Файл: Методы и формы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления (Понятие муниципальное управление).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
г) методы социального нормирования;
д) методы ролевых изменений;
е) методы социального регулирования.
Психологические методы в управлении предполагают использование не только психологических методов в чистом виде, но всего комплекса психологических знаний, которые в рабочей ситуации подсказывают правильное решение, позволяют понять и оценить происходящее.
К основным типам психологических методов управления относятся:
а) психологические методы профессионального отбора и обучения;
б) психологические методы организации и гуманизации труда;
в) методы мотивации трудового поведения.
В этих методах учитываются темперамент, характер, способности и задатки человека.
Психологические методы — это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей.
Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности. Особенностью психологических методов является то, что они не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей имеет высокую результативность. Различают следующие группы психологических методов:
1. методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость;
2. методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений между руководителем и подчиненными;
3. методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает трудовая деятельность (Окраска помещений, музыкальное сопровождение и т.д.);
4. методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в организации.
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.
К ним относятся:
1) моральное поощрение,
2) социальное планирование,
3) убеждение,
4) внушение,
5) личный пример,
6) регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
7) создание и поддержание морального климата в коллективе.
Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:
1) знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение);
2) сметь (эти установки и мероприятия должны быть «допустимыми» для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм);
3) мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного);
4) хотеть (они должны быть мотивированы).
Прежде всего, следует обеспечить сотрудника
1) возможностями выполнить работу,
2) определить его рамки действий,
3) четко сформулировать цели и задачи,
4) создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).
Мотивационное управление концентрируется:
1)на влиянии на состояние мотивации (степени идентификации сотрудника с фирмой, формировании его мотивов),
2) на чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельности);
3) на приведении мотивов в действие (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника);
4) на усилении мотивов;
5) на оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);
6) на удовлетворении потребностей;
7) на обеспечении процесса мотивации.
Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет:
1) к более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП;
2)к повышенному притоку сотрудников;
3)к повышению их работоспособности;
4) к большей сплоченности и солидарности;
5) к уменьшению текучести кадров.
5. Формы организации муниципального управления.
Говоря о муниципальном управлении как особой сфере управленческой деятельности, нужно выделять эту специфику, по крайней мере в трех основных формах. Необходимо понимать, как различаются между собой и как взаимосвязаны:
а) муниципальное и государственное управление: здесь возникают проблемы четкого оформления разных интересов государства, регионов, отдельных территорий и проживающих на них местных сообществ, построения принципов, схем и механизмов согласования этих интересов, распределения полномочий и ответственности, построения систем управления, обеспечивающих максимальное использование имеющихся ресурсов, и повышение качества жизни;
б) муниципальное и отраслевое управление: основной набор проблем, возникающих здесь, связан с тем, что каждая из предметных сфер, обеспечивающих жизнь места, обладает своей спецификой и порождает свой круг задач и забот: жилищно-коммунальных, образовательных, здравоохраненческих и т.д. -- одновременно, развитие места как целого требует целостного взгляда, определяющего расстановку приоритетов и координацию задач, определяющих развитие отдельных сфер -- интересы отраслей и места как целого, опять-таки, разные, и эта разница снова порождает вопросы о схемах, механизмах и системах согласования интересов и максимизации использования имеющихся ресурсов;
в) муниципальное управление и муниципальная служба: здесь нужно решать задачи, связанные с обеспечением работы организационных систем муниципального управления и точным разнесением задач и интересов разных уровней управления, в частности задач, обеспечивающих воспроизводство и обеспечение деятельности, с которыми, в первую очередь, связано понятие службы, и задач, обеспечивающих развитие деятельности и принятия решений в соответствии с требованиями текущих ситуаций, что составляет содержание понятия управления -- за этими наборами задач, опять-таки, возникают разные наборы интересов и, соответственно, вопрос о схемах и механизмах их согласования и максимизации использования имеющихся ресурсов.
Заключение.
В практику государственного и муниципального управления все больше проникают методы управления, оправдавшие себя на уровне основного производственного звена, прежде всего в частном секторе. Это относится и к формированию временных рабочих групп, и к стратегическому планированию, и к делегированию полномочий, и к маркетингу, и к методам управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и приемам управления. В практику регионального управления внедряются современные информационные технологии, управление развитием региона все в большей мере основывается на управленческих и финансовых нововведениях. Происходит постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой главным было следование инструкциям, к новой модели менеджмента, в которой центральным системообразующим элементом становится ориентация на достижение результата. При этом результатом становится не только высокая эффективность на всех уровнях управления и в целом по региону, но и повышение уровня жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения, инфраструктуры.
Муниципальное управление формируется сегодня как новая сфера управленческой деятельности, профессия и квалификация. С другой стороны, она формируется не "в пустом пространстве", но прорастает в организационно-управленческих формах, сложившихся в советское время для решения принципиально иного круга задач. Проектная организация деятельности муниципального управления позволяет наиболее безболезненно преодолеть это противоречие, благодаря точной локализации планируемого действия и учету всего набора обстоятельств, определяющих возможности его осуществления - в том числе характеристик и возможностей организационно-управленческой системы, в рамках которой осуществляется проект .
Таким образом, концептуальные основы эффективного управления неразрывно связаны с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, ее уровень и качество. Главный компонент социально-экономического развития — это воспроизводство самого человека и создание всей инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности.
Список литературы.
- Бахрах Д. Н. «Административное право», 2004 г.
- Васильев А. А. «Муниципальное управление», 2004 г.
- Гаврилов А. И. «Региональная экономика и управление», 2002 г.
- Тихомиров Ю. А. «Муниципальное право», 2003 г.
- Уткин Э.А., Денисов А. Ф. «Государственное и муниципальное управление», 2001 г.
- Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. «Муниципальное право», 2005 г.
- Козбаненко В.А. «Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное», 2003 г.
- Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. «Муниципальное право», 2005 г.
- Мадьярова А.В. Принципы и критерии определения государственных полномочий, которые могут передаваться органам местного самоуправления. – М.: 2006.
- Соболева Л.Б. «Когда считать органы местного самоуправления сформированными?» 2006 г.
- Радченко А.И. «Основы государственного и муниципального управления», 2001 г.