Файл: Система источников предпринимательского права (История развития предпринимательства и предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Мировой опыт свидетельствует: предпринимательство является важным элементом рыночной экономики, без которого государство не может развиваться гармонично. Оно определяет во многом темпы экономического роста, качество и структуру валового национального продукта.

Предпринимательство является исторической категорией. Оно не является чем-то застывшим и сложившимся окончательно. Претерпевают изменения его форма и содержание, сфера приложения становится более обширной. Развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночного хозяйства, связано неразрывно с эволюцией последнего. В отечественной истории предпринимательство в качестве самостоятельного социально-экономического явления существует больше 25 лет.

Развитие государства, гражданского общества и экономики сопровождается эволюцией права, нормы которого определяют правила поведения участников общественных отношений. Осознание правоведами многогранности права, его изменчивости, адаптации и развития привело к необходимости его постоянного изучения. Важное методологическое значение имеет формирование учеными-правоведами целостной правовой системы, состоящей из отраслей, подотраслей, институтов и отдельных норм права, а также упорядочивающей данные нормы.

Анализ системы права и ее отраслей с учетом критериев «предмет», «метод» и «объект регулирования» отрасли права не сформировал в правоведении единого мнения относительно отрасли предпринимательского права. В отечественном правоведении систему национального права предлагали делить на отрасли по предмету регулирования - по содержанию общественных отношений (А.В. Дозорцев, В.К. Райхер), по характеру регулируемых отношений (В.В. Лаптев), по предмету и методу (С.С. Алексеев, И.В. Павлов, Ю.К. Толстой, В.Ф. Яковлев), по адресату регулирования (В.С. Тадевосян). Предлагается использовать наиболее удачный критерий классификации отраслей права по предмету и характеру регулируемых отношений, позволяющий без труда определить особенности отрасли предпринимательского права.

Тема данной работы является актуальной, поскольку знания истоков и традиций предпринимательства могут помочь через переосмысление прошлого понять современную жизнь и, вероятно, избежать некоторых ошибок.

Целью настоящей работы выступает исследование системы источников предпринимательского права.


В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить ряд задач, таких как:

- рассмотреть истоки предпринимательства в стране до реформ Петра I;

- охарактеризовать предпринимательство в дореволюционный период;

- выявить особенности предпринимательства в советское время;

- проанализировать развитие предпринимательства на современном этапе;

- описать современную систему источников предпринимательского права.

Объектом исследования в курсовой работе выступают источники предпринимательского права, предметом – правовые отношения, возникающие между государственными органами и субъектами предпринимательства.

1. История развития предпринимательства и предпринимательского права

1.1. Развитие предпринимательства на Руси до реформ Петра I

Развитие предпринимательства на Руси условно можно разделить на три этапа:

- период Киевской Руси до татарского нашествия (IX-XIII вв.);

- период нашествия татар (XIII-XV вв.);

- период объединения Руси под началом Москвы (XV-XVII в.в).

Как считают многие авторы, торговое предпринимательство известно на Руси как минимум с 10-го столетия. Первые данные о русском древнем купечестве относятся уже ко временам варяжских князей; договоры с греками подтверждают, что в 10-м столетии жило большое количество русских в Цареграде, продававших там невольников и покупавших различные ткани. Пчеловодство и звериная ловля им доставляли большое количество воска, меда и драгоценных мехов, которые являлись, как и невольники, основным предметом их торговли [20, с. 23].

Первоначально русские купцы не имели металлических денег, а в качестве эквивалента стоимости применяли шкуры пушных зверей, в том числе куниц и белок, и поэтому деньги на Руси назывались куны, что означало деньги. Дальнейшим этапом стали гривны – куски серебра определенного веса и формы. Поскольку гривны имели слишком большую стоимость, были неудобными в повседневных делах, их стали рубить на более мелкие части – так возникли «рубли». В конце 13-го–начале 14-го столетия «гривна серебра» уступила окончательно пальму первенства «серебряному рублю», который стал с тех пор главной денежной счетной единицей денежной системы на Руси.


Однако первые серебряные монеты появились на Руси существенно раньше – их начал чеканить в конце 10-го века князь Владимир.

Но своих монет на Руси в то время явно было недостаточно, и купцы в расчетах с покупателями и между собой использовали чаще денарии, которые поступали с Востока. Это обусловлено тем, что на территории Древней Руси проходил торговый путь «из варяг в греки», а также ряд иных существенных торговых путей между государствами Западной Европой и Востока. Выгодное геополитическое положение множества древнерусских княжеств обуславливало развитие в них предпринимательства, которое было представлено не только торговцами, но и пасечниками, охотниками, ремесленниками и др.

Нашествие татаро-монголов и дальнейшая оккупация государства сказалась отрицательно на развитии предпринимательства. Экономическая база Руси была подорвана, ресурсы людей оскуднели, а налоговый гнет стал в особенности сильным, поскольку предпринимателям необходимо было платить дань местным князьям в повышенном размере, ведь последние платили, в свою очередь, дань татарам. Но Северная Русь в данный период, напротив, испытывала экономический подъем, поскольку Псков и Новгород превратились по существу в единственных посредников между Северной Россией и Западной Европой. На севере страны налоговая политика была достаточно терпимой – торговая пошлина составляла примерно 10 процентов от стоимости товара, что было существенно меньше обычной нормы прибыли торговых операций в то время даже при учете риска. Это был так называемы «безмонетный период» русского денежного обращения, когда единственным эквивалентом при торговых операциях являлись слитки серебра – гривны. Возобновление монетного обращение относят на Руси ко второй половине 14-го века, когда множество русских княжеств чеканили свои собственные монеты – серебряные деньги [8, с. 82].

