Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Сущность и характеристика учетной политики для целей налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Фактически обязанность по организации и ведению налогового учета появилась одновременно с формированием новой системы налогообложения – в начале 90-х годов. С выходом первых глав части второй НК РФ в деловой оборот было введено понятие «учетная политика для целей налогообложения». Таким образом, элементы налогового учета должны были появиться еще до принятия главы 25 НК РФ. Однако детальная регламентация налогового учета как методологической и организационной категории осуществлена в главе 25 НК РФ.

Все предприятия вне зависимости от правовой формы, формы собственности и осуществляемых ими видов деятельности необходимо в обязательном порядке составлять учетную политику и для целей налогообложения. Данное требование содержится в действующем налоговом законодательстве (гл. 25 НК РФ).

Основными задачами системы организации налогового учета являются:

- определение общих принципов разделения полномочий и ответственности налоговых и учетных служб на каждом уровне управления (по вертикали) и внутри каждого уровня управления (по горизонтали);

- создание единой системы внутрифирменных документов, регламентирующих деятельность налоговых и учетных служб в системе ведения налогового учета организации. Такими документами могут являться: положения о налоговых и учетных службах, учетная политика в целях налогообложения, различного рода внутренние инструкции и положения, составленные на основании действующего налогового законодательства, но с учетом специфики деятельности предприятия.

Порядок ведения налогового учета фиксируется в учетной политике организации для целей налогообложения

В начале года учреждение пересматривает учетную политику, которой пользовалось в течение предшествующего отчетного периода, и вносит коррективы. К этому документу нужно отнестись предельно внимательно, ведь именно он будет регламентировать деятельность предприятия в течение всего года. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность исследования.

Цель работы – рассмотреть и изучить формирование учетной политики для целей налогообложения.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

- рассмотреть сущность и дать характеристику учетной политики для целей налогообложения;

- изучить процесс формирования учетной политики;


- проанализировать элементы учетной политики.

Методы исследования:

- обработка, анализ научных источников;

- анализ научной литературы, учебников и пособий, а также Интернет изданий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – учетная политика для целей налогообложения.

Предмет исследования – процесс формирования учетной политики для целей налогообложения.

1. Сущность и характеристика учетной политики для целей налогообложения

1.1 Понятие и сущность учетной политики для целей налогообложения

Экономические субъекты в виде средних и крупных предприятий имеют широкий круг обязанностей перед контролирующими органами власти. Основная форма исполнения вмененных действий - это письменная запись всех финансовых и хозяйственных операций и предоставление периодических результатов по ним.

Для целей правильного исчисления налогов и своевременной их уплаты субъекты бизнеса оформляют такие записи в виде бухгалтерского и налогового учета.

Бухгалтерский учет необходим и самому предприятию - для отслеживания динамики деятельности, принятия управленческих решений, расширения или уменьшения масштабов производства, контроля расходов и планирования. А налоговым органам отчеты по бухгалтерии нужны, главным образом, для сверки с данными налогового учета.

Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ, налоговый учет - это комплексное обобщение информации для расчета налогов и сборов, основанное на первичных данных. [1]

Таким образом, цель и оправдание существования налогового учета - это исчисление фискальных платежей и контроль за этим со стороны органов ФНС.

Учетная политика организации - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности), а также совокупность способов ведения налогового учета по всем видам налогов, используемых в организации. [2]

Статьей 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) введено понятие «учетная политика для целей налогообложения».


Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. [1]

Правильно выбранная учетная политика оказывает серьезное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, НДС, налога на имущество, а также основных показателей финансового состояния организации.

В связи с этим, учетная политика организации - это очень важное средство формирования величины основных показателей деятельности организации, ее ценовой политики и налогового планирования. [7]

Если бухгалтерию вести обязаны только организации, а отдельные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, организуют систему двойной записи только по собственному желанию, то налоговый учет возложен на всех хозяйствующих лиц и не является таким же строго структурированным и сложным, как система бухгалтерии.

