Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан(Теоретические аспекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что тенденцией законодательной практики в сфере оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) в настоящее время стало активное внедрение в оперативно-розыскное законодательство правовых норм, где соблюдение прав и свобод человека и гражданина гарантируются при осуществлении ОРД.
Права и свободы человека и гражданина в России гарантированы Конституцией РФ. Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается УПК РФ, основанным на Конституции РФ (ч. 1 ст. 1 УПК РФ).

При этом защита основных конституционных прав граждан выведена в качестве принципов уголовного процесса. Однако защита ряда конституционных прав не регламентирована уголовно-процессуальным законодательством должным образом, что приводит к их нарушению.

До настоящего времени законодательно не определен порядок получения и обработки при осмотре предметов (в частности, средств мобильной связи) и документов информации о частной жизни, личной и семейной тайне, т.е. персональных данных. Тем самым возможно нарушение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), а также права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ).

Объектом исследования являются общественные отношения, осуществляемые в сфере реализации оперативно-розыскной деятельности и соблюдение при этом прав граждан.

Предметом исследования является нормативные правовые акты, которые регулируют оперативно-розыскную деятельность.

Цель курсовой работы является определение проведение оперативно –розыскной деятельности и соблюдение при этом прав граждан.

Для решения поставленной цели необходимо определить круг задач.

Например, необходимо обратить свое внимание на разрешение­ следующих задач: рассмотреть теоретические аспекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий; определить обеспечение реализации права на защиту в условиях оперативно-розыскной деятельности, определить актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, проанализировать вопросы совершенствования российского законодательства в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.


Методологической основой послужил диалектический метода научного исследования. Также были использованы исторический, сравнительно – правовой, логико – юридический, системно – структурный, лингвистический и другие методы научногоо познания.

Нормативную основу работы составляют положения Конституции РФ, Уголовный Кодекс РФ (далее –УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – УПК РФ), федеральные законы – «Об оперативно-розыскной деятельности».

Теоретическая база представлена трудами таких известных учёных – юристов, как: И.А. Иванов, В.В. Важенин, Г.А. Кокурин, Т. Фатыхова и др.

С учетом характера и специфики темы, а также степени разработанности исследуемых в ней проблем, построена и структура курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности

1.1 Теоретические аспекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий

Статьей 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» законодателем названная «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» посвящена вопросу защиты прав человека при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, должны обеспечивать соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Это требование обращено именно к должностным лицам, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия, а именно «Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции»[1].


Соблюдение прав и свобод человека и гражданина (в первую очередь - конституционных) обеспечивается исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», других федеральных законов и подзаконных (в том числе ведомственных) нормативных актов, где определяются основания, условия, средства и порядок проведения оперативно- розыскных мероприятий с тем, чтобы исключить необоснованное ограничение данных прав. Для проведения ОРМ, ограничивающего конституционные права человека обязательно необходимо получение судебного решения.

Оперативно-розыскная деятельность, поскольку осуществляется она в большей части с применением негласных сил, методов и средств, обязательно вмешивается в сферу жизнедеятельности лиц, которые стали объектом оперативной проверки, и объективно в силу этого обстоятельства связаны с ограничением указанных конституционных прав человека и гражданина. Это ограничение допускается на основании ч.3 ст.55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы личности могут быть ограниченны федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц[2].

Каждый человек согласно ч.1 ст.23 Конституции РФ имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а ч.1 ст.24 установлен запрет на сбор, хранение, использование, распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Частная жизнь - это сфера «личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с выполнением официальных, служебных обязанностей. Составными элементами частной жизни выступают неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Применительно к соблюдению этого права при проведении оперативно-розыскных мероприятий неприкосновенность частной жизни означает запрещение на вмешательство в семейные, интимные, бытовые и другие отношения, проникновение в личную и семейную тайну, если это не является необходимым для достижения целей оперативно-розыскной деятельности.

Приведем пример из судебной практики.

Заместитель начальника УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве Занин С.И. обратился в Измайловский районный суд г. Москвы с постановлением о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия в отношении О. - наведение справок по операциям и счетам по счету № *** в АКБ «***».


