Файл: Правовая основа оперативно-розыскной деятельности в России.pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. История создания и развития основ оперативно-розыскной деятельности
1.1 Создание основ оперативно-розыскной деятельности в мире
2. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности в России
2.1 Понятие и сущность основ оперативно-розыскной деятельности
2.2 Нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
Кроме основополагающих принципов в Конституции РФ прописаны полномочия органов государственной власти, которые создают законодательные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов в сфере борьбе с преступностью это статьи 76, 90, а также статьи 104, 105 и 115.[13]
Так же в Конституции находятся ряд статей, которые регулируют условия исполнения оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан. Например, это ч. 2 ст. 23 и ст. 25 которые предписывают строгое получения судебного решения в том случае если имеется необходимость для ограничения права граждан в частности на тайну переписки, или телефонных переговоров, а также почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Данные нормы прописаны в ч. 2 ст. 8 Федерального закона.
Главную роль по правовому регулированию ОРД выполняет изучаемый Федеральный закон. Закон об ОРД 1995 г. в настоящее время имеет ряд изменений и дополнений, которые связаны с изменениями в социально-экономических отношениях в государстве.
Так, Федеральный закон 1999 г. N 6-ФЗ принес изменения и дополнения, которые были необходимы на основании присоединения Российской Федерации к Европейской Конвенции по защите прав и основных свобод человека (1950) г. что в свою очередь повлекло к изменениям системы защиты прав и свобод граждан при реализации ОРД.
Например, на основании ст. 8 этой Конвенции, каждый человек имеет право, как на уважение его личной, так и семейной жизни, а также его жилища и корреспонденции. Строго запрещено вмешательство со стороны государства в реализацию данного права, за исключением тех случая, когда данное вмешательство регламентировано законом и необходимо осуществления национальной безопасности, а также общественного порядка и экономического развития страны, имея цель предотвращение беспорядков и преступлений, а также для обеспечения охраны здоровья и нравственности, и конечно защиты прав и свобод иных лиц.
Нормативно-правовые предписания, которые обладают меньшей юридической силой, чем Основной Закон, и которые образуют правовую основу для осуществления ОРД, являются законодательные акты, которые делятся на несколько групп, а именно:
- акты, которые закрепляют основные положения для осуществления ОРД;
- акты, которые регулируют деятельность отдельных элементов ОРД;
- акты, регулирующие группу отношений, которые возникают при реализации частных задач ОРД.[14]
Так в первую группу отношений входят УК РФ, который определяет материальные признаки преступлений, которые необходимы для выявления, предупреждение, а также раскрытие преступлений для осуществления оперативно-розыскной деятельности. Установление наличия данных признаков на основании ст. 7 Закона является основанием для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, так как при их отсутствии невозможно осуществление ОРД.
Так же в уголовном законе находятся ряд правовых институтов и норм, которые имеют немаловажное значение для осуществления ОРД. Например, в ст. 15 УК РФ дано определение понятия что является тяжким преступлением, признаки которого на основании ст. 8 Закона об ОРД необходимы в качестве одного из условий для осуществления некоторых оперативно-розыскных мероприятий. [15]
В уголовно-процессуальном кодексе на органы дознания возложена обязанность по осуществлению оперативно-розыскных мер с целью обнаружения преступлений, а также лиц, которые их совершивших данное положение прописано в ч. 1 ст. 210 УПК РФ.[16] Из этого, образуется легитимность ОРД с целью решения задач по борьбе с преступностью.
В уголовно-процессуальном законе прописан порядок взаимодействия между следователем и оперативным работником с целью раскрытия и расследования преступления что прописано в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ; а также определяется перечень преступлений, для которых необходимо предварительное следствие, что на основании ст. 8 Закона об ОРД определено как обязательное условие для осуществления ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан. Давая определение обстоятельствам, которые подлежат доказыванию по уголовному делу что прописано в ст. 73 УПК РФ, а также виды доказательств что прописано в ст. 74 УПК РФ и их способы собирания что прописаны в ст. 86 УПК РФ, уголовно-процессуальный закон является основой, которая определяет приемы по получению оперативно-розыскной информации, а также процедур по ее использованию в уголовном процессе.
