Файл: Цель и задачи налогового учета (Теоретические аспекты исследования системы налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Налоговый и бухгалтерский учет являются взаимосвязанными системами учета, предоставляющими информацию, необходимую для эффективного функционирования организации, как внешним, так и внутренним пользователям.

Возникновением налогового учета как самостоятельной системы в России можно считать 2002 год, когда в была принята глава 25 НК РФ. Данные изменения вызвали большое количество споров, многие из которых привели к судебным разбирательствам. В связи с этим стала очевидной проблема взаимодействия бухгалтерской и налоговой информационных систем, поиск путей ее решения осуществлялся на государственном уровне.

Налоговый и бухгалтерский учет являются взаимосвязанными системами учета, предоставляющими информацию, необходимую для эффективного функционирования организации, как внешним, так и внутренним пользователям.

Проблемы налогообложения и организации налогового учета традиционно привлекают повышенное внимание ученых и практиков, поскольку в этой сфере пересекаются интересы государства и регионов с интересами субъектов хозяйствования и граждан – плательщиков налогов. Гармонизация и поддержание баланса этих интересов позволяет создать необходимые условия для обеспечения подъема экономики, социальной стабильности в обществе и повышения благосостояния населения.

Свой вклад в развитие налогового учета внесло много ученных и научных деятелей, среди которых: Н.М. Вдовенко, О.Е. Власова, Г.И. Гугул, О.С. Гусакова, З.В. Задорожный, Ю.Б. Иванов, В.В. Карпова, Е.К. Ковальчук, А.И. Крысоватый, Л.Г. Лещишин, В.М. Панасюк, В.М. Поддубная и многие другие. Однако, несмотря на многочисленные исследования, вопрос налогового учета и особенностей его ведения для предприятия остается еще полностью не раскрытым, а поэтому и в дальнейшем актуальным.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы описать систему налогового учета в России на современном этапе.

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть сущность налогового учета;

- выявить этапы развития налогового учета в России;

- рассмотреть особенности формирования налогового учета на предприятии;

- выявить сходства и различия налогового и бухгалтерского учета России.

- выявить проблемы и перспективы развития налогового учета в России.

Объектом исследования является налоговый учет.


Предметом – особенности становления налогового учета в России.

Методологической основой написанию работы послужили труды ученых экономистов, нормативные акты по организации налогового учета, периодические печатные издания, статистические материалы.

В качестве методов исследования использован системный, экономический, статистический анализ.

Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты исследования системы налогового учета

1.1. История развития налогового учета в России

Специалистами выделяется шесть этапов развития налогового учета.

Первый этап (с 1 января 1992 г. по 3 декабря 1994 г.), в данный период наблюдается формирование налоговой базы, а, в первую очередь, речь идет о налоге на прибыль, опиралось на данные бухгалтерского учета.

С 1 января 1992 г., или уже с момента введения на практике новой налоговой системы России, стали появляться отдельные элементы налогового учета.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» было установлено, что сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно. Следовательно, в бухгалтерском учете доходы определялись согласно налоговому законодательству, а состав себестоимости – Закрытым перечнем Положения о составе затрат. В случае возникновения расходов, не попавших в этот перечень, они относились на использование прибыли (счет 81) [38, c. 101].

Второй этап (с 3 декабря 1994 года по 1 июля 1995 года).

Для данного периода развития характерен конфликт между бухгалтерским или финансовым учетом и учетом для целей налогообложения особенно обострился в 1994 г., когда предприниматели выступили против учета для целей налогообложения курсовых разниц, которые возникали из-за изменения курса рубля к иным валютам.

В тот момент спор между бухгалтерским и налоговым учетом был впервые разрешен в пользу последнего. Выразилось это в том, что для расчета балансовой прибыли курсовые разницы продолжали учитываться в общеустановленном порядке, согласно п. 64 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 10. Для целей формирования налогооблагаемой прибыли они уже не имели никакого значения (согласно п. 8 ст. 2 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в редакции от 3 декабря 1994 г.).


Значительным и весьма многоговорящим результатом начала второго этапа развития налогового учета можно отметить и то, что именно с этого периода появился разброс между показателями балансовой и налогооблагаемой прибыли в отчетности предприятия [23, c. 109].

Третий этап (с 1 июля 1995 г. по 19 октября 1995 г.).

Началом данного этапа является принятие Правительством Российской Федерации Постановления от 1 июля 1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

С 1 июля 1995 г. государство фактически отказалось от несвойственной ему функции – контроль за тем, как в процессе производства формируется фактическая себестоимость продукции, и сконцентрировало внимание на своей главной роли в налоговых отношениях – максимально возможном изъятии суммы налога в рамках законодательно установленных условий. Если Положение о составе затрат в прежней редакции (до 1 июля 1995 г.) не делало различий между фактической себестоимостью и себестоимостью в целях налогообложения, так как эти величины совпадали, то в новой редакции эти понятия получили самостоятельный статус и собственное экономическое содержание.

После 1 июля 1995 г. большинство ведущих экономистов и финансистов страны единодушно говорили о том, что наступило время учета для целей налогообложения.

Четвертый этапы (с 19 октября 1995 г. по 1 января 2002 г.)

С 19 октября 1995 г. с приказом Министерства финансов Российской Федерации № 115 «О годовой бухгалтерской отчетности организации за 1995 год» для целей налогообложения решающим фактором стал способ определения выручки от реализации.

Для целей ведения бухгалтерского (финансового) учета все предприятия были обязаны исчислять выручку по моменту перехода права собственности на отгруженную продукцию к покупателю (по моменту отгрузки).

В то же время для целей налогообложения продолжало существовать два метода определения выручки от реализации продукции – по мере ее оплаты или по мере отгрузки товаров (выполнения работ или услуг) и предъявления покупателю соответствующих документов.

Налоговая отчетность в этот период составлялась на основе данных, зафиксированных на счетах бухгалтерского учета путем специальных расчетов и корректировки показателей бухгалтерской отчетности.

Пятый этап (с 1 января 2002 г. по 06 июня 2005 г.).


В данный период произошло окончательное разделение бухгалтерского (финансового) и налогового учета и выделение последнего в самостоятельную систему финансовых отношений. С 1 января 2002 г. в НК РФ закрепилось официальное понятие «налоговый учет» в ст. 313 НК РФ.

Шестой этап (с 2005 года по настоящее время.

На современном этапе развития налогового учета одной из наиболее дискутируемых проблем является упразднение налогового учета. Однако речь идет не о возвращении к истокам, когда бухгалтерский учет был, по сути, подчинен потребностям налогового учета, а, наоборот, о формировании налоговой базы исключительно по данным бухгалтерского учета. Основными аргументами являются снижение трудоемкости и сокращение административных расходов. Конфликт интересов возникает ввиду разных целей, субъективизма, необходимости пополнения государственного бюджета, свободы профессионального суждения.

В заключение следует отметить, что сближение систем бухгалтерского и налогового учета невозможно и ненужно, поскольку в современных условиях с помощью компьютерных технологий возможно использование единой информационной базы первичных документов, на основе которой возможно автоматизированное ведение и бухгалтерского, и налогового учета. То есть постепенно снижается трудоемкость от ведения одновременно двух видов учета. А существование отдельно налогового и бухгалтерского учета необходимо, так как они преследуют разные цели. Так, основная цель бухгалтерского учета – вызвать интерес инвесторов, кредиторов, показывая прибыльность организации, а у налогового учета – предоставить достоверную информацию об этой прибыли в налоговые органы.

1.2. Система налогового учета в России

На сегодняшний день в российской практике как такового налогового учета нет.

Организации ведут налоговый учет по-разному. При этом существует лишь небольшой перечень исключений (благотворительные учреждения и некоторые иные) на которые данное правило не распространяется. Порядок ведения налоговой отчетности утверждается на законодательном уровне, Налоговым кодексом РФ и иными нормативно-правовыми документами.

Чтобы избежать всевозможных сложностей и нарушений при ведении налогового учета, потребуется ознакомиться с действующими законодательными нормами. Для понимания наиболее важных моментов требуется разобраться с некоторыми терминами: налоговый учет; бухгалтерский учет; налогоплательщик; НДФЛ; НДС; вычет; ФНС; камеральная и выездная проверка [10, c. 74].


Налоговый учет Российской Федерации представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации. Все необходимые данные берутся из бухгалтерских документов. Они распределены по группам в порядке, обозначенном в НК РФ [1].

В рамках бухгалтерского учета может осуществлять учет налоговый. В случае расхождения правил учета бухгалтерского и налогового в специальных регистрах делаются определенные корректировки [3, c. 80].

Модели организации налогового учета могут быть различными. Но основная цель всегда остается неизменной - это сбор полной и максимально достоверной информации о финансовом, имущественном состоянии конкретного предприятия. Налоговый учет позволяет также реализовывать следующие важные задачи: избежать отрицательных результатов при ведении деятельности хозяйственного характера, обеспечить в принудительном порядке финансовую стабильность конкретного предприятия, осуществлять контроль за соблюдением действующего законодательства, положений нормативно-правовых актов, контроль необходимости проведения финансовых операций, для выявления схем ухода от налогов.

Внутренний контроль за соблюдением налогового законодательства и правил учета подобного рода должны осуществлять следующие лица:

- главный бухгалтер;

- руководитель;

- учредитель. Важно помнить о наказуемости допущения ошибок при ведении налогового учета. Причем в некоторых случаях ошибки грозят не просто штрафом, но также административным и даже уголовным наказанием. Потому следует избегать подобного рода прецедентов, ответственно относиться к сдаче отчетности, ведению налогового и бухгалтерского учета [6, c. 110].

Осуществлять постановку на налоговый учет необходимо в соответствии с установленным регламентом. При этом следует соблюдать большое количество различных нормативов, правил. Стоит ознакомиться с ними заранее. Каждый год налоговое законодательство реформируется – важно отслеживать все изменения. При проведении камеральной или выездной проверки ФНС всегда в первую очередь обращает внимание на все, что связано с нововведениями в налоговой сфере. Основополагающими нормативно-правовыми актами являются следующие: ст.№311 НК РФ Процесс устранения двойного налогообложения, ст.№312 НК РФ «Особые моменты налогообложения», ст.№313 НК РФ «Основные правила ведения налогового учета», ст.№314 НК РФ «Регистры аналитического характера данного вида учета».