дела; реформированием систем обязательного пенсионного страхования и обязательного медицинского страхования; разработкой мер по повышению требований к минимальному уставному капиталу страховщиков; повышением прозрачности страховой сферы благодаря усилению ответственности субъектов финансовых отношений в сфере страхования за нарушения страхового законодательства РФ и др. Однако многие из этих проблем до настоящего времени полностью не разрешены. Связано это с отсутствием прочно сформированной регулятивной среды, необходимой для эффективного функционирования всей сферы страховых услуг, востребованных со стороны страхователей; отсутствием действенной инфраструктуры страхового рынка в Российской Федерации, а также полноценного государственного правового регулирования, страхового контроля и надзора в сфере страхования и организации страхового дела.

Значительное влияние на формирование и рациональное осуществление страховой финансово-правовой политики оказывает Министерство финансов РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере страховой деятельности, следовательно, данный орган непосредственно разрабатывает единую страховую финансово-правовую политику и взаимодействует с Центральным банком РФ. Банк России, в свою очередь, осуществляет правовое регулирование, страховой контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (в частности, субъектов страхового дела). Кроме того, Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и осуществляет политику развития и обеспечения стабильности функционирования российского страхового рынка. Однако в соответствии со ст. 104 Конституции РФ Банк России не наделен правом законодательной инициативы. На основании ст. 21 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 29 июля 2018 г. № 176-ФЗ), Председатель Банка России или его заместитель могут только участвовать в заседаниях Государственной Думы в случае рассмотрения законопроектов, связанных с разрешением вопросов финансовой политики государства (в т.ч. страховой финансово-правовой политики). Отсутствие у Банка России права законодательной инициативы не ограничивает его функции и полномочия в правовом регулировании страховой деятельности участников финансовых отношений в сфере страхования и организации страхового дела. Возможность принятия нормативно-правовых актов (в настоящее время имеется достаточное количество) свидетельствует об объективной необходимости правового урегулирования финансовых общественных отношений в сфере страхования и организации страхового дела. Следовательно, данные нормативно-правовые акты выступают основополагающим средством страховой финансово-правовой политики, главной формой проявления правовой жизни в сфере страхования и страхового дела в государстве.