Файл: Правовая основа оперативно-розыскной деятельности в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1910 г. МВД создало Инструкцию сотрудникам сыскных подразделений, где были отражены вопросы по организации и тактики надзора за преступными группами путем осуществления специальной деятельности. С 1910 г. организация службы уголовного сыска, а также уголовной полиции в России регулировалась Законом «Об организации сыскной части». В данном законе ставились задачи, а также полномочия и обязанности отделов сыскной полиции, разъяснялись права и обязанности руководителей отделов сыскных отделений.

Инструкция по организации внутреннего наблюдения в розыскных отделах в 1914 г. стала новым этапом полицейского ведомства по улучшению правового регулирования ОРД, в данной инструкции описывалась деятельность сыскных отделений, детально описывались организационные и тактические моменты специальной работы.

Как считали авторы данной Инструкции, успех в реализации ОРД заключался в том, чтобы у офицеров специальных служб были такие психологические качества, как настойчивость, а также терпение и сдержанность, не маловажными были и осторожность, мягкость, навык по определению характера собеседника и определить его слабые и сильные его стороны, способность расположить к себе человека, а также умение подчинять человека своему влиянию.[5]

В годы правления советской власти реформируется и уточняется статус правого регулирование ОРД. Постепенно он становится специализированной область для функционирования специальных ведомств.

В созданном в 1918 г. «Руководстве для чрезвычайных комиссий» нормативно были прописаны организационные, тактические, а также морально-психологические и правовые особенности ОРД, давалась правило конспирации, общения с лицами как подозреваемыми так и свидетелями, воздействия на данных лиц, а также использования методов сыска, основные обязанности сотрудников осуществляющих розыск, кроме того практические рекомендации касательно организации и осуществления наблюдения, правила производства дознания.

В ратифицированном коллегией НКВД в октябре 1918 г. «Положение по организации отделов уголовного розыска» прописывалось наблюдение за лицами, которые подозреваются в совершении преступлений, методами слежки извне, с привлечением внутреннего наблюдения посредствам специальных лиц, которые проникали в преступные группы и изнутри доставали информацию о противоправной деятельность данной группы.[6]

Сотрудникам секретных служб определялась деятельность в частности охрана революционного порядка по средствам негласного расследования уголовных дел и борьбы с преступными группами. Документы данного периода дают сделать заключение о том, что под негласным расследованием определялись ОРМ, которые предусмотрены в наше время Законом об ОРД (ст. 6) а также ведомственными нормативно-правовыми актами.


Разработанная на основании данного положения инструкция по уголовному розыску прямо прописывала сотрудникам служб в целях предупреждения, а также раскрытия уголовных преступлений применить формы и методы ОРД.

В научном сообществе считается, что Инструкция 1921 г. стала началом нормативно-правового регулирования ОРД, отделов криминальной милиции.

ОРД активно использовались и в тюрьмах, но отсутствие нормативно-правового регулирования, как следствие значительно снижали ее эффективность. На основании этого в будущем опыт организации ОРД, который был накоплен подразделениями НКВД и в отделах уголовного розыска, был использован с целью разработки специального документа НКВД РСФСР 1923 г., который предписывал сотрудникам осуществление ОРД в исправительных учреждениях.[7]

Формально ОРД была закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе 1923 г. Так в ст. 93 УПК РСФСР была прописана возможность реализации ОРД в тех случаях, когда поступали анонимные заявления от граждан о совершенных или только готовящихся преступлениях. Анонимные заявления чаще всего несли информацию о совершенных преступлениях. Поэтому сотрудники специальных служб использовали данные источники оперативной информации, совмещая их внедрением в преступные группы.

В середине 1930-х гг. стала необходима специализации оперативных служб, которые осуществляют ОРД, а именно разделения полномочий и функций этих служб. Для реализации данных целей в организации исправительных учреждений УНКВД СССР в мае 1935 г. образованы три отделения которые входили в состав отдела мест заключений. Главное оперативное руководство данной работой отдано ГУЛАГ.[8] Уже в марте 1937 г. была организована служба БХСС, в задачи которой входила борьба с преступлениями экономического характера, например, хищения, спекуляция, взяточничество. Часть должностных обязанностей специальных отделов милиции были переданы из НКВД.

Начальные шаги по созданию самостоятельного нормативно-правового акта связанным с проблемами борьбы криминальных угроз, а также предотвращению преступлений против государства, были проделаны в конце 1960-х – начале 70-х годов, в тот момент, когда в МВД СССР уже был составлен проект, который носил название Основы законодательства Союза ССР, а также союзных республик в сфере профилактике преступлений. Другая попытка, которая окончилась также без результата, была сделана в 1990 г.


ОРД в изучаемый период развивалась строго как секретная наука, что, конечно, не могло не отразиться как на методике, так и на направлениях исследования, и конечно формирование предмета науки в общем. Схоже развивалось правовое регулирование ОРД: так как процесс оперативно-розыскной работы регулировался исключительно секретными ведомственными приказами, а также инструкциями.

Уже в 1990 г. в ст. 29 об Основах уголовного судопроизводства СССР были сделаны дополнения. А именно законодатель в первый раз сделал попытку определить само место оперативно-розыскной деятельности в общей системе уголовного судопроизводства.