В апелляционной жалобе и в дополнении к жалобе считает постановление суда незаконным и необоснованным. Указывает, что в мотивировочной части постановления не указаны предусмотренные законом основания для проведения оперативно-розыскного мероприятия. В постановлении не раскрыто, имеются ли у правоохранительных органов сведения о подготавливаемом или совершенном противоправном деянии О., в чем заключается противоправность деяния, не указаны конкретные лица общества, которые совершили или готовятся совершить противоправные деяния. Суд, проверив материалы дела, выслушав мнение участников судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит постановление суда законным и обоснованным по следующим основаниям.

Постановление заместителя руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, судья рассмотрел в установленные законом сроки в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.

Обжалуемое постановление отвечает требованиям уголовно-процессуального закона, оснований для признания его незаконным по доводам апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не находит.

Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения, поскольку опровергаются материалами, представленными в обоснование ходатайства заместителя руководителя управления полиции, и постановлением суда.

Следует отметить, что преступная деятельность не относится к сфере личной жизни лица, сведения о которой не допускается собирать, хранить, использовать и распространять без его согласия, а потому проведение оперативно-розыскных мероприятий (в том числе и негласных) для разрешения задач оперативно-розыскной деятельности не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных cт. 24 Конституции РФ[3].

Вместе с тем Федеральный закон «Об ОРД» запрещает разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, ставшие известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия лица, если они не касаются преступной деятельности[4].

Исходя из вышеуказанного - если оглашение сведений о частной жизни лица, незаконно добытых в ходе проведения ОРМ способствовало поднятию его авторитета, либо никак не отразилось и не причинило вреда его правам - ответственность лица, осуществившего сбор и разглашение таких сведений не наступит.


На наш взгляд из приведенного выше комментария не совсем ясно, каким образом, возможно, не причинить вред конституционным правам человека, огласив сведения о его частной жизни (пусть даже и не отразившихся на реноме), соответственно предварительно незаконно их добыв. Логичной, является невозможность распространения сведений предварительно не собранных. Ответственность должна наступать уже за незаконный сбор такого рода информации, и именно об этом сказано в Конституции РФ, расширительное толкование которой по общим правилам юриспруденции недопустимо.

В части 1 от. 138 УК РФ «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» имеется пробел, а именно -предусматривается ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений только граждан. Таким образом, установленные в от. 23 Конституции РФ права человека на неприкосновенность частной жизни не распространяются на лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством и иностранных граждан. Право на неприкосновенность жилища (ст.25 Конституции РФ) означает запрет на проникновение в жилые помещения против воли законно проживающих в нем лиц (собственников, арендаторов, нанимателей). Другие лица, проживающие или находящиеся в жилом помещении, таким правом, по мнению В. Гусева - не обладают[5]. Данное утверждение является на наш взгляд не бесспорным.

Если лицо вынужденно соглашается на проникновение в жилище (уступая угрозе применения оружия, спецсредств, силовых действий), имеет место нарушение его (лица) конституционного права.

Приведем пример из судебной практики. С **** ОМВД России по Петушинскому району проводилась доследственная проверка по заявлению ФИО1 о том, что **** в отношении нее было совершено мошенничество, в ходе которого злоумышленник в целях достижения своего преступного умысла использовал для связи с ФИО1 номер телефона сотовой связи **** **** Злоумышленник сообщил ФИО1 что ее сын сбил девушку, и необходимы деньги для урегулирования данного вопроса. После этого злоумышленник вызвал такси «****», на котором ФИО1 доехала до «****» и перечислила денежные средства в сумме **** рублей на абонентский **** (оператор связи не определен). Установлено, что такси злоумышленник вызывал с абонентского номера ****(****).

В ходе доследственной проверки начальник полиции ОМВД России по Петушинскому району ФИО2 **** возбудил перед судом ходатайство о проведении в отношении неустановленного лица оперативно-розыскных мероприятий, а именно «Наведение справок» и «Снятие информации с технических каналов связи», включающих в себя: