Файл: Система источников предпринимательского права (История развития предпринимательства и предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зарубежная деятельность отечественного предпринимательства сводилась чаще всего к экспорту товаров, резко преобладавшим над вывозом капитала. В Западную Европу отечественные предприниматели вывозили в основном сырьевые товары, а также продовольствие: лен, лес, хлеб, яйца, кожу. В страны Востока - промышленные товары, в основном хлопчатобумажную ткань, нефтепродукты, шерсть, марганцевую руду, металлические изделия, стекло.

В целом во второй половине 19-го-начале 20-го столетий предпринимательство получило наибольшие в истории страны возможности развития. Но противоречия экономической и общественной системы не могли не оказать воздействия на развитие предпринимательства.

1.3. Развитие предпринимательства в советское время

Период с Октябрьской революции 1917-го года до начала 20-х годов можно назвать условно вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Особенностью его стало обширное вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Данная политика вытекала из представлений марксизма о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, сторонники марксизма ее связывали в первую очередь с эксплуатацией и частной собственностью, хотя и признавали организаторские и созидательные функции предпринимательства [2, с. 92].

Во всех сферах жизни общества установилась государственная монополия. Осуществилась национализация крупных предприятий промышленности, а спустя некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве делался упор на уравнительный передел земли с дальнейшим развитием крупных коллективных хозяйств. Введение хлебной монополии государства подорвало конкуренцию между производителями продукции сельского хозяйства. Монопольное положение государства, централизация, лишение производителей самостоятельности, устранение между ними конкуренции - все это стало тормозом для развития предпринимательской деятельности. Но предпринимательством продолжало заниматься существенное количество средних и мелких самостоятельных (частных) хозяев. Одни из них относились к «бывшим», другие в условиях мелкотоварного сектора экономики лишь нарождались. Однако сфера предпринимательской деятельности постоянно снижалась.

Во времена НЭПа предпринимательскими функциями, по существу, заниматься стало, в первую очередь, государство, что проявилось, в частности, в концессиях. Концессия собой представляла договор между иностранным капиталистом и СССР, согласно которому капиталисту передавались для эксплуатации определенные участки земли или объекты. Расчет с государством мог осуществляться как в натуральной форме - произведенной продукцией, так и в денежной.


Годы НЭПа сформировали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства, поскольку этому содействовали два обстоятельства: денационализация мелких предприятий и законодательное разрешение учредительской деятельности. Не уведомляя предварительно местные органы власти, частные лица могли, к примеру, открыть промышленное предприятие с количеством наемных рабочих от 10 до 20 человек. С момента официального признания частных предпринимателей они достаточно успешно начали конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства давали возможность реагировать гибко на изменения конъюнктуры рынка, поскольку мелкий бизнес пользовался незамедлительно трудностями и ошибками государственных предприятий [18, с. 163].

Дальнейший этап охватил период, который длился примерно 60 лет - с конца 20-х годов до второй половины 80-х годов - период безраздельного господства административно - командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство было практически изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей данного экономического сектора, предпринимательство в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжало свое существование.

Уйдя «в тень», предприниматели стремились реализовать свой коммерческий опыт посредством спекуляции под вывеской комиссионной или колхозной торговли. На такой основе получил развитие частный автосервис и прочие виды услуг. Конкурентоспособности «теневого» бизнеса содействовала ориентация его на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала.

Радикальные реформы в экономике, которые начались в конце 80-х годов в восточноевропейских странах, нарастание экономических сложностей внутри отечественного государства заставили осмыслить заново многие реалии. В качестве стратегической задачи последующего экономического развития была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования. Административно - командная система разрушалась, появились условия для перехода к рыночной модели общества. Впервые после нэпа предпринимательство получило в российской экономике официальное признание. Создалась нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности. Так, в том числе, в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательство определяется в качестве инициативной самостоятельной деятельности граждан и их объединений, направленной на получение прибыли [1].


2. Система источников предпринимательского права в современный период

2.1. Развитие предпринимательства в современный период

После распада СССР предпринимательская деятельность в стране окончательно была легализирована. Предпринимательство превратилось в почетное занятие. Возникла возможность легализовать подпольные капиталы у подпольных фирм. За первое полугодие 1992 г. в стране было зарегистрировано 350 тыс. товариществ, 80 тыс. акционерных обществ, 5 тыс. коммерческих банков, 8 тыс. совместных предприятий. К концу указанного года на предприятиях «нового бизнеса» занято было уже 16 млн. человек, что составляло 22 % от общей численности работающих в стране [4, с. 292].

По мере углубления либеральных реформ в частном бизнесе осуществилась смена ценностной ориентации и самой «фигуры предпринимателя». Первоначально на смену кооператорам с их поведением и психологией временщиков пришли экс-управленцы, партийные и министерские работники, ИТР промышленных предприятий. Они принесли в предпринимательство свои прежние неформальные связи, знание функционирования государственных предприятий. Полем их деятельности стали всевозможные СП (совместные с иностранным капиталом предприятия), биржи, коммерческие банки. Именно в кредитно-финансовой сфере частный бизнес развился в первые годы реформ ускоренными темпами.

В 1993 г. настало время совершенно нового для России типа делового человека, сфера которого в бизнесе – интеллектуальные услуги (консалтинг, аудит, инжиниринговая и инновационная деятельность).