Как считают некоторые исследователи, период с конца 15-го столетия характеризовался спадом в развитии предпринимательства: снижением численности предпринимательского сословия и слиянием его с иными слоями городского населения, что выражалось в снижении торговых операций в связи с политикой государства. Необходимо сказать, что предпринимательство на Руси всегда в существенной мере зависело от произвола властей – первоначально князей, а потом и царей. При «хорошем» царе экономическая жизнь страны претерпевала подъем, а при «плохом» - спад. В качестве примера крайне негативного влияния власти царя на русское предпринимательство можно привести фактическое уничтожение северной экономической зоны Иваном IV в начале 1494 года, от которого пострадали города Новгород, Псков и Тверь. В данной кровавой акции были уничтожены почти все наиболее крупные новгородские предприниматели, а богатство данного процветающего региона было захвачено в казну государства.


После правления Ивана IV возобновился подъем российского предпринимательства, но темпы данного процесса были несущественны. Торговле препятствовали несколько факторов: изолированность государства от мировой торговли, отсутствие безопасных выходов к морям, набеги южных татар, войны, которые Россия вела с соседями и др. К 17-му столетию восстановилась постепенно роль Новгорода как центра торговли с Западом. Во внутренней торговле выступали наиболее внушительной силой крупные дворяне, обладавшие привилегиями. В область товарного обращения входили ремесленные изделия и продукты промысло­вого хозяйства. Через Смоленск и Новгород осуществляются торговые связи с Западом, куда экспортировали лес и отечественные промысловые продукты, а в Россию доставляли промышленные товары: утварь, оружие, сукно. С Востока в страну поступали китайский фарфор, ткани, драгоценности. В страны Востока вывозились воск, пенька, меха. На протяжении 16-го-17-го столетий рост товарного оборота торговли привел к развитию денежных отношений и накоплению капиталов.

1.2. Предпринимательство в государстве в дореволюционный период

Влияние Петра Великого на отечественную экономику едва ли можно переоценить. При великом реформаторе осуществлялась беспрецедентная государственная поддержка сельскохозяйственных производителей, промышленников и купцов, однако была оговорка – если их бизнес приносил государству пользу. Петр Великий содействовал строительству заводов и фабрик, применяя как государственные средства, так и собственные капиталы купцов, которым было приказано объединяться в «кумпанства» (компании). Для защиты российской промышленности был установлен общий протекционистский тариф, в соответствии с которым на иностранные товары, которые могли конкурировать с российскими аналогами, накладывалась большая пошлина. Царь стремился научить людей заниматься предпринимательством, развить в них такие качества, как целеустремленность, любознательность, активность, желание достигать поставленных целей [7, с. 79].

Во времена Петра Великого любой предприимчивый и активный человек мог стать очень обеспеченным. В качестве примера можно привести простого тульского кузнеца Никиту Демидова, который организовал при поддержке императора на Урале большое по тем временам производство, на котором работало больше тридцати тысяч рабочих. Демидов при этом не имел соответствующего стартового капитала и в свое распоряжение получил казённые рабочую силу, леса и земли. Основное отличие предпринимателей эпохи Петра Великого от их постсоветских коллег заключается в том, что «птенцы гнезда Петрова» создавали сами отечественную промышленность почти на пустом месте, в то время как большая часть нынешних крупных предпринимателей, по сути, захватили то, что создавалось трудом миллионов граждан СССР.


После смерти Петра I предпринимательству со стороны государства не уделялось уже настолько же существенного внимания, однако контроль со стороны государства – зачастую достаточно субъективный и не всегда обоснованный с экономической точки зрения - продолжался.

Новый этап развития предпринимательства начался при Екатерине Великой, которая в существенной мере сократила государственные монополии в сфере промышленности и торговли. При Екатерине Великой в России стало формироваться среднее сословие за счет предоставления экономической свободы в предпринимательских начинаниях, а также расширения емкости внутреннего рынка. В 18-м столетии происходило активное развитие крепостного предпринимательства. Крепостная буржуазия ориентировалась на вы­пуск «народных» товаров крестьянского спроса, в том числе, ей принадлежала в основном текстильная отрасль производства, центром которой стало село Иваново графов Шереметевых [3, с. 83].

Реформа 1861-го года дала импульс интенсивному и широкому развитию частного предпринимательства. В указанном году в Петербурге возник первый в стране частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов - Воронеж. Проведены первые форумы русских предпринимателей - первый купеческий съезд (1865 г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Активное развитие получила одна из ведущих в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая [19, с. 63].

Отечественное законодательство в указанные годы выделяло такие организационные формы предпринимательства, как акционерно-паевые общества, торговые дома и единоличные фирмы. Участники торгового дома («товарищи») в случае несостоятельности предприятия отвечали всем своим имуществом, иными словами несли неограниченную, полную ответственность, а участники товарищества на паях («пайщики») и участники акционерного общества («акционеры») несли ограниченную, неполную ответственность в рамках вклада их в капитал предприятия.

К началу 20-го столетия наметились тенденции монополистического объединения отечественных предпринимателей. Процессами монополизации были охвачены ведущие промышленные отрасли. В остальных сферах они чаще всего развивались в каком-то отдельном производстве: в пищевкусовой, например, было монополизировано сахарорафинадное производство, а в промышленности стройматериалов - цементное.

Хотя российские предприниматели прибегали почти ко всем формам монополистических соглашений, включая концерны и тресты, в большей части случаев они объединялись в синдикаты.