Согласно положениям, ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 января 92 N 2201-1, прокуратура осуществляет свою деятельность по надзору за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, а также дознание и предварительное следствие.
Те законодательные акты, которые регламентируют деятельность элементов ОРД, играют определяющую роль для правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, так как они закладывают основы по разграничению полномочий между оперативными аппаратами и определяют их основные задачи, которые устанавливают их права и обязанности.
К другим нормативно-правовым актам, которые издают федеральные органы государственной власти, которые регулируют деятельность ОРД, являются:
- во-первых, указы Президента Российской Федерации;
- во-вторых, постановления Правительства Российской Федерации;
- в-третьих, акты министерств и Генеральной прокуратуры РФ.
В ч. 2 ст. 4 Закона об ОРД прописана возможность для органов, которые осуществляют ОРД, проводить работу по разработке и принятию специальных правоприменительных актов, то есть положений, инструкций, которые устанавливают порядок по реализации предписанного законом.
На основании этого в положениях Закона об ОРД не редко встретить бланкетные правовые нормы. Например, в ст. 6 Закона об ОРД прописано проведение определенных мероприятий в том порядке, который определяется межведомственными нормативно-правовыми актами или же соглашениями между органами, которые осуществляют данную деятельность; а ст. 9 данного Закона закрепляет, перечень руководителей органов, которые осуществляют ОРД, и имеют право выносить постановление с целью проведении оперативно-розыскного мероприятия, которые ограничивают конституционные права граждан; в ст. 10 прописано, что список дел оперативного учета а также порядок их ведения регулируются нормативно-правовыми актами органов, которые осуществляют ОРД; в ст. 11 прописано, что передача результатов оперативно-розыскной деятельности непосредственно органу дознания, а также следователю или суду выполняется на основании выданного постановления руководителя органа, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность, в том порядке, который предусмотрен ведомственными нормативно-правовыми актами .
Вывод: Как следует из данного параграфа, нормативно-правовое регу-лирование оперативно-розыскной деятельности делится на пять уровней от конституции РФ и закона об ОРД до ведомственных актах регулирующих данную деятельность.
Заключение
Оперативно-розыскная деятельность — это тот вид деятельности, который осуществляется оперативными службами государственных органов, и является неотделимым элементом системы государственных мер, которые направлены на борьбу с преступностью. Стоит отметить, что в отличие от иных видов правоохранительной деятельности, например, административной или уголовно-процессуальной, ОРД имеет значительно меньшую законодательную регламентацию, а также выделяется слабой научной проработкой тех правовых проблем, которые возникают в процессе реализации ОРД.
Принятие ФЗ об оперативно-розыскной деятельности, который имеет прямое действие на всей территории России изменило статус ОРД. Так ОРД с одной стороны сохранила свой закрытый характер, а с другой стала самостоятельной государственно-правовой формой по борьбе с преступностью, которая открыта для общества. Государство создало нормативно-правовую базу закрепив ее основные положения. Раньше ОРД регулировалась нормативными актами ведомств, которые тоже носили характер прямого действия с одной стороны, но с другой вызывали много суждений о законности и о пределах данной деятельности. Изучение содержания Закона дает полный ответ на все основополагающие вопросы данного вида правоохранительной деятельности.
Отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности, кроме Закона об ОРД, также регулируются и в иных законодательных актах. А еще с советского времени наблюдалось, что специализированные меры по борьбе с преступностью имеют хорошо выраженную правовую основу.
Список литературы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)-Режим доступа http://www.consultant.ru (дата обращения 02.01.2019г.)
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996г. №63-ФЗ [ред. от 12.11.2019г.]
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 18.12.2001г. №174-ФЗ [ред. от 12.11.2019г.]
4. Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон от 12.08.1995г. №144-ФЗ [ред. от 06.07.2016г.]
5.Алсултанов М.Р. Сбор доказательств оперативно-розыскным путем и некоторые проблемы его реализации // Вестник СевКавГТИ. 2014. № 19. С. 88-91.
6. Бостанов Р.А., к вопросу об изменениях в порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам, ведущим уголовный процесс/ Р.А. Бостанов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (36). С. 14-17.