Таким образом, в 90-е годы осуществилось возрождение отечественного предпринимательства, прежде всего среднего и крупного. Становление его происходило в непростых условиях нецивилизованного рынка: коррумпированности чиновничества, незащищенности предпринимателей от многочисленных криминальных группировок, неразвитой нормативной базы для их деятельности. В результате вымогательство и раздел сфер влияния между преступными кланами стали в российском бизнесе обычным явлением, и, к сожалению, это наблюдается и в настоящее время.


В современной России становление рыночной экономики происходит, чаще всего, на основе заимствования зарубежной предпринимательской практики, хотя страна имеет успешный многовековой опыт деятельности института предпринимательства. Без учета опыта предков, ставивших перед собой идентичные цели и действовавших в том же направлении, что и современные предприниматели, без своих исторических корней предпринимательство повторит уже сделанные ошибки.

Создание условий для предпринимательства, в особенности в сфере материального производства, является в настоящее время важнейшей составляющей экономической политики страны.

2.2. Развитие предпринимательства в современный период

Историческое деление права на частное и публичное со временем приобрело методологический характер для отграничения частных от публичных норм права. Многогранность отраслей российского права позволили, в частности, В.К. Райхеру сделать вывод о делении отраслей права на основные и комплексные. При этом большинство отраслей права становились комплексными, о чем также говорил Ю.К. Толстой , поскольку выделить «химически чистые» отрасли права невозможно. Эту мысль в своей интерпретации продолжил С.С. Алексеев, который рассматривал хозяйственное право как комплексную отрасль права. Он исходил из деления отраслей права на профилирующие, специальные и комплексные. По его мнению, хозяйственное право соединило в себе разнородные институты профилирующих и специальных отраслей права. С данной позицией сложно согласиться. Безусловно, отрасли права не отделяются глухой стеной (В.В. Лаптев), вместе с тем необходимо определить границы отраслей, иначе «стирание» граней отраслей системы права неизбежно породит противоречие в правоприменительной деятельности и приведет к дисбалансу, в том числе в экономических отношениях.

Ряд норм права в силу их межотраслевого характера вообще нельзя отнести исключительно к какой-либо одной отрасли права (например, нормы о собственности, договоре, участниках гражданского оборота). Они могут образовывать межотраслевые институты. Традиционный подход выделения из основ частного права таких отраслей, как гражданское, трудовое, семейное, предпринимательское, земельное право и других, является условным. Так, например, в Гражданском кодексе РФ больше императивных, чем диспозитивных норм, что заставляет усомниться в диспозитивности и частноправовом характере гражданских отношений.


В истории отечественного правоведения цивилистическая критика идей школы хозяйственного права неизбежно приводила ученых к выводу о существовании самостоятельной системы хозяйственного законодательства - совокупности норм права, регулирующей народное хозяйство.

Уникальность норм предпринимательского права до сих пор остается поводом для научных дискуссий и критики с возвращением к догмам римского частного права. Не умаляя достоинства римского права и его роль в развитии права в целом, надо признать, что в современных условиях развития общественных отношений в России деление норм на частные и публичные имеет только методологическое значение. Существующая палитра правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, свидетельствует о единстве частноправового и публично-правового элементов предпринимательского правопорядка. Академик В.В. Лаптев, анализируя реальное состояние экономики России, справедливо делает акцент на неспособность традиционных цивилистических подходов урегулировать экономику. Между прочим, к аналогичному выводу приходит и академик Ю.К. Толстой, анализируя Концепцию развития гражданского законодательства: «Сейчас основная задача состоит в том, чтобы найти оптимальный баланс в соотношении публично-правового и частноправового регулирования». Впоследствии Ю.К. Толстой также выскажет мнение о непоследовательности игнорирования эффективности планово-административных актов, которые в условиях нынешнего кризиса необходимы для усиления вмешательства государства в происходящие экономические и социальные процессы.

Выработанная третьей школой хозяйственного (предпринимательского) права (В.В. Лаптевым, В.К. Мамутовым и др.) концепция сформулировала единство частного и публичного начал в нормах предпринимательского права. Сформулированный оптимальный баланс между частноправовым и публично-правовым элементами регулирования предпринимательско-правовых (хозяйственно-правовых) отношений доказал уникальность отрасли предпринимательского права. Концепцию такого единства в своей интерпретации изложил Н.М. Коршунов в теории конвергенции норм частного и публичного права, в которой исследованы тенденции сближения (конвергенции) до степени смешения частных и публичных начал регулирования в национальной правовой системе.

Анализ предмета предпринимательского права (общественных отношений) осложняется последними тенденциями в правоведении. Так, отмечается постоянная «погоня» за открытием новых отраслей права. Ряд правоведов, дабы отличиться на научном поприще, формулируют «новые» квазисамостоятельные отрасли права, которые, по сути, являются частью фундаментальных отраслей права. В частности, доказывается научная обоснованность и самостоятельность таких отраслей права, как «промышленное», «корпоративное», «транспортное», «строительное», «инвестиционное», «энергетическое», «страховое», «конкурентное» или «банковское» право, которые, по сути, представляют одно из направлений экономической деятельности или подотрасль (институт) предпринимательского права. Например, если брать за точку отсчета при доказывании самостоятельности корпоративного права уникальные отношения (предмет отрасли) - корпоративные отношения, под которыми понимаются отношения по реализации корпоративных прав на управление корпорацией в силу членства в ней, то за рамки таких отношений «выпадают» отношения между учредителями по созданию, государственной регистрации корпораций и иные, сопутствующие корпоративным отношения. Но ведь в действительности это часть предмета предпринимательского права.