Так в марте 1992 г. произошло принятие Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», который является первым нормативно-правовым актом, где открыто прописаны общие положения ОРД, их основания, а также условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, соответственно гарантии соблюдения прав граждан при реализации ОРД, контроль, а также надзор за данным видом деятельности. Само принятие Закона дало мощный толчок для дальнейшего развития нормативно-правовой базы ОРД.

Ведь с принятием данного закона можно говорить о возникновение оперативно-розыскного права как самостоятельной отрасли права.

Схожего мнения имеют и другие ученые. Например, законотворческий коллектив, который сделал комментарий Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», отметил, что данная работа стала хорошей попыткой на пути системного подхода к оперативно-розыскному законодательству в взаимосвязи с конституцией РФ, а также нормами иных отраслей права.[9]

Конечно с этим в юридической литературе согласились не все существует и противоположное мнение. А именно, некоторые ученые отрицают сам факт существования отрасли оперативно-розыскного права.

Хотя оперативно-розыскные мероприятия, по своей природе являются разведывательными, и не создают общественных правоотношений, но, если изучить любое из положений Закона касательно ОРД, в нем не найти признаков процедурной нормы, то есть (гипотеза - диспозиция - санкция), которые порождают определенные правоотношения и позволяют говорить о необходимом в правовом регулировании процессе, который существует параллельно уголовному процессу.

Данный подход к изучению правовой основы оперативно-розыскной деятельности, как полагают ученые, слабо аргументирован.

В общей теории права признанно, что основанием для разграничения права на отрасли становятся предмет и метод правового регулирования. Так предмет является основным материальным критерием, который определяет деления права на отрасли и институты, метод является - дополнительным, то есть юридическим критерием. Хотя оба данных критерия в равной степени имеют основополагающую роль в дифференциации права.


Согласно общим положениям теории права, самим предметом правового регулирования становятся общественные отношения. Кроме этого, в российской юридической науке считается, что элементы общественных отношений, которые составляют самостоятельные предметы регулирования, обладают определенными признаки, а именно: 1) объективная потребность отношений правового регулирования в существующих социально-экономических условиях; 2) возможность данных отношений являются объектом правовой регламентации этих отношений; 3) качественная самостоятельность данных общественных отношений.

Вывод: На основании вышеизложенного, правовое регулирование общественных отношений, связанных с оперативно-розыскной деятельностью определено объективной необходимостью для построения правового государства.

2. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности в России

2.1 Понятие и сущность основ оперативно-розыскной деятельности

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности — это совокупность законодательных и других нормативно-правовых актов, которые регламентируют данные отношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности.[10]

Часть 1 статьи 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет состав правовой основы оперативно-розыскной деятельности, первой конечно идет, Конституцию РФ, далее упомянутый Закон, и иные федеральные законы, которые приняты в соответствии с нормативно-правовыми актами федеральных органов государственной власти.

Суть основ ОРД определена в тех задачах, которые возложены на органы ОРД, то есть, выявление, предупреждение, а также пресечение и раскрытие преступлений, поиск лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия или суда, и которые уклоняются от уголовного наказания; работа по получению информации о событиях или же действиях (бездействии), которое создают угрозу как государственной, так и военной, экономической и информационной, а также экологической безопасности Российской Федерации.[11]


При том на основании закона принципами ОРД становятся законность, уважение, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина, кроме этого, в силу узкой направленности ОРД, так же принципы конспирации, сочетание гласных, а также негласных методов и средств.

Вывод: На основании вышеописанного основы ОРД это совокупность нормативно-правовых актов регулирующих данную деятельность и отвечающих принципам ОРД.

2.2 Нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности

В теории отечественного права правовое регулирование понимается как специфическая деятельность государства, а также его органов, должностных лиц по обеспечению безопасности общественных отношений в порядке установленных правовых норм и в необходимых случаях принятие персонального регламентирующего решения касательно юридически важных вопросов, возникающих в сфере данных отношений. Из этого следует, что суть правового регулирования – имеет функциональную, управленческую форму.

При этом в данной деятельности на основании правовых норм регулируются такие отношения как государства и гражданина, с целью защиты главных интересов личности, а также общества и государства.

Из этого следует, что правовое регулирование ОРД – императивную форму (нормативно - властного воздействия) Российского государства на появляющиеся, развивающиеся и прекращающиеся в ОРД и связанные с ней общественные отношения для их регулирования.

В отечественной теории ОРД правовую основу принято разделять на пять уровней.[12] Так в первый уровень входят Конституцию РФ, а также федеральные конституционные законы; во второй уровень входят - положения Закона об ОРД; в третьей уровень входят - иные федеральные законы; в четвертый уровень входят – нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти; в пятый уровень входят - ведомственные или межведомственные нормативно-правовые акты государственных органов.

Так Конституция РФ определяет основополагающие принципы отношений для борьбы с преступностью в взаимоотношениях между правоохранительными органами и гражданами страны, такими принципами являются признанием государства наивысшей ценностью прав и свобод человека и гражданина это статья 2, а также равенства всех граждан перед законом это статья 19, кроме того соблюдение норм международного права в сфере обеспечения прав человека это статья 17, также сюда входят обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, а также личную и семейную тайну это статья 23, кроме того неприкосновенность жилища это статья 24, наличие гарантий судебной защиты прав и свобод человека и гражданина это статья 46, презумпция невиновности это статья 49, а также ограничения основных конституционных прав в установленном законном порядке с целью обеспечения общественно значимых целей это статья 50 и иных прав. Ряд данных принципов так же закреплен в статье 3 Федерального закона об ОРД.