Но оба вида учета отражаются в одном и том же документе - Приказе об учетной политике, который каждый субъект бизнеса закрепляет согласно индивидуальным особенностям методов документоведения и расчетов. Приказ формируется согласно нормам ПБУ 1/2008.

Практикуется совмещение правил учета в едином документе, а также утверждение отдельных актов. Второй вариант кажется более целесообразным, так как налоговое законодательство изменчиво, поправки вносятся регулярно, и отдельный документ о налоговом учете легче корректировать. [12]

В налоговой учетной политике в зависимости от режима налогообложения указываются элементы исчисления каждого фискального платежа, а при совмещении режимов - все детали раздельного учета.

Наиболее актуальными в настоящее время, в период становления и усовершенствования системы налогообложения в РФ представляются вопросы, связанные с легализацией и одновременной оптимизацией налогообложения предприятий и организаций. Знание налогового законодательства позволяет грамотно подойти к решению данного вопроса. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует с помощью учетной политики создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации. При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

1. сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;


2. создать оптимальную систему налогового учета;

3. предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству;

4. создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации. [10]

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики необходимо учитывать специфику деятельности организации.[12]

1.2 Требования, предъявляемые к налоговой учетной политике

Понятие учетной политики для целей налогообложения базируется на ряде законодательных налоговых документов. Так п. 1 ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ установил [1]:

- принятая организацией учетная политика для целей налогового учета утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителей;

- учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом руководителя организации;

- учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех подразделений организации;

- учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.

Требования к учетной политике для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения практически одинаковы. В целом при разработке учетной политики для целей налогообложения необходимо учитывать следующее:

1) учетная политика для целей налогового учета, так же как и для целей бухгалтерского учета, должна разрабатываться с учетом принципов, определенных налоговым законодательством;

2) учетная политика для целей налогообложения в обязательном порядке должна содержать элементы, вариантность выбора которых прямо предусмотрена законодательством о налогах и сборах, т. е. те элементы, на которые есть прямые ссылки в законе;


3) порядки утверждения и применения учетной политики для целей бухгалтерского налогового учета аналогичны. Организацией может быть принят единый акт, в котором найдут отражение как способы ведения бухгалтерского учета (учетная политика для целей бухгалтерского учета), так и методы определения налоговой базы, исчисления и уплаты налогов (учетная политика для целей налогообложения);

4) принятая учетная политика организации должна обеспечивать формирование достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиками в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет. [16]

В ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ установлено, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. [1]

Итак, понятие «учетная политика» установлено как законодательными документами в области бухгалтерского учета, так и законодательными документами в области налогообложения, соответственно учетная политика должна нести в себе два этих направления. Каждая организация выбирает для себя свой приемлемый метод.

Следует обязательно учитывать, что при проведении проверок Федеральной налоговой службой в обязательном порядке осуществляется анализ выбранной учетной политики.

Учетная политика для целей налогообложения одновременно решает большое количество самых разных задач. Наиболее важные представлены в таблице 1. [18]

Документация, определяющая учетную политику, одновременно решает множество различного рода проблем.

Исходя из обозначенных в ней тезисов, выполняется формирование налогооблагаемой базы. Потому ФНС всегда уделяет пристальное внимание такой документации. Не стоит допускать нарушения при составлении таких документов. Так как в противном случае может быть наложен штраф, иное административное наказание.

Таблица 1 – Основные задачи учетной политики для целей налогообложения

Выбор системы признания доходов

Для осуществления вычисления величины налога на прибыль

Определение методики расчета

Стоимости производственных и материальных запасов

Установление используемого организацией способа

Вычисления амортизации основных средств и всевозможных активов нематериального характера (может быть линейным и нелинейным)

Определение порядка формирования резервов

Так осуществляется регулирование порядка вычисления налога на прибыль

Выбор методики вычисления НДС

Налога на добавочную стоимость (по отгрузке или же оплате)