Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.
Налоговая система — это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Целью работы является изучение сущности и состава налоговой системы Российской Федерации. К задачам работы можно отнести принципы построения налоговой системы и ее элементов, структура налоговой системы Российской Федерации, общие положения о налоговой системе, исследование уровня доходов бюджета России в период 2012-2016 гг и динамику поступления налогов
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы
Глава 1. Сущность и состав налоговой системы Российской Федерации
Сущность налоговой системы
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное Налоговая система РФ - это совокупность общественных взаимоотношений в сфере налогообложения, существующих в определенных экономических условиях.
Налоговые системы, действующие в разные периоды, существенно отличаются друг от друга по видам взимаемых налогов и сборов, определению налогооблагаемой базы, перечню льгот, систем контроля и т.п.
Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе РФ: «обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований». С правовых позиций налоги это установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.
С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.
Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления хозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
1.2 Состав налоговой системы
Налоги и сборы являются основной составляющей доходов бюджетов различных уровней.
По Налоговому кодексу выделены три группы налогов и сборов, среди них федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные. Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории страны.
Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов РФ, в которых определяются элементы налогообложения (налоговые ставки, порядок, льготы и сроки уплаты). Региональные налоги обязательны к уплате на территориях субъектов РФ.
Аналогично, местные налоги обязательны к уплате на территории муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления в нормативно-правовых актах утверждают условия
налогообложения, которые обязательно вытекают из статей Налогового кодекса РФ.
Налоговое законодательство РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджеты, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе: основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах;
формы и методы налогового контроля;
ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
К основным федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минерального сырья;
3) налог на доходы физических лиц (подоходный налог);
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль (доход) организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
Региональные налоги и сборы субъектов Федерации включают налог на имущество предприятий, транспортный налог и налог на игорный бизнес.
К местным налогам и сборам относят налог на имущество физических лиц и налог на землю.
Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, которые относят к федеральным налогам, в том числе:
1) упрощенная система налогообложения;
2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Специальные налоговые режимы предусматривают освобождение налогоплательщиков от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов.
Если предусматриваются налоговые льготы, выделяют основания для их использования налогоплательщиком.
Юридические и физические лица, на которых возложены обязанности по исчислению и удержанию, а также перечислению налогов в соответствующие бюджеты, называются налоговыми агентами.
Объектами налогообложения являются реализация товаров, работ, услуг, имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации (предприятия, фирмы, компании) и физические лица, надындивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы Каждый налог имеет свой объект или базу для налогообложения. Для каждого вида налога устанавливается налоговый период, сроки утраты и льготы для налогоплательщика. Основные правила и методики расчетов по налогам изложены в Налоговом кодексе.
Глава 2. Структура налоговой системы Российской Федерации
2.1 Классификация налогов Российской Федерации
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
В пункте 1 статьи 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации.
Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:
1. федеральные налоги и сборы;
2. региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;
3. местные налоги и сборы.
Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.
Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:
1. устанавливаются Налоговым кодексом РФ;
2. обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Региональные налоги и сборы в соответствии с комментируемой статьей характеризуются следующими чертами:
1. устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ;
2. вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ;
3. обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
4. законодательные органы субъектов РФ при установлении регионального налога определяют:
а) налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ);
б) порядок и сроки уплаты налога;
в) формы отчетности по региональному налогу;
г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Законодательство запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК).
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.