Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине "Итака"( Ассортимент продукции, его виды и классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Товары особого спроса - более дорогие и сложные товары, например электронные. Покупатели не уверены в свойствах, как и назначение таких товаров, но готовы потратить на покупку время и силы, в том числе охотно совершают поездки, чтобы сделать покупку в специализированных магазинах. Продавцы играют важную роль - помогают сделать выбор и принять решение о покупке.

Товары пассивного спроса - обычно дороже и сложные товары, о приобретении которых не задумываются, а потом обнаруживают меньшую уверенность, когда речь заходит о свойствах и не придерживаются определенной марки. Многие товары пассивного спроса предлагают вразнос, методом "от двери до двери" хотя в последнее время они все чаще встречаются в традиционных торговых точках. Примеры - страховки, окна, теплицы, оборудование для кухни. Продавцы играют сравнительно важную роль, помогая покупателю принять решение о покупке. Иногда в категорию товаров пассивного спроса также попадают наименее популярные товары повседневного спроса и желаемые товары. В этом случае помочь покупателю принять решение о покупке можно с помощью рекламной цены или предоставив информацию о товаре. В обоих случаях процесс принятия решения помогают политика гарантий и возвратов товара.

Приведенная выше классификация - обобщенная, продавцы должны понимать, как целевые группы покупателей принимают различные товары. Иногда на восприятие покупателей влияют возраст, уровень дохода, благосостояния и опыт покупок. Одни покупатели имеют выраженные преимущества в категории товаров повседневного спроса, другие воспринимают выбираемые товары как товары особого спроса. Непосредственное общение покупателя и продавца позволяет быстро выяснить, какая именно помощь нужна в каждом конкретном случае[2].

Розничная торговая сеть является основной составляющей частью инфраструктуру товарного рынка. И если первое условие развития розничного товарооборота является наличие товаров и услуг, которые отвечают спросу покупателей по ассортименту, качеству и цене, то второй, не менее важной, условием является наличие широко разветвленной, современно оборудованной и с высоким уровнем обслуживания покупателей розничной торговой сети.

1.3 Формирование ассортимента товаров в магазинах


Товарный ассортимент - основной ресурс торговой компании. От качества управления ими зависят финансовые показатели бизнеса. Но, как ни странно, во многих различных сетях существуют формализованные правила обслуживания клиента и выкладки товаров, но не имеет четкой политики управления товарными ресурсами. Как результат - в одних магазинах наблюдается дефицит ходовых позиций ассортимента, а в других они накапливаются на складах. Очевидно, если навести порядок в данных вопросах, вовремя доставлять товар в нужное место - туда, где он будет быстро реализован, а не лежать "мертвым грузом", - можно значительно повысить эффективность управления активами. Товарный запас - это масса товаров, находящихся в обращении, в процессе движения из сферы производства к потребителю. Как отмечал К.. Маркс, "¼в течение всего промежутка времени между процессом производства, из которого продукт выходит, и процессом потребления, в который он входит, продукт образует товарный запас". Закономерности образования товарного ассортимента обусловлены их социально-экономической природой, системой экономических законов господствующего способа производства. Характеризуя товарный ассортимент в условиях капитализма, Маркс указывал, что они капиталом, лежащим праздно, хотя его бездеятельность служит условием для непрерывного течения процесса производства. В процессе капиталистического воспроизводства товарный ассортимент призваны обеспечить непрерывность процесса воспроизводства и извлечения при реализации товара наибольшей прибыли, созданного в сфере производства[3].

Формируя товарный ассортимент, решают вопрос удовлетворения всевозможных потребностей людей путем предоставления им права избирать товары с широкого ассортимента. Решить этот вопрос без необходимых запасов невозможно. Как отмечает Круглова А., рациональное формирование товарного ассортимента и их регулирование - важнейшее условие для обеспечения расширенного воспроизводства товаров, в том числе бесперебойной продажи товаров, все более полного удовлетворения спроса населения в условиях минимально возможных издержек производства и оборота.

Товарный ассортимент представляют собой количества товаров в денежном или в натуральном выражении, находящихся в распоряжении торговых предприятий (на складах, в торговых залах) или в пути на определенную дату [8, с. 132].

По своему назначению товарный ассортимент, которые формируются на торговых предприятиях, подразделяются на три группы: запасы текущего хранения; запасы сезонного хранения; запасы целевого назначения. Товарный ассортимент текущего хранения составляют основную массу всех запасов торгового предприятия. Они создаются для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде и должны постоянно пополняться. Товарный ассортимент сезонного хранения и досрочного завоза создаются только на определенных торговых предприятиях исходя из особенностей ассортимента реализуемых ими товаров или особенности географического расположения таких предприятий. В первую очередь, они формируются по следующим группам товаров, имеющих значительный разрыв во времени между производством и потреблением. Кроме того, они создаются на предприятиях, расположенных в таких населенных пунктах, в которых не может быть обеспечена регулярная транспортная доступность. Товарный ассортимент целевого назначения создаются на предприятиях торговли для обеспечения определенных целей, не связанных с текущей реализацией товаров.


Определение целей формирования товарного ассортимента. Запасы товаров на предприятиях торговли могут создаваться с различными целями, основными из которых являются:

- обеспечение устойчивости ассортимента и ритмичности осуществления торгово-технологического процессах в магазинах и других пунктах продажи для бесперебойной реализации товаров розничным покупателям;

- накопление товаров сезонного спроса, сезонного производства и целевого назначения;

- осуществление спекулятивных операций с оптовыми партиями товаров в периоды выгодной торговой конъюктуры на рынке;

- предотвращение обесценения имеющих свободных денежных активов в условиях информационной экономики[4].

Управление товарным ассортиментом - это сложный комплекс мероприятий, направленный на обеспечение максимально высокого уровня обслуживания покупателей при минимизации текущих затрат, связанных с содержанием запасов.

Для обеспечения устойчивого ассортимента товаров и, следовательно, более полного удовлетворения спроса покупателей на предприятиях торговли проводится работа по управлению товарным ассортиментом.

Нормирование товарного ассортимента предусматривает установление норматива товарного ассортимента. Под оптимальными запасами понимают такое количество товаров, которое обеспечивало бы бесперебойное их предложение покупателям при минимуме затрат.

Эффективность управления товарным ассортиментом предприятия оговариваются многими факторами - как внешними, не зависящими от деятельности предприятия, так и внутренними, на которые предприятие может и должно активно влиять. К внешним факторам относится общее состояние экономической ситуации в стране и регионе, особенности и нестабильность налогового законодательства, условия предоставления кредитов и процентные ставки, наличие целевого финансирования. Однако не меньшую роль играют внутренние факторы, которые предприятие должно активно использовать с целью повышения эффективности использования оборотных средств.

При оценке состояния товарного ассортимента обычно используют только горизонтальный и вертикальный анализ, а также показатели их оборачиваемости. Для выявления тенденции изменения структуры запасов в общей стоимости оборотных средств исследуемых предприятий проведено выравнивание динамических рядов с использованием аналитического уравнения линейной регрессии, что позволило оценить эффективность их управлением.


Анализ товарного ассортимента включает следующие этапы:

- рассматриваются суммы товарного ассортимента - темпы их динамики, удельный вес в объеме оборотных активов;

- изучается структура запасов в разрезе их видов и основных групп;

- изучается эффективность использования различных видов и групп запасов и их объема в целом, которая характеризуется показателями их оборачиваемости[5].

Необходимо регулярно перечислять товары в запасе, по британским законам, по крайней мере, не менее одного раза в год и даже чаще, если требуется более жесткий контроль за их движением. Цель - скорректировать все несоответствия между зафиксированными в системе количество товаров и реальным физическим количеством товаров. Если зарегистрированы несоответствия, то может потребоваться перерасчет. Движением запасов можно управлять тремя способами:

- периодический перерасчет товаров в запасах. Количество товаров в запасе следует перечислять при подготовке годовой балансовой отчетности, если в течение этого периода не происходит никаких движений товара создает "затишье" и позволяет рассчитать каждый товар, причем двойной расчета или опущение исключаются. Более быстро продвигая линии товаров могут просчитывать чаще.

- постоянная учет товарного запаса. В этом метод обеспечивает большую гибкость при пересчете товаров, по крайней мере, один раз в году;

- выборочный учет товаров в запасах. Товары перечисляются выборочно. И в зависимости от отключения физически имеющихся количестве от количества, зафиксированного в бухгалтерских документах, можно сделать вывод об эффективности учета запасов товаров.

1.4. Размещение товаров в магазинах

Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование. Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отбор товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарного ассортимента в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:


- предоставление покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;

- создание условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;

- предоставление покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;

- оптимального использования торговых площадей магазина;

- обеспечение сохранности материальных ценностей;

- организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.

При помещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. По каждой товарной группе следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые готовят к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала.

Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, имеющие частый спрос.

Товары с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к источникам пополнения.

Однородные товары лучшие размещать концентрированно. Но если одни и те же товары входят в состав различных комплексов, а также если их концентрация приводит к задержке покупательского потока, то допустимо их размещение в разных местах торгового зала.

На первых этажах магазинов необходимо располагать товары частого спроса и не требующие длительного выбора.

Площади под отдельные товарные группы выделяют с учетом доли соответствующих групп товаров в продаже и их оборачиваемости.

Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование.

Очень важно правильно расположить товары на торговом оборудовании, то есть эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отбора товаров.

При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:

- однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;

- целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямое заключения, навалом и т.д.);

- декоративное выкладки товаров рекомендуется использовать только в рекламных целях;