7. Буйнова Н.Б. О некоторых проблемах использования доказательств, сформированных на основании результатов оперативно-розыскной деятельности/ Н.Б. Буйнов // Российское правосудие. 2015. № 11 (115). С. 98-103.
8.Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник/ Е.С. Дубоносов. -М.: Юрайт, 2017. - 478 с.
9. Зуев С.В. Доказательственное значение результатов оперативно-розыскной деятельности: проблемы нормативного регулирования и практики право применения/ С.В. Зуев // Проблемы права. 2015. № 2 (50). С. 148-152.
10. Зорин Р.Г. Совершенствование правового регулирования использования результатов орд в качестве доказательств и их источников в уголовном судопроизводстве/ Р.Г. Зорин // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 4 (55). С. 39-42.
11. Колосович М.С. Зарождение процедуры розыска и формирования доказательств в праве Древней Руси/ М.С. Колосович // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 3 (34). С. 95-99.
12. Кокурин Г. К вопросу о понятии результатов оперативно-розыскной деятельности/ Г.К. Кокурин // Бизнес, менеджмент и право. 2015. № 1. С. 93-97.
13. Каац М.Э. К вопросу о критериях оценки результатов орд-доказательств в отечественном уголовном судопроизводстве/ М.Э. Каац // Актуальные проблемы права и государства в XX веке. 2015. № 7-4. С. 241-251.
14. Лапин Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник/ Е.С. Лапин. -М.: Юрайт, 2017. - 288 c.
15. Печников Г.А Результаты оперативно-розыскной деятельности / Г.А. Печников // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1 (28). С. 188-192.
16. Скрипниченко В.В. Истина: добыча и поиск (исторический очерк)/ В.В. Скрипниченко // История государства и права. 2015. № 1. С. 11-13.
17. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность: учебник/А.Н. Халиков. - М.: Инфра, 2018. – 324 с.
-
Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность: учебник/А.Н. Халиков. - М.: Инфра, 2018. – 324 с. ↑
-
Колосович М.С. Зарождение процедуры розыска и формирования доказательств в праве Древней Руси/ М.С. Колосович // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 3 (34). С. 95-99. ↑
-
Скрипниченко В.В. Истина: добыча и поиск (исторический очерк)/ В.В. Скрипниченко // История государства и права. 2015. № 1. С. 11-13. ↑
-
Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность: учебник/А.Н. Халиков. - М.: Инфра, 2018. – 324 с. ↑
-
Каац М.Э. К вопросу о критериях оценки результатов орд-доказательств в отечественном уголовном судопроизводстве/ М.Э. Каац // Актуальные проблемы права и государства в XX веке. 2015. № 7-4. С. 241-251. ↑
-
Буйнова Н.Б. О некоторых проблемах использования доказательств, сформированных на основании результатов оперативно-розыскной деятельности/ Н.Б. Буйнов // Российское правосудие. 2015. № 11 (115). С. 98-103. ↑
-
Алсултанов М.Р. Сбор доказательств оперативно-розыскным путем и некоторые проблемы его реализации // Вестник СевКавГТИ. 2014. № 19. С. 88-91. ↑
-
Бостанов Р.А., к вопросу об изменениях в порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам, ведущим уголовный процесс/ Р.А. Бостанов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (36). С. 14-17. ↑
-
Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник/ Е.С. Дубоносов. -М.: Юрайт, 2017. - 478 с. ↑
-
Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон от 12.08.1995г. №144-ФЗ [ред. от 06.07.2016г.] ↑
-
Печников Г.А Результаты оперативно-розыскной деятельности / Г.А. Печников // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1 (28). С. 188-192. ↑
-
Лапин Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник/ Е.С. Лапин. -М.: Юрайт, 2017. - 288 c. ↑
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)-Режим доступа http://www.consultant.ru (дата обращения 02.01.2019г.) ↑
-
Кокурин Г. К вопросу о понятии результатов оперативно-розыскной деятельности/ Г.К. Кокурин // Бизнес, менеджмент и право. 2015. № 1. С. 93-97. ↑
-
Уголовный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996г. №63-ФЗ [ред. от 12.11.2018г.] ↑
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 18.12.2001г. №174-ФЗ [ред. от 12.11.2018г.